Урок в 6 классе Координация и регуляция
Урок в 6 классе. Учитель: Дёмкина Любовь Вениаминовна
Тема «Координация и регуляция»
Цели :познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности ;дать понятие об особенностях регуляции работы органов одноклеточных животных; сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей, насекомых; продолжить формирование умений и навыков по анализу данных, обобщению материала.
Оборудование : мультимедийное учебное пособие «Биология. Живой организм.6 класс.»,видеофрагменты о жизнедеятельности пчёл студии «кварт»,таблицы по теме.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II.Изучение нового материала.
Учитель: Дирижерская полочка и милицейский жезл помогают представителям 2-х разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности
Задание: Подобрать как можно больше слов-ассоциаций ,которые характеризуют функции этих предметов.
Определяем тему урока «Координация и регуляция»(запись понятий)
Координация - согласованная работа всех частей организма.
Регуляция - это взаимодействие между отдельными частями организма, благодаря которому он работает как единое целое.
Учитель: Все важные процессы жизнедеятельности организма животных осуществляются во взаимодействии и в соответствии с процессами ,происходящими во внешней среде. Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними . (сокращение светового дня - сигнал к перелету птиц ,линьке, накоплению жира, повышение температуры- прячутся в норы, впадают в спячку)
Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды - РАЗДРАЖИМОСТЬ. (запись понятия)
Раздражимостью обладают все живые организмы.
Реакция амёбы на соль (анимация ,электронный учебник)
Реакция инфузории на соль(анимация ,электронный учебник)
Реакция инфузории на бактерии (электронный учебник)
Вывод :У амебы нет специализированных структур ,которые руководят её деятельностью. У инфузории есть особые волокна ,которые пронизывают всё тело. Они координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным , а движение хаотичным
Учитель : В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, совершенствовались .Так впервые появилась нервная система. Основу нервной системы составляет нервная клетка – нейрон. Простейшую нервную систему имеют кишечнополостные, например – гидра.
Задание: посмотрите реакцию гидры - анимация (электронный учебник)
Каким словом можно определить реакцию гидры ? Ответ найдите в учебнике с.110 1-й абзац снизу. Выпишите определение.
Почему говоря о реакции амебы и инфузории мы используем понятие «раздражимость»,а характеризуя реакцию гидры используем понятие «рефлекс»?
Учитель :В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития
1этап-диффузная нервная система (гидра)
2этап-лесничная нервная система (планария)
3этап –узловая нервная система (черви , насекомые , моллюски )
4этап –нервная трубка (позвоночные животные )
Учитель: Дождевой червь и пчела имеют узловой тип нервной системы ,но поведение пчелы более сложно ,что стоят только их архитектурные и строительные способности.(видеофрагмент о строительстве сот)
Задание: Прочитайте в учебнике с.112, объясните разницу в поведении дождевого червя и пчелы.
Просмотр схемы в электронном учебнике ,показывающей строение нервной системы пчелы и дождевого червя.
III.Закрепление. Выбери верные суждения.
1.Раздражимостью обладают все живые организмы.
2.Нервная система впервые появилась у червей.
3.У насекомых надглоточный нервный узел развит больше чем подглоточный.
4.Рефлекс-это ответная реакция организма на раздражение ,осуществляемая при участии нервной системы.
5.У гидры впервые появилась нервная система.
6.Координация-это согласованная работа всех частей организма.
Взаимопроверка. Выставление оценок. Оценка соответствует количеству правильных ответов.
IV.Домашнее заданиес110-112.
}ђЗаголовок 215