Статья Система работы по предупреждению ошибок в словах с непроверяемыми написаниями.


Система работы по предупреждению ошибок в словах
с непроверяемыми написаниями.
Многие учителя и методисты считают, что главное – не работать над уже допущенной ошибкой, а предупредить ее. Действительно, деятельность учителя, направленная на предупреждение ошибки, повышает качество выполняемой работы, обеспечивает ученику успех в труде, поддерживает у него постоянный стимул к занятиям. Но это не значит, что учитель должен систематически предупреждать трудности, возникающие у учащихся, и подавать им в готовом виде образцы правильных рассуждений. Там, где возможно, следует использовать эти затруднения для активизации мыслительной деятельности школьников, развития у них интереса к решению поставленных задач. Тем не менее, эффективность работы во многом зависит от умения учителя предвидеть затруднения и наметить пути их преодоления. О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти, так называемые словарные слова, изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены программой и включены в «словарь», который приводится в конце учебников.
Учителями используется немало интересных и эффективных методов проведения словарной работы. Это могут быть: использование круг – сигналов, устных словарных диктантов (с орфографическим проговариванием), разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, работа в парах, комментированное письмо, подбор однокоренных слов и так далее.Приведем пример интересного и продуктивного приема. Ведется учет наиболее часто встречающихся ошибок в словарных словах у каждого ученика. Заранее ему предлагается подготовить дома группу слов (или подбор слов по темам: животные, овощи, школа, транспорт). На уроке этот ученик выступает в качестве учителя. «Учитель» диктует подготовленные им к уроку слова и сам же контролирует их правописание. Таким образом, в течение года каждый ученик бывает «учителем» практически по всем темам.
Фрагмент урока.
У доски «учитель» – ученик.
«Учитель». Ребята, представьте себе, что вы находитесь на заводе, где изготавливают разные транспортные средства. С какими словарными словами вы
встретитесь, называя продукцию завода?
Ученик. Слово «автобус», парный согласный [в], безударный гласный [а].
Ученик. Слово «трактор», безударный гласный [о].
Аналогичную работу ученики проводят и с другими словами: называют слова, объясняют орфограммы, затем записывают в тетрадь (трамвай, автомобиль, машина, комбайн, вагон, электровоз, тепловоз, завод).Такой вид работы детям очень нравится, они с нетерпением ждут, когда станут «учителем». Причем каждый стремится быть грамотным учителем, чтобы самому заметить ошибку, если она допущена отвечающим учеником.
После того как дети повторили ряд словарных слов, проводится знакомство с новым словарным словом. На доску вывешивается таблица с 6 – 8 новыми словарными словами, написанными столбиком без выделения орфограмм (обед, ужин, завтрак, вчера, тарелка, спасибо).
Учитель. Ребята, сегодня на уроке у нас новое словарное слово, я раскрою только один его секрет: это имя существительное женского рода. Угадайте, какое же словарное слово у нас в гостях.
Ученик. Слово «тарелка».
Учитель. Верно. Это слово перешло в русский язык из немецкого – «теллер» - «блюдо». Раньше оно произносилось и писалось «талерка». Русскому человеку было трудно выговаривать это слово, поэтому со временем буквы в нем переставили, и получилось слово – тарелка.
Учитель. А теперь посмотрите внимательно на это слово и рассекретьте его.
Ученик. В этом слове ударение падает на второй слог, безударный гласный [а], обозначается буквой а, это орфограмма.
Ученик. В этом слове три гласных буквы а, е, а, значит, 3 слога: та – рел – ка, три согласных т, р, к. Шесть букв, шесть звуков [т] – согл., тв., гл. , [р] – согл., м., зв., [к] – согл., тв., гл.
Ученик. Это имя существительное женского рода единственного числа именительного падежа.
Ученик. Это имя существительное 1-го склонения.
Ученик. Корень тарелк – , окончание – а.
Далее следует орфографическое чтение (громко, шепотом), дети записывают слово в тетрадь, подбирают к нему однокоренные слова или составляют предложение, затем записывают в словарики.
Пример. Все словарные слова разбиты на смысловые группы:
1) карандаш 2) Москва 3) ягода
тетрадь Родина капуста
пенал город урожай
русский деревня береза
язык фамилия осина и так далее.
Работа над словарными словами определенной группы проводится в течение недели. Понедельник. Проводится ознакомление с группой слов. Детям предлагаются вопросы:
- Почему эти слова объединены в одну группу?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- На какие две группы их можно разделить?
И каждый раз дети называют данную группу слов. И именно в этот момент активного творческого поиска решения проблемы и происходит непроизвольный процесс запоминания словарных слов. И только после этого детям предлагается записать слова в индивидуальные словарики, выделить орфограммы и расставить ударения. Вторник. Дети записывают словарные слова, комментируя их написание, образовывают от них родственные слова. Эту работу можно организовать парами. Среда. Дети составляют предложения с этими словами. Самые удачные записывают на доске и в тетрадях, комментируя изученные орфограммы. И тогда же ученики получают задание на четверг : приготовить карточки с этими словами, но с пропущенными орфограммами (поменяв местами слова). Карточка предназначена для соседа по парте. Проверяет подготовивший карточку ученик, и он же ее оценивает. Учитель после урока просматривает мини – карточки. Пятница. Дети пишут под диктовку словосочетания или небольшой текст, составленный с использованием всех изученных на этой неделе словарных слов.
Такой подход дает очень высокий процент запоминания учащимися словарных слов, причем без «зубрежки» и специального заучивания.