Выступление на педагогическом советеИгра как способ достижения образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС



Игра как способ достижения образовательных результатов
в условиях внедрения ФГОСЮзеева Ольга Михайловна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка»
Чистопольского Муниципального района Республики Татарстан
2017 г.
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.
Внедрение ФГОС связано и с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.
Это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Развитие ребенка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.
Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка.
Основным организующим моментом является игра, она же и является основной формой образования дошкольников.
В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, изучив принципы, заложенные в основу ФГОС ДО, реализуют Программу ДОУ в формах, специфических для детей разных возрастных групп, прежде всего в форме игры – основной формы образования дошкольника. С этой целью:
 создаём в ДОУ условия для игровой деятельности;
 используем игровые приемы в обучении детей;
 совершенствуем руководство игрой детей;
 формируем практические умения для организации самостоятельной игровой деятельности детей.
Все детские игры можно разделить на две большие группы:
1. сюжетно-ролевые творческие игры.
2. игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
 игры на бытовые темы;
 с производственной тематикой;
 с общественно-политической тематикой;
 театрализованные игры;
 игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами относятся:
 дидактические игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические.
 подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
Сюжетно - ролевые творческие игры.
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, является знание – действие – общение. Знакомить ребенка с миром   мы начинаем с наблюдений, которые сопровождаем и направляем объяснениями, дополняем рассказами, чтением, рассматриванием картинок.
Все это не воспринимается ребенком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности – в игре. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра начинает приобретать более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.
Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр. Данные игры входят во все виды детской деятельности.
Основное назначение дидактических игр – способствовать развитию умственных способностей. Дидактические игры мы считаем, во-первых, методом обучения, во-вторых – самостоятельной игровой деятельностью. При обучении, содержание игры и ее правила, мы стараемся подчинить воспитательно - образовательным задачам. Инициативу выбора и проведения игры в этом случае воспитатель может взять на себя. Как самостоятельная деятельность они проводятся в свободное время.
При работе с развивающими играми, надо знать с какой игры начинать, чем ее дополнить, когда и какую игру вводить, т.е. иметь представление о каждой игре. Для этого мы сначала сами знакомимся с игрой, пробуем поиграть в нее и только после этого знакомим ребенка с развивающими играми.
Во время игры наши педагоги стараются соблюдать основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребенка, подсказывать ему.
Нашим детям очень нравится играть с воспитателем, так как мы не опережаем их, стараемся следовать за ними с небольшим отставанием. Во время данных игр педагоги стараются не делать замечаний ребенку, чтобы не вызвать раздражения, неверия в свои силы, нежелания думать, а иногда замечания даже отбивают интерес к игре.
По окончанию игры мы их убираем в определенное, но недоступное для детей место, например, на верхнюю полку – нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки.
Работая в тесном контакте с руководителем по ФИЗО, мы подбираем подвижные игры для каждой группы, учитываем условия работы в каждой группе, общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений (состояние здоровья каждого ребенка, время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей). Со средней группы мы вводим игры с простейшими соревнованиями, как индивидуальными, так и коллективными. Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.
Одним из условий для игровой деятельности является правильно организованное предметно-развивающее пространство.
При организации предметно-развивающего пространства мы стараемся учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого ребенка. В каждом возрасте наблюдаются свои особенности в развитии игры. Дети весьма непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому в групповой комнате должно быть открытое пространство. Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребенок.
При оформлении групповой комнаты мы стараемся, чтобы в ней присутствовали все виды игр и игрушек – сюжетные, дидактические, театрализованные и т. д.; игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).
Также создаем центры игры.  Педагоги ДО считают, что воспитание в игре пройдет более успешно, если определить время проведения игры и отвести достаточное время, если создать спокойную соответствующую обстановку.
Так игры в утренние часы, когда дети постепенно собираются в саду, помогают создать бодрое веселое настроение на весь день. Бывает, что дети приходят из дома с определенными игровыми намерениями, тогда они объединяются с товарищами и проходят в игровые уголки. Каждый может взять свою любимую игрушку. Так же дети могут вернуться к начатой игре после завтрака, между ОД. Для игр в группе мы отводим время во второй половине дня, а на участке – до обеда и вечером. В это время организуем сюжетные игры, строительные, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.
Дети очень любят игры с крупным строительным материалом, различными конструкторами, поэтому место в групповой комнате стараемся выделить так, чтобы дети могли сохранить сделанную постройку.
Для игр на участке мы даем детям все виды игрушек, но при этом учитываем особенности сезона. Перед выходом на прогулку, мы предлагаем детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять.
В игре ребенок приобретает и новые знания; играя, ребенок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний – ребенок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы. Вот именно этими вопросами мы и пытаемся воспользоваться, чтобы расширить и углубить знания детей.
Например, играя в дидактическое лото “Животные и детеныши”, у детей возникают вопросы: кто такие животные?  где живут? почему детеныши появляются весной? Подогревая и дальше интерес детей, мы даем им минимум информации и даем поручение – разузнать способы зимовки некоторых животных. Эта информация, собранная самим ребенком, лучше усвоится, чем информация, полученная в ходе объяснения воспитателем на занятии. На данном этапе мы, педагоги, работаем, используя тематические недели, т.е. вся работа строится по определенной теме и игры выбираются исходя из данной темы. Например, взяв тему “Домашние животные”- игры тоже подбираем соответствующие. Из дидактических игр берем такие, как “Собери семью”, “Где моя мама”. Сюжетно-ролевую игру можно предложить “Ветеринарная лечебница”. И в продолжение темы – строительная игра ”Жилье для животных”. И очень хорошо дополняет эту тему пальчиковый театр “Теремок”. Примерно так же стараемся строить свою работу и по другим темам.
Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть ее творческого характера. Здесь мы учитываем особенности руководства игрой в старшей группе: воспитатель продолжает участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручаем детям; правила игры объясняем до ее начала, при подведении итогов акцентируем внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуем словесные игры, игры на внимание.
В руководстве играми существуют приемы.
Прямые: Внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию.
Косвенные: Целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).
При руководстве игрой мы стараемся учитывать интересы и желания детей. Мы должны суметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.
В руководстве играми следует выделить три этапа:
Подготовка – проведение – анализ результатов.
В подготовку мы включаем: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.
Проведение: объяснение игры начинаем с ознакомления с ее содержанием, с дидактическим материалом, после чего излагаются правила и описываются игровые действия.
Подведение итогов: ответственный момент – мы отмечаем тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен, порицаем тех, кто нарушал правила.
Кроме того, что игра организуется взрослыми, дети должны уметь самостоятельно организовать свою игру. Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры мы используем: поручения, задания, беседы, поощрения.
Воспитатель – учитель и участник игры.
Свою практическую деятельность по проблеме «Игра как способ достижения образовательных результатов» я начала с педагогической диагностики. Основываясь на показатели эффективности педагогических воздействий и индивидуального развития в 2015- 2016 уч. г. были выявлены следующие результаты:

Вначале 2016-2017 уч. г. результаты были следующими:
где78%- высокий уровень развития; 19%- средний уровень; 3%- низкий уровень социально-коммуникативного развития детей.
Проанализировав результаты, я поставила для себя цель: создание оптимальных условий для успешного формирования социально - коммуникативных навыков. Для этого нужно решить ряд задач:
Развитие положительного отношения к себе и другим людям, окружающему миру
Создание условий для формирования у ребёнка положительной самооценки, уверенности в своих возможностях
Приобщать к ценностям сотрудничества с другими людьми, оказание помощи планирование совместной работы
Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело
Формировать социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, устанавливать новые контакты
Развивать речь, как средство коммуникативных и социальных навыков
Свою работу я строю на следующих принципах:
Непрерывности и приемственности педагогического процесса
Интеграции образовательных областей
Развивающем характере обучения
Рациональном сочетании разных видов детской деятельности
Обеспечение психологического комфорта
Уважение к личности ребёнка
Сотрудничества между педагогами, детьми и родителями
Анализ результатов помог мне определить уровень развития каждого ребёнка для осуществления дифференцированного подхода в подборе форм организации методов и приёмов воспитания и развития.
Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.
Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства.