Словарная работа на уроках русского языка ( из опыта работы)
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка – путь повышения языковой культуры учащихся
(из опыта работы)
Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г. Паустовский
Концепция: слово – инструмент познания мира.
Цель:
- обогащение словарного запаса учащихся, отработка орфографической зоркости;
- развитие связной речи учащихся;
- повышение языковой культуры, формирование внимания, уважения и любви к родному языку.
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, но и обычные наши родные слова.
Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Слово на уроке можно рассмотреть одновременно в четырёх аспектах: орфографическом, орфоэпическом, лексико-семантическом, синтаксическом. Следуя принципу А.М. Пешковского, утверждавшему, что «сперва услышать, а затем смотреть, как это писано», вначале знакомимся с орфографическим обликом слова, даём его толкование, выясняем лексическое значение, если это необходимо. Зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать.
Специальная словарная работа на уроках проводится в виде словарно-орфографической минутки и/или пятиминутки, орфографической зарядки и других форм работы. Их содержание и требования в целом стандартны.
А) На доске или в таблице даётся 3-5 новых слов, в старших классах – 7-10; за счёт следующего введения гнёзд и/или цепочек однокоренных слов общее количество изученных слов значительно возрастает.
Б) Требуется:
- правильно переписать слова в тетрадь;
- поставить ударение;
- выделить корень слова;
- обозначить орфограммы – их надо «есть глазами»;
- проговорить слова орфографически – хором, шёпотом, нараспев;
-применять возможные способы проверки (каморка – камера; педаль – велосипед, квитанция – квиты, балкон – балка и т.д. );
- употребить слова в словосочетаниях или предложениях;
- заучить слова любым способом, например, как советуют психологи, закрыть глаза и тихо повторять слова в течение 1-2-х минут или представить слова написанными крупно и ярко на бегущей строке;
- проверить качество заучивания: написать слова в словарик, в тетради под диктовку или по памяти.
Таким образом, работа над ошибками словарной группы требует орфографического чтения, запоминания графического образа орфограммы, выявления этимологии слова, записи слова с необходимыми графическими обозначениями.
Словарно- орфографическая работа эффективна, если
- учитель постоянно актуализирует незнакомые слова или значения известных слов, осуществляет текущую проверку запоминания лексики;
- учащиеся во всех текстах ищут трудные слова для запоминания, работают со словарями, стараются запомнить написание разными способами;
- новые слова включаются в упражнения и опрос, ученик выходит отвечать со словариком или тетрадью;
- проводятся разные виды контрольно-обучающих работ, конкурсы «Кто запомнил больше словарных слов», тестирование, словарные диктанты.
Из своего опыта работы знаю, что дети любят писать проверочные словарные работы на четвертушках или половинках листа.
I. Для выработки орфографической зоркости я провожу различные зрительные диктанты.
Заранее печатаю на узких лентах картона цветным шрифтом необходимое количество «трудных» слов, ленты вставляю между рейками наборного полотна. Знакомимся с написанием слов, затем убираю по одному слову, а ученики записывают их под диктовку. В конце работы ленты со словами по очереди возвращаю обратно, а ребята самостоятельно проверяют написанное.
С этой же целью провожу диктант со взаимопроверкой. После того, как дома ученики подготовились к словарному диктанту ( УМК под ред. М.М. Разумовской - ЗСП), в классе записывают слова очередного ЗСП под диктовку, обозначая, где это необходимо, морфемный состав слова. Затем собранные тетради или листочки я перемешиваю и раздаю так, чтобы каждому досталась чужая работа. Можно применить «работу в парах». Читаю текст, проговаривая слова орфографически, отвечаю на вопросы проверяющих. Ребята исправляют ошибки, выносят условные значки на поля, подсчитывают количество ошибок, ставят оценки, пишут свою фамилию. После сбора работ я перепроверяю записанное и снижаю оценку тому, кто не увидел ошибки или неверно оценил диктант.
II. В V-VI классах при закреплении некоторых тем в качестве занимательного материала использую следующий материал. После записи и проверки словарного диктанта обучающиеся получают следующее задание: составьте небольшой текст на определённую тему, включив как можно больше слов из словарного диктанта. Получаются примерно такие тексты.
1. Я собираюсь в путь.
Я надел узкий костюм с большими пуговицами и затянулся кожаным ремнём. Потом набросил шубёнку, натянул шерстяные перчатки и поспешил на дальнюю станцию. В купе поезда звучала поразительная мелодия.
2. Невезучий день.
Вчера у меня был самый невезучий день.
Во-первых, я нечаянно разорвал мамин шёлковый халат.
Во-вторых, мне купили узкий костюм с большими пуговицами.
В-третьих, я измарал в извёстке папин чёрный пиджак и забыл поставить ботинки для просушки. И, наконец, потерял перчатки из шерсти.
Одним словом, невезуха!
3. Беспорядок.
У мальчика в прихожей целый склад! Там висит чёрный пиджак, шёлковый халат. Узкий костюм с большими пуговицами лежит на полке с обувью, а из кармана торчит жёлтый карандаш. Мягкий бархат постелен на пороге в качестве коврика, а десятилетний мальчик положил на него ботинки для просушки. Сам он рассказывает другу историю о дальней станции. Они оба наслаждаются выразительным чтением и поразительной музыкой.
Задания такого типа способствуют развитию речи обучающихся, обогащению их словарного запаса.
III. Часто использую в работе орфоэпические словарные диктанты и упражнения по орфоэпии. Например:
1. Найдите ошибки. Какие из них являются орфоэпическими? Произнесите слова правильно.
Ездиет, включишь, ляжь, портфель, торты, положь, лектора, кухонный, мене (мне), снех и т.д.2. Понаблюдайте за тем, как дикторы телевидения и радио произносят причастия и деепричастия. Запишите свои наблюдения.
3. В словарике «Говори правильно» (см. учебник) найдите причастия, деепричастия и наречия. Выпишите их с орфоэпическими пометами. Затем произнесите правильно.
4. Закончите данные предложения. Затем прочитайте вслух, соблюдая нормы произношения и ударения.
1) Орфоэпия изучает…
2) Орфоэпический словарь служит для…
3) Наблюдения за речью дикторов помогают…
4) Орфоэпический разбор слов помогает…
5) Знать причины орфоэпических ошибок нужно…
5. Прочитайте вслух без предварительной подготовки, исправьте произносительные ошибки, которые допустил Петя. Как называются такие ошибки?
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «коЛидор».
«ДиЛектор» входит в кабинет…»
«Закрой магАзин на обед…»
«Хозяйка моет стаканЫ»
«СеКёт свеклУ»
«ПеКёт блины»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Ю. Тимянский
IV. Орфографическую зоркость обучающихся можно развивать и через развитие умения записывать правило в виде схемы, таблицы. При изучении темы «Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЩИК,
-ЧИК я рисую на доске звёздочку . На концах её лучей записываются пять букв Т, Ж, З, Д, С, после которых по современной орфографической норме следует писать –ЧИК.
В результате подбора нужной «орфографической лексики» оформляем таблицу (примеры записываются рядом с нужной буквой): Т – ЛЁТЧИК, ГАЗЕТЧИК; Ж – ПЕРЕБЕЖЧИК; З – РАССКАЗЧИК, ГРУЗЧИК; Д – ВОДОПРОВОДЧИК, РАЗВЕДЧИК; С – ПОДПИСЧИК, РАЗНОСЧИК.
Чтобы учащиеся легче запомнили буквы, «притягивающие суффикс –чик, предлагаю им запомнить фразу: «я ТоЖе ЗДеСь».
С большим интересом обучающиеся выполняют задания, которые несколько отличаются от тех, которые обычно встречаются в учебнике, например:
1. Ответь на вопросы:
Кто рубит лес?
Кто разводит пчёл?
Кто ловит рыбу?
Что за слова ты назвал? Как они называются? Что нужно знать об их правописании?
2. Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное.
Куст – стук, атлас - … карп -…
Сосна - … кайма - …
V. С XIX века в учебной литературе для учащихся используются перечни слов, словарики как разновидность памяток. Детям с плохой памятью изучать правописание помогают разнообразные приёмы запоминания. «Запоминалки - напоминалки» можно подобрать в литературе, а также сочинить самостоятельно или позаимствовать у коллег.
Опорные предложения на смешиваемые случаи.
Кот в тарелку залезал и сметаны полизал.
Когда изморозь – морозит, а когда изморось – моросит.
Двое начальников и один военачальник.
На столе карбонады и маринады, а в химии – фосфаты и карбонаты.
Рифмованные правила, служащие дополнением к основным.
ГОР иль ГАР? – себя спрошу.
Сомневаюсь – О пишу.
Заря, зарница, озарённый, озарять
По слову зарево я буду проверять.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть.
И обидеть, и терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Можно, на основе советов психологов, составлять разные памятки-инструкции, обучающие запоминанию.
Памятка
Как развить зрительную память?
1. Открой словарик, выбери три слова на любую букву.
2. Молча смотри на каждое слово несколько секунд (5 сек.).
3. Закрой книгу, попробуй записать слова по памяти, соблюдая их последовательность.
4. Через десять секунд (после отдыха) повтори тренировку, но с другими словами.
5. Если убедился, что три слова тебе под силу, увеличь объём до 4-5 слов, затем до десяти и больше.
VI. Изучение орфографических исключений. Орфографические исключения – это слова-исключения с написаниями «против» правила. И ограничители действия правила. При сообщении нового материала в методике орфографии принято сначала изучить привило и написания по правилу, а затем исключения. Как средство активизации внимания и памяти можно использовать приём «запоминай наоборот»:
50 прОцентов дОцентов носят докУменты в пОртфеле, а остальные 50 процЕнтов доцЕнтов носят докумЕнты в портфЕле.
Некоторые правила хорошо запоминаются именно благодаря исключениям, противопоставленным написаниям по правилу. Например, если только в трёх словах (УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ) на конце наречий после шипящих Ь не пишется, то, соответственно, на конце всех других наречий надо писать Ь: вскачь, наотмашь, настежь.
На уроках по орфографии слова-исключения традиционно запоминаются списком, путём механического заучивания. С целью активизации их запоминания рекомендуется использовать приёмы мнемотехники, в том числе создание зрительного образа, объединение слов контекстом, включив трудные слова в связный текст. Например, С.В. Волков составил диктант «на засыпку», где использовал53 трудных случая правописания, в том числе и исключения.( Волков В.С. Диктанты на засыпку//Русский язык. – 1996. - №1).
Таким образом, с целью обогащения словаря учащихся разнообразной лексикой можно использовать задания разного характера:
- узнавание в тексте слов, относящихся к определённой лексике;
- подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антономических пар и выяснение их значений;
- подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;
- работа над прямым и переносным значением слова;
- употребление речевых оборотов;
- работа с пословицами и поговорками;
- выполнение различных творческих работ;
- работа со словарями.
В настоящее время, помимо существующих, в свет выходят всё новые и новые словари. Работа с ними облегчает во многом жизнь людей, т. к. в них собраны сотни тысяч слов, объяснены их лексические значения сферы употребления и т. д. Можно предложить ребятам составить какой- либо несуществующий словарь. Данный вид работы предполагает долгий, упорный труд, потому что только в этом случае можно добиться желаемого результата. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у обучающихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры, обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие. В Vклассе на первом родительском собрании рекомендую родителям приобрести для ученика следующие «настольные книги» - словари:
- Толковый словарь русского языка. Автор – составитель С.И. Ожегов;
- Орфографический словарь. Академическое издание;
- Словарь иностранных слов;
- Этимологический словарь.
Моя задача – каждым уроком доказывать важность правильного словоупотребления и искусства речи. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ – овладение грамотной и красивой речью – необходимое условие их роста, дальнейшего успеха в жизни, осуществления мечты. Очень хотелось бы, чтобы все выпускники излагали свои мысли точно, ярко, убедительно.
Работа со словом объёмна и при всём желании не может занимать на уроке много времени, поэтому целесообразно ею заниматься во внеурочное время, на кружках, факультативах. Для этого нужно тщательно отбирать словарный материал, определить время работы над ним и методы, которые будут интересны и эффективны.
Литература
1. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1983.
2. Острикова Т.А. Орфография в школе. – М.,Вербум – М, 2008.
3. Волков С.В. Диктанты на засыпку// Русский язык. – 1996. – 31.
4. Косолапова А.А. Дидактические игры при изучении темы «Лексика»// РЯШ. – 1990.- №6.
5. Смышляева С.В., Габитовав.Ф. «А я делаю так…»// РЯШ.- 1991.- №4.
6. Лебедев Н.М., Журавлёва Т.В. «А я делаю так…»// РЯШ. – 1991.- №3.
7. Пишите и говорите правильно. Словарь-справочник. – М. – 2002.