Конспект урока по теме: Пьеса А.Вампилова Старший сын
Конспект урока по теме: «Пьеса А.Вампилова «Старший сын»
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя в классе.
Слово учителя: На прошлом занятии вы познакомились с этим произведением и посмотрели фильм.
Скажите, для чего вообще нам нужно читать художественную литературу? (Узнавать что-то новое, делать выводы, задумываться о своих и о поступках других людей и т.д.).
Я уверена, что это произведение никого из вас не оставило равнодушным.
На экране вы видите главных героев пьесы.
Блиц-опрос
- Какой герой вызвал у тебя симпатию и почему?
- Какой герой вызвал у тебя сочувствие и почему?
- Какой герой вызывает у тебя возмущение?
- Какого героя ты осуждаешь и за что?
Анализ образа главного героя СарафановаЛексическая работа
- Назовите главного героя произведения, вокруг которого разворачивается действие в пьесе (Сарафанов Андрей Григорьевич).
Давайте подберем эпитеты, характеризующие этого человека, и запишем их в тетрадь.
Итак, Сарафанов. Какой он? (добрый, мягкий, мечтательный, ранимый, доверчивый, любящий отец, скромный, творческий)
- Чем занимается Андрей Григорьевич? (Играет в оркестре, на похоронах, но скрывает это от детей. Несколько лет сочиняет симфонию, которая, по его убеждению, должна стать шедевром).
- Согласны ли вы с утверждением, что родители должны подавать пример своим детям?
- Каким должен быть отец, подающий достойный пример своим детям?(слайды)
(сильный, состоявшийся, обеспеченный, с престижной работой, без вредных привычек, справедливый, честный)
Анализ образов детей Сарафанова, Васеньки и Нины.
- Давайте обратим внимание на детей Сарафанова. Можно ли сказать, что он воспитал хороших детей?
- Почему он растил детей один? (мать ушла к другому и бросила семью, когда дети были совсем маленькими).
Получается, что Андрей Григорьевич был для них и отцом, и матерью.
Возможно, поэтому он такой мягкий.
Но! Обратите внимание, что дети выросли в какой-то степени эгоистичными (Нина уезжает с женихом на Сахалин, не столько по любви выходя замуж, сколько от желания уехать из захолустья; а Васенька – капризный, из-за несчастной любви собирается уезжать куда глаза глядят, не задумавшись о том, как отец будет жить один).
Таким образом, можем прийти к выводу, что чрезмерная забота, опека и любовь отца сделала детей избалованными.
- Как вы считаете, как стоит воспитывать детей, чтобы не оказаться в подобной ситуации? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос? (Нет).
Анализ образа Владимира Бусыгина.
- Как вы оцениваете поступок Бусыгина? Подберите 3 наречия, характеризующие его. (Он поступил как? Жестоко, бесчеловечно, безнравственно).
- Почему он придумал именно такую «легенду»? (сам вырос без отца, и всю жизнь хотел его разыскать. Решил таким образом «отомстить» постороннему человеку).
- Можем ли мы найти смягчающие обстоятельства? (детская психологическая травма)
- Меняется ли Бусыгин по мере общения с семьей Сарафанова? (Да, он понимает, что попал в хорошую семью, и со временем сам начинает верить, что он сын Сарафанова, влюбляется в Нину, и это становится еще одним драматическим моментом в его положении).
Просмотр фрагмента фильма
Студенты смотрят финальную сцену фильма, где Бусыгин признается в том, что не является сыном Сарафанова.
- Почему Сарафанов не верит, что Володя не его сын?
Получается, родство людей – это не то, что написано на бумаге, это – чувства людей, духовное родство.
И, как мы видим в этом произведении, отец – это родной, близкий человек, который дарит детям заботу, любовь и внимание, воспоминания о которых сохраняются на всю жизнь.
Прослушивание песни в сопровождении видеоряда (фотографии студентов с папами).
В.Мясников, «Песня про наших пап».
- Как вы понимаете фразу: «Просто отцом ещё мало стать, постараться стать надо папой»?
Сам Бусыгин говорит Васе: «Твой папа – это мой отец».
Задание на развитие ассоциативного мышления.
Запишем в тетрадях 2 слова:
Отец папа
Какие ассоциации у вас вызывает слово «отец»? Кто такой отец? (Биологический отец ребенка, это слово пишется в свидетельстве о рождении)
Отец какой? Само слово на какие мысли наталкивает? (строгий)
- А с какими чувствами у вас ассоциируется слово «папа»? (радость, забота, любовь, доброта, нежность)
Ролевая игра.
Все вы – будущие родители. Мы с вами уже говорили на эту тему. Поднимите руки те, кто хочет сына. А кто хочет дочку?
Бытует мнение, что с девочкой отцу справляться сложнее, чаще ее воспитанием занимается мама. Но как мы видим в пьесе, отец вполне может заниматься воспитанием как сына, так и дочери.
А сейчас я попрошу выйти к доске 3-х человек.
Встаньте в строй. Сейчас вам будет предложена ситуация, в которой вы как родители должны разобраться. Если затрудняетесь с аргументами, то уступаете место товарищу.
Представьте, что к вам пришла ваша 17-летняя дочь и заявляет:
«Папа, вот ты меня заставил поступить в экономический институт. Я вот отучилась почти год и поняла, что не хочу больше учиться. Знаешь, в наше время диплом не так уж и нужен. И вообще, для девушки главное – хорошо выглядеть и найти хорошего состоятельного мужа, который будет ее обеспечивать». Студенты высказывают аргументы.
Творческое задание.
Итак, вы прочитали пьесу, посмотрели фильм и даже побывали в роли родителей. А сейчас я попрошу вас ответить на вопрос «О чем я задумался после изучения пьесы А.Вампилова «Старший сын»?»
Зачитывание ответов (анонимно).
Я думаю, что вы задумались, как непросто вашим родителям, как тяжело воспитывать детей, особенно чем старше они становятся. И я думаю, наша с вами задача – заботиться о наших родителях, беречь их, стараться находить с ними общий язык, компромисс и быть благодарными за все, что они для нас делают.
Выставление оценок.
Рефлексия.
Продолжите фразу: На сегодняшнем уроке…
- Я сознал, что…
- Я понял, что…
- Я вспомнил…
- У меня возникло желание…
- Мне понравилось…
- Мне было интересно…
Домашнее задание. Прочитать «Колымские рассказы» В.Шаламова, 2 рассказа на выбор.
Спасибо всем за работу.