Система работы с непроверяемыми написаниями


В системе работы над развитием орфографической зоркости большое значение имеет работа над так называемыми трудными словами, т.е. словами с непроверяемыми написаниями. Таких слов в нашем языке имеется большое количество. Среди них есть исконно русские (макушка, ладья, заковыристый и др.), но большинство этих слов заимствовано из других языков (абориген, катаклизм, дифирамб и др.).
Трудность в написании слов с безударными гласными обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в безударном положении гласные в русском языке редуцируются, то есть утрачивают отчетливость звучания и сокращаются количественно. Значительную часть слов с безударными гласными в корне можно проверить, подобрав родственное слово или изменив его форму так, чтобы на проверяемую гласную падало ударение: безукоризненно - укор, образ – образчик, обнажить – наг. Это же можно сказать и о словах иноязычного происхождения: экстернат – экстерн, келейный – келья, блокнот – блок и др. Однако во многих словах безударные гласные корня проверить нельзя: они пишутся по традиционному принципу по той причине, что данное написание закрепилось в прошлом (лягушка, щавель), либо потому, что русское написание опирается на написание слова в языке-первоисточнике (пианино, линолеум). Следовательно, вторая причина ошибок в словах с безударными гласными заключается в том, что фактически отсутствуют или затруднены (в частности, затемненной этимологией, то есть неясностью происхождения) способы проверки названных написаний. Поэтому нерегулируемые написания проверяются по словарю или заучиванию.
Не меньшую трудность для носителей языка представляет написание удвоенных согласных в корнях слов. Как правило, это слова иноязычного происхождения (диггер, пассатижи, аппассионата и др.).
В ряде слов, как иноязычных, так и исконно русских, определенные затруднения вызывает правописание непроверяемых и труднопроверяемых согласных (яства, потчевать, вокзал и др.)
Кроме того, в результате активного пополнения словаря новыми иноязычными словами (римейк, ноутбук и др.) и активизацией вышедших ранее из активного употребления слов в последние десятилетия (кадет, гимназия и др.) список слов с непроверяемыми написаниями значительно расширился.
К сожалению, ошибки в написаниях данных слов, часто встречающиеся в печатных текстах, например, в объявлениях, статьях, памятках и дажекнигах, а также колебания в нормах их правописания (риелтор и риэлтор, поп-корн и попкорн и др.) затрудняют из усвоение.
Другой причиной частотности ошибок с ловах с нерегулируемыми написаниями является непонимание их лексического значения. В связи с этим зачастую учащиеся механически заучивают орфограммы в таких словах, не соотнося графически образ слова с его смыслом. Отсюда и обилие речевых и грамматических ошибок, связанных с употреблением слов несвойственном ему значении, неправильном слово и формообразованием, нарушением норм сочетаемости слов, а также невозможность включения данных слов в активный словарь обучающихся. К подобным ошибкам можно отнести следующие: спелое фейхоа (фейхоа – существительное женского рода); прочитать блокбастер (блокбастер – выдающийся по своим качествам фильм-боевик) и др.Во многом успешность усвоения непроверяемых написаний зависит от качества организации словарной работы в период школьного обучения. Как уже было сказано выше, эта работа часто сводится к механическому заучиванию трудных в орфографическом плане слов и написанию словарных диктантов. Как показывает практика, стойких положительных результатов такая работа не дает. Выясняется, что учащиеся не владеют способами совершенствования орфографических умений и навыков, связанных с написанием непроверяемых слов. Далеко не все в случае затруднения обращаются к словарям иностранных слов, лексических трудностей, орфографическому и тем более этимологическому словарю, не имеют привычки запечатлевать графический облик новых, малознакомых слов, уточнять их лексическое значение. Отчасти это обусловлено тем, что даже часто употребляемые в СМИ, учебно-научной и художественной литературе, устной речи слова с непроверяемыми написаниями не всегда включают в упражнения, применяемые при изучении того или иного раздела языкознания, а упражнений, способствующих усвоению непроверяемых написаний, в учебниках для школьников явно недостаточно, причем дидактический материал в них не отличается новизной и разнообразием (чаще всего эти упражнения включают задания на заполнение пропусков букв в словах).
Принимая во внимание мнение многих ученых-методистов, исследовавших проблемы обучения непроверяемым написаниям (Н.Н.Алгазина, В.В.Ераткина, Н.Н.Китаев, Г.Н.Приступа и др.) в качестве способов совершенствования умения писать непроверяемые слова я отобрала следующие:
Регулярное обращение к словарям с целью уточнения толкования, сочетаемости, этимологии, написания непроверяемых и труднопроверяемых слов;
Ведение словариков, в которых фиксируется информация о вновь встретившихся словах, уточненном значении слов и т.д.;
Послоговое орфографическое проговаривание непроверяемых слов, которое способствует путем подключения речевых кинестезий (движение органов речи) более прочному запоминанию буквенного облика слов;
Выполнение упражнений, активизирующих работу мысли и памяти: составление словосочетаний и предложений с данными словами, группировка по орфографическому признаку, то есть запись слов по группам в зависимости от написаний, смысловая группировка, подбор синонимов и антонимов, этимологический анализ и др.;
Включение слов с трудными написаниями в собственные высказывания;
Написание слуховых и зрительных диктантов;
Запоминание слов не в отдельности, а групп структурно обьединенных слов (теория – теоретик – теоретизировать; терраса – территория – террариум – терракотовый и др.) так как выбор букв в них соответсвует принципу единообразного написания морфем.
Вообще во многом успешность усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами зависит от систематичности в работе, разнообразия дидактического материала. Качество усвоения будет тем прочнее, чем чаще встречаются обучающиеся с данным написание в живой речи и учебной деятельности.
Теперь же настала речь рассказать, как представить новое словарное слово, чтобы оно затронуло интерес и эмоции учащихся. Эта очень полезная и не оставляющая равнодушным детей деятельность организуется с помощью следующих упражнений, выполнение которых одновременно развивает важнейшие интеллектуальные качества школьника, интенсифицирует речемыслительные процессы и значительно увеличивает роль школьника в организации учебного процесса в качестве заинтересованного субъекта, а не только объект обучения.
Ранее представление слов я проводила только в форме зрительного диктанта. Отбирала 5-6 слов, помещала на доску, открывала их на 7-8 секунд, причем учащиеся должны были прочитать их не по слогам, а как бы фотографируя слово целиком. После этого они пробовали нарисовать это слово в своем внутреннем взоре и затем уже записать. Далее написание проверялось, при этом глаза учащихся делали три движения: написанное слово, слово на доске, опять написанное слово.
Зрительные диктанты эффективны, но этого недостаточно в словарной работе. Поэтому в дальнейшем я стала использовать и другие упражнения, их можно объединить в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие составление искомого слова из его частей. Например, предлагается:
Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нем 2 слова, каждый из которых может быть самостоятельным словом.
Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (Бал-кон).
Обучающий эффект такого типа упражнений можно увеличивать за счет введений заданий, направленных на определение нового слова и предусматривающих некоторые виды разбора. Хорошо вписывается в упражнения этой группы морфологической разбор, например:
Первая часть искомого слова означает место для отдыха с цветами, аллеями, иногда аттракционами, а вторая является окончанием глагола настоящего времени, 3-го лица, ед.числа, 1 спряжения. (Парк-ет.)
По мере приобретения учащимся опыта такой работы я предлагаю упражнения, в которых совмещаются какой-либо вид разбора и изученный материал по морфологии, орфографии и другим разделам языкознания.
Пример такого упражнения:
В слове БЕЙ замените букву, означающую согласный звонкий мягкий звук, на букву, означающую звук, парный ему по звонкости-глухости, и вы узнаете первую часть слова.
Вторая часть – предлог, который употребляется с творительным падежом и состоит из 2 букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук.
Третья часть – орфограмма с слове РУБЕЖ.
Назовите новое словарное слово (Пей-за-ж.)
Гораздо большего интеллектуального напряжения требуют от ребят упражнения, в которых новое словарное слово определяется без конкретных указаний. Здесь нужны смекалка и сообразительность.
Например, предлагаю:
Определите, каким способом составлено третье слово в последнем ряду:
Москит кортик мостик
Тревога пионер ?Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке (Тре-нер.)
Вторую группу представляют упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова. Здесь возможны несколько вариантов.
Замена буквы (букв) в исходном слове по указанным мною признакам. Например:
В слове ПЕЧЬ замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных твердых согласных, и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке (Жечь.)
Добавление буквы (букв) в исходное слово по указанным признакам.
Например:
В слово ПАКЕТ добавьте букву, обозначающую непарный звонкий, твердый согласный, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Паркет.)
Одновременно исключение и добавление букв в исходное слово по указанным признакам. Например:
Исключите из слова РЕДЬКА букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте 2 буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление «откуда-нибудь». Назовите новое словарное слово. (Изредка.)
К третьей группе отнесу упражнения, в которых новое словарное слово определяется путем последовательного нахождения и соединения всех его букв. Это задания универсального характера, предполагающие различные виды разбора, имеющие повторение изученного и легко вписывающиеся в тему любого урока. Например, сообщаю:
Новое слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы:
- с первой буквы начинается корень слова ПРОМОКАЕТ;
- вторая буква – окончание в слове (на) РЕЧК..;- после третьей буквы никогда не пишутся Ю,Я;
- четвертой буквой заканчивается корень слова ВЫЛЕТЕЛ;
- пятая буква – это чередующаяся гласная в корне слова ЗАРЯ. Какое это слово? (МЕЧТА).
При выполнении данных заданий максимально работают память и внимание ребят.
Задания четвертой группы предполагают, что школьники определят новое словарное слово, если выявят принцип соединения исходных слов. Кроме развития важнейших качеств интеллекта, такие упражнения помогают устанавливать межпредметные связи на уроках русского языка. Например, оформляю на доске такую запись:
Телефон, радио, ? ,пейджер.
И такое задание:
Определите принцип, в соотвествии с которым расположены слова в данном ряду, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Пятую группу составляют упражнения, в которых поиск нового словарного слова связан с темой урока. Это своего рода словарные диктанты с нетрадиционными заданиями, которые выполняются учениками с неподдельным интересом и даже на эмоциональном подъеме.
Так, на уроке по теме «Имя существительное» диктую для записи слов: фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчетливый, тяжелый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание:
Соедините первые буквы имен существительных, и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (ФУТБОЛ.)
Опыт работы с такими вариантами заданий дает возможность включать и более сложные упражнения данной группы. Например, при изучении спряжения глаголов можно предложить такое задание:
Соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов 1 спряжения, и вы узнаете словарно слово, с которым мы познакомимся на уроке:
Подключать, одолеть, зашуметь, рассказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стоять, меркнуть. (КОСТЮМ.)
Конечно, можно придумать очень много вариантов подобных упражнений. Более важным представляется другое – возможность вовлечь и самих школьников в творческий процесс самостоятельного создания данного типа упражнений и активного их использования на уроках.