Конспект по литературному чтению «Технологическая карта урока литературного чтения»


Резяпкинский филиал ГБОУ СОШ с.Черный Ключ м.р.Клявлинский Самарской области
Технологическая карта урока литературного чтения
«Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
2 класс
Составила учитель начальных классов
Кудряшова Надежда Михайловна
2013 г.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.: Просвещение (Учебник, 2012)
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Тип урока: урок рефлексии..Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных ) учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
4) Развитие творческих способностей.
Средства (оборудование):
1)учебник по литературному чтению
2)карточки с текстами;
3)проектор-компьютер
4)листы А-3, фломастеры.
5) Инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.
Части урока Время Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты: формируемые УУД
I.Вырабатывание.
3 мин. 1.Этап мотивации к коррекционной деятельности. Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
Слайд 1
- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.
- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.
Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия :- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Настраиваются на работу.
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
II. Максимальная работоспособность.
4 мин. 2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
а) прослушивание песни о дружбе «Мир похож на цветной луг»
б) диалог, основанный на предположениях детей
в) игра «Найди друга»(установи соответствие)
Учитель предлагает прослушать куплет песни
Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?
- Попробуйте предположить. о чём будем говорить на уроке?
- Что мы знаем о дружбе и друзьях7Учитель проводит игру в парах «Найди друга» .- Возьмите на столе карточку и найдите друга – установите соответствие.
-Какие карточки остались? Почему?
В.Осеева «Хорошее»
Ю. Ермолаев «Я и Вовка»
В. Лунин «Почему» Н. Булгаков «За игрой»
В. Берестов «Анна, не грусти!»
«Два пирожных»
«Волшебное слово»
К.И.Чуковский «Мой секрет»
А.Л.Барто «Затейники»
Какая же тема нашего урока?
(слайд 2)
-Какие учебные задачи предстоит решить?
Учащиеся прослушивают первый куплет песни
Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».
Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава - устанавливают соответствие автора и название произведения
Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.
Познавательные:
Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.
Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
3 мин. 3.Этап локализации индивидуальных затруднений.
Работа в парах.
Учитель предлагает учащимся упражнение «Да, нет»
- Отметьте верные утверждения. 1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой. 2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».
4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.
5. «Я и Вовка» - рассказ В.Лунина о лучших друзьях.
6. Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности. -Проверьте по образцу.
(Слайд 3) Учащиеся взаимодействуют в парах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.
Познавательные:
Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.
Коммуникативные:
Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Регулятивные:
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.
1 мин Физкультминутка Организует физкультминутку. Выполняют танцевальные движения под музыку «Танец утят». 5 мин. 4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
«Узнай произведение» -работа с иллюстрациями (ИКТ), подбор пословиц к текстам.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Посмотрите на экран.
Слайд 4
-К какому произведению иллюстрация?
-Прочитайте наизусть
-А почему дружба не кончается?
Что помогло героям быть вместе?
-Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого стихотворения и докажите.
Слайд 5
- Надо уметь мириться, прощать и не обижаться, а то получится как у героя ….. ( иллюстрация к стихотворению)
- Причитайте наизусть.
- Найдите пословицу к этому стихотворению.
Слайд 6
Какое ещё произведение помогает найти способ избавления от обиды?
Прочитаем стих В. Берестова:
« Гляжу с высоты на обиду,
Теряю обиду из виду»
Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.
Слайд 7
Герой какого произведения старался не помнить обиды?
Стр. 74, прочитаем стихотворение.
Какая пословица выражает главную мысль?
Слайд 8
Героиня какого произведения поступает иначе?
-Подберите пословицу
Слайд 9
«Делу время, а потехе – час» - к какому рассказу подойдёт?
Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют автора и название произведения, участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения , подбирают подходящую пословицу.
- Берестов «За игрой»
Читают наизусть.
- Детей связывает игра.
- Дружба
«Дружбу помни, а зло забывай»
Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…».
Читают наизусть.
-«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»
-стих В. Берестова:
« Гляжу с высоты на обиду,
Теряю обиду из виду»
Читают наизусть
Учащиеся высказывают свои предположения.
В.Лунин «Я и Вовка»
Читают стих.
- «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».
- Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
«Дружба заботой да подмогой крепка»
Ю.Ермолаев «Два пирожных»
Личностные :Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Познавательные:
Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
.Регулятивные:
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения
3 мин. 5.Этап реализации построенного проекта.
Игра «Дешифровщик».
Учитель предлагает с помощью игры узнать автора произведений, с которыми предстоит работать.
Слайд 10.
- Расшифруйте запись.
Взаимодействуя в парах. учащиеся на карточке определяют автора.
3,1,13,6,15,20,10,15,1
1,13,6,12,19,1,15,5,20,16,3,15,1
16,19,6,6,3,1
Валентина
Александровна
Осеева
Познавательные:
развитие операций мышления .Регулятивные:
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
3 мин. 6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Игра «Суета».
Учитель предлагает взять на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов. Даёт сигнал начала игры.
- Продолжим работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды.
Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава.
Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы.
Таким образом образуются 3 группы. Познавательные:
Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета.
Коммуникативные:
Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Осуществлять взаимоконтроль.
8 мин. 7.Этап самостоятельной работы.
Работа в статичных группах.
Постановка проблемы.
Планирование деятельности.
Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.
Презентация модели пирамиды.
-Сегодня у нас будут работать 3 группы:
1 группа – рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»
2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»
3 группа – рассказ В.А.Осеевой «Почему»
-Каждая группа смоделирует свою пирамиду критики, используя текст произведения.
-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.
-Для выполнения исследовательской работы пользуйтесь инструкционной картой)Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха
Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.
Учащиеся вспоминают правила работы в группе
Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.
Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом. осуществляют исследовательскую работу: анализируя тексты, моделируют пирамиды критика.
Учащиеся предоставляют пирамиду критика, осуществляют защиту своей исследовательской работы.
Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.
Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе
коллективного обсуждения,
самоанализа.
Личностные :Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности), развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятияПознавательные:
Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.
Коммуникативные:
Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
III. Конечный порыв.
10 мин. 8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Беседа.
Синквейн.
Лист самооценки.
Круг «Дружбы».
Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?
Учитель предлагает заполнить лист самооценки.
Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»
-Встаньте, пожалуйста, в круг «дружбы», передавая друг другу игрушку – солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.
-Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!
Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме.
Учащиеся составляют синквейн:
1.Дружба.
2.Верная, крепкая.
3.Доверять, помогать, не предавать.
4.Не оставлять друга в беде.
5.Верность..Учащиеся заполняют лист самооценки.
Дети встают в круг и передают друг другу игрушку - солнышко, при этом они “дарят” улыбку и доброе слово своему соседу.
Личностные:
формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .познавательные:
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.
Познавательные:
- Сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные:
Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Учитывать другие мнения
Личностные:
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятияЛичностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.