Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся среднего звена на уроках биологии».
Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся среднего звена на уроках биологии».
Школьная биология – важное звено в общей системе образования. Она ппризвана обеспечить достижения целей обучения, направленных на:
овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами её изучения, учебными умениями;
формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Уроки биологии веду в 6- 9 классах, естествознание в 5 классе.
Методическая тема, над которой работаю, называется « Активизация познавательной деятельности на уроках биологии».
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Каким же образом активизировать учащихся на уроке? Обучение не должно сводиться к механической "передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.
Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.
На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
Отстаивают своё мнение;
Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
Задают вопросы друг другу и учителю;
Анализируют ответы друг друга;
Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
Находят несколько вариантов решения проблемы;
В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, например:
1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.
2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.
3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).
4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.
Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:
1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
В своей педагогической практике наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения, чтобы вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике.
Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учеников.
В таких классах легче установить контакт с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности, легче проследить за усвоением учебного материала.
На уроках должное внимание уделяю видам опроса, так как он является важным воспитательным моментом урока, стимулирующий работу ученика, развивая устную монологическую речь ученика.
Как учитель биологии провожу внеклассную работу. Ежегодно на своих неделях провожу различные познавательные игры, конкурсы, викторины. Традиционно во время биологической недели проводится школьный тур олимпиады по предметам естественно – математического цикла. При этом призёры школьного тура по биологии принимают участие в районной олимпиаде по предметам естественно – математического цикла.