«Проектная и исследовательская деятельность, как один из эффективных методов работы с обучающимися »
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Воскресенский научно-методический центр»
(МОУ ДПО «ВНМЦ»)
Итоговая практико-значимая работа
на тему:
«Проектная и исследовательская деятельность, как один из эффективных методов работы с обучающимися »
Выполнила:
учитель географии МОУ «СОШ №20»
Лебедева Наталья Ивановна
Преподаватель:
кандидат педагогических наук Любовь Николаевна Ивлева
г. Воскресенск 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Методические основы организации проектной и
исследовательской деятельности учащихся…………………………… 5
ГЛАВА 2.Анализ видов проектных и исследовательских работ …………. 7
ГЛАВА 3. Основные этапы организации проектной деятельности
учащихся………………………………………………………………….. 9
ГЛАВА 4. Создание проекта по географии «Глобальное потепление. Причины, последствия и пути решения»……………………………….11
Заключение………………………………………………….………………………………………. 13
Список используемой литературы……………………………………………………….14
Введение
«Единственный путь,
ведущий к знаниям - это деятельность...»
Бернард Шоу
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Цель работы: исследовать методические основы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся и разработать проект по географии.
Задачи работы:
- изучение основ проектной и исследовательской деятельности в школе;
- анализ видов проектной и исследовательской деятельности;
- создание проекта по географии.
Предмет исследования: использование проектной деятельности с целью повышения интереса учащихся к предмету география.
Гипотеза: Данная работа даст возможность убедиться в том, что в процессе использования проектной деятельности, повысится эффективность обучения по предмету.
Методы исследования:
– теоретический (изучение литературы);– эмпирический (исследование форм и методов).
Методические основы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
• Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Вывод: Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандартах
Виды проектных и исследовательских работ.
Классификация проектных и исследовательских работ различна.
По способу преобладающей деятельности они бывают:
• Исследовательские проекты, которые совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.Примеры: эссе, исследовательские рефераты
• Творческие проекты, не имеющие детальной проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры: газета, видеофильм, подготовка выставки
• Игровые проекты, также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.
• Информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры: доклады, сообщения
• Практико-ориентированные, отличающиеся четко обозначенным с самого начала предметным результатом деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Примеры: проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.
По количеству участников:
- Индивидуальные, при этом учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- Групповые, в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы,
предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы.
- Коллективные, у участников формируются навыки сотрудничеств
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
По времени проведения:
Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).
Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента, сбор информации, данных, их обработки).
По использованию средств обучения:
- Классические традиционные средства обучения (печатные, технические);
- Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства.
По включенности в тематический план:
- Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания);
- Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала).
Вывод: проектная и исследовательская деятельность - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов».
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся.
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.
Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.
Учащиеся вырабатывают план действий.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).
4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Создание проекта по географии
«Глобальное потепление. Причины, последствия и пути решения».
Актуальность выбранной темы заключалась в том, что потепление климата может привести к смещению зон обитания растительных и животных видов к полярным зона, что увеличит вероятность вымирания малочисленных видов-обитателей прибрежных зон и островов, чье существование в настоящее время находится под угрозой исчезновения.
Цель работы: исследовать глобальное потепление и найти пути решения этой проблемы.
Задачи исследования:
Изучить различные теории глобального потепления;
Оценить последствия данного процесса;
Предложить меры по предотвращению глобального потепления.
Методы исследования, примененные в работе:
Эмпирический
Статистический
Математический и др.
В работе изучалось изменение климата на Земле. По оценкам ученых к началу XXII века средняя температура поверхности Земли может повыситься на величину от 1,8 до 3,4 °C. В отдельных регионах температура может немного понизиться.
Были изучены причины глобального потепления и последствия глобального потепления:
- распространение инфекций, потепление климата способствует развитию многих инфекционных и паразитарных заболеваний.
- таяние вечной мерзлоты, в толще мерзлых горных пород законсервирован газ – метан. Он вызывает несравнимо больший парниковый эффект, чем CO2. Если метан при таянии мерзлоты будет выпускаться в атмосферу, изменение климата будет необратимо.
- повышение уровня океана, в северных морях уменьшится количество ледников (например, в Гренландии), что приведет к подъему уровня Мирового Океана. Тогда окажутся под водой прибрежные территории, уровень которых ниже уровня моря
Анализировались диаграммы и графики повышения температуры по годам, изменения теплосодержания океана для 700 метрового слоя воды, среднегодовых измерений глобального уровня моря.
В работе исследовались районы изменения климата, например в Европе увеличение температур приведет к уменьшению водных ресурсов и выработки гидроэлектроэнергии, уменьшению продукции сельского хозяйства, ухудшению условий туризма, сокращению снежного покрова и отступанию горных ледников и др.
Были предложены меры по предотвращению глобального потепления. Чтобы остановить рост CO2 , необходимо заменить традиционные виды энергии, основанные на сжигании углеродного сырья, на нетрадиционные. Необходимо увеличить производство солнечных батарей, ветряков, строительство приливных электростанций (ПЭС), геотермальных и гидроэлектростанций (ГЭС).
Сделали выводы: при исследовании глобального потепления мы пришли к выводу, что за последние 150 лет происходит изменение термического режима атмосферы примерно на 1-1,5 градуса. Оно имеет свои региональные и временные масштабы. Исследования показали: чтобы избежать глобальной катастрофы, необходимо уменьшить выбросы углерода в атмосферу.
Предложены пути решения данной проблемы: внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов и предложили использовать биогазовые технологии.
Заключение.
В результате выполнения исследовательской работы у учащихся формируются и отрабатываются навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; умения выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умения работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях, повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)
Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу и имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
Список используемой литературы.
Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
География: уроки с использованием информационных технологий / авт. – сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2010
Журнал «Вокург Света» №7, июль 2006г
Журнал «Химия и Жизнь» №4, 2007
«Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.
(www.vot-zadachka.ru)
(www.эковоспитание.рф)
(www.nsportal.ru)