Статья по русскому языку на тему Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями (1-4 классы)

Мой опыт по изучению слов с непроверяемыми написаниями

Татьяна Петровна Курилова, учитель начальных классов
МКОУ Совхозной СОШ Семилукского района
Воронежской области


Хочу поделиться с коллегами своим опытом по изучению слов с непроверяемыми гласными. Так как эта тема очень трудная, основана в основном на запоминании словарных слов, то работу над ними надо проводить систематически и целенаправленно. Только тогда она вызывает интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.
Чтобы сделать серьёзное обучение занимательным, не заставлять детей, а зажигать, заинтересовывать, приглашая детей к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопомощи. Для этого провожу много игр, ярких, эмоциональных, разнообразные виды и формы работы, которые вызывали бы самостоятельный поиск, активность пытливого, ищущего ума, развитие воли. Мною разработаны разнообразные виды и формы работы над словарными словами, дидактические игры, упражнения.
В своей работе я применяю игры из весёлой грамматики.
1. «Игры «Чей ряд лучше».
2. «Будь внимательным»
3. «Сквозная буква»
4. «Первый слог потерялся»
5. «Подумай и запиши»
6. «Собери слоги»
7. «Из каких слов выпали гласные»
8. «Где начало слова».
9. «Догадайся»
10. «Подбери слова»
11. «Кто как голос подаёт?» и другие.

Интересны игры с картинками: «Молчанка», «Кто это?», «Подпиши картинки!», «Напиши букву, которую запоминаем».
Занимательны и увлекательны игры, которые развивают орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, воображение. Это такие игры: «Кто больше?», «Словарный БОЙ», «Знаешь ли ты тему?», «Ответственный», «Цепочка», «Невежда», «Подумай и запиши!», «Прочитай слова орфографически», «Как сказать одним словом», «Замени противоположным словом», «Замени близким словом « и так далее.
Но особенно детям нравятся ролевые игры, которые не только развивают память, внимание, мышление, но воспитывают доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь, дружбу, взаимовыручку, любовь к природе, любовь ко всему живому на Земле, трудолюбие.
В этих играх дети сами выступают в роли помощников. Они собирают яблоки, грибы, морковки, колоски, шишки. Ребята ловят мышек, рыбу,
спасают от пожара дом кошки, украшают ёлку игрушками и так далее.
Эти игры занимательны и интересны. Дети с удовольствием играют.
Игры красочно оформлены, большого формата.
Эти игры я применяю и на уроках математики при отработке навыка счёта на состав чисел, также при решении задач и примеров.










Игра «Помоги зайке собрать морковки в корзинки»

На картинке Зайка. У него две корзины. Растут морковки. Надо в первую корзину собрать морковки, на которых написаны словарные слова с безударной гласной А, а в другую корзину- с безударной гласной О.
Например, морковь, огурец, урожай, овощи, капуста, малина, картофель, квартира. Вызываются два ученика. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет морковки.








Игра «Помоги мышке собрать колоски»

На картинке мышка. У нее две корзины. Растут золотые колосья пшеницы. Надо собрать колоски. В одну корзину надо положить колоски, на которых написаны слова с безударной гласной Е, а в другую с безударной гласной И.
Е И
Пш__ница Уж__н
П__сок Ул__ца
Учит__ль Р__сунок






Игра «Помоги Машеньке собрать яблоки».

Отгадайте, ребята, загадку.
- Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки.
Что это? (Яблоко). Почему любят его все?
- Какую букву запоминаем? (о).
ДаЯблокоОно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь!..Пишет так А.С.Пушкин.
-Ребята, а вы умеете яблоки собирать? Тогда помогите, пожалуйста, Машеньке собрать яблочки в ведёрки. Но в первое ведёрко надо собрать слова - яблочки с безударной гласной О, а во –второе- с А.(Можно по рядам, а можно вызвать двух учеников).
- Кто хочет? Проверим.
- Молодцы, ребята!
-Вы - хорошие помощники! Машенька благодарит вас за помощь и угощает вас спелыми яблочками.
О А
__сина Н__род
__рех Комн__та
__днажды Р__стения
__бед Кв__ртира


Игра «Помоги кошке поймать мышек».

На картинке Кошка. У нее две клетки. Надо помочь Кошке поймать мышек. Но в одну клетку надо посадить мышек, на обратной стороне которых написаны слова с безударной гласной А, а в другую с безударной гласной О.
«А»
«О»

З__вод
М__роз

Р__бота
К__ньки

М__шина
П__суда

П__льто
К__лхоз


Игра «Рыболовы»

На картине два рыбака. Они ловят рыбу. У каждого по ведру. В реке плавают рыбы. Первый рыбак должен поймать рыбки с безударной гласной И, а другой с непроверяемой Е.
Д__ректор Пр__дс__датель
Б__лет М__даль
Ул__ца Лаг__рь
Можно вызывать ребят с разных рядов или по очереди. Выигрывает тот ряд или тот ученик, который быстро поймает свои рыбки и правильно.
Игра «Кто быстрее соберет грибки»

На картинке ежик. У него две корзины. Он собирает грибы. В первую корзину надо собрать грибки с безударной гласной А, а в другую с безударной гласной О.
В__гон Ш__ссе
Ф__милия В__кзал
Г__зета Ш__фёр
С__лют П__ртрет

Слова написаны на грибках с обратной стороны, пропущена в них гласная буква. Выигрывает тот, кто быстрее соберет грибки свои и правильно вставит гласную.



Игра «Помогите белке собрать шишки».

На картинке белка, у нее две тележки. Она собирает шишки. В первую тележку собрать слова-шишки с гласной И, а в другую с Е.

Уж__н
Пр__дс__датель

Л__са
Г__рой

Ул__ца
Ж__лать


Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильно соберет слова – шишки.





Игра «Угадай, какая бабочка сядет на какой цветок».

На картинке красивые яркие цветы растут, солнце светит, бабочки летают. На бабочках с обратной стороны написаны словарные слова, надо вставить букву и по букве определить на какой цветок сядет какая бабочка. На цветках написаны буквы А, О, Е, И, Я.








Игра «Чудесная яблоня»

На картине яблоня. Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не такие обыкновенные яблоки, какие растут на любой яблоне, но большие-пребольшие - яблоки с буквами Я, О, Е, И,А.
Собрать эти яблоки сможет тот, кто подберет для каждого из них подходящее слово. Напишите слова. Проверим! Кто какие яблоки отведал? Можно проводить устно,а можно письменно.








Игра «Воздушные шары»







На картине Петрушка. У него воздушные шарики, на этих шарах гласные А, О, И, Е, Я. Можно загадать загадку и узнать кто к нам в гости пришел. Можно прочитать стих:
Петрушка в школу прибежал,
Чтоб загадки вам задать,
По шарикам воздушным
Словарные слова отгадать.
Какие словарные слова задумал Петрушка? (дети говорят или пишут). На последнем слове учитель говорит: «Правильно угадали. Это слово задумал Петрушка». Можно загадать загадки детям.






Игра «Украсим елку игрушками»

На картине Дед Мороз и Снегурочка. Они принесли игрушки. Дают задание детям. Укажите, какую игрушку повесить на какое место. На елке написаны буквы А, О, Е, И, Я. Дети берут игрушку, говорят слово словарное с гласной О, вешают игрушку на то место, где О скрепкой или магнитом. Можно написать слова на игрушках.
Закончить игру стихом о красоте елки.










Игра «Кошкин дом»

На картинке дом кошки, он горит. Курочка, собачка, зайка, лошадка бегут заливать Кошкин дом. Но не могут залить. Давайте им поможем! Кто хочет помочь курочке, должен написать словарные слова с безударной гласной А, собачке с О, зайке с Я, кошке с И, лошадке с Е. Дети пишут или говорят. Проверяем. Кто помогал кошке? Курочке? Собачке? Зайке? Лошадке?
Раз! Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!


Игра «Лесенка»
На картине лесенка, а на её вершине Буратино с золотым ключиком. На каждой ступеньке написаны словарные слова, в которые надо вставить букву. Тот, кто вставил буквы правильно, тому Буратино дарит золотой ключик. Можно организовать соревнование между учениками.
















13PAGE 141515


13PAGE 141515




15