Кейс — технология как способ продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС НОО


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ГОРОДА ТАТАРСКА
КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ как способ продуктивного обучения
в условиях реализации ФГОС НОО
Выполнила:
Т.А. Федорова,
учитель начальных классов
I кв. категории
Татарск, 2017
Сегодня, в период преобладания информационной культуры, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному младшему школьнику, но и большие перемены произошли в способах изучения нового. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности.
Неизбежно возникают вопросы: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но, вместе с тем, появляется еще один: «Как учить результативно?». Уже в XVIII в. зарождается новый подход к образованию, который можно обозначить как продуктивное обучение. В основе этого подхода лежат гуманистические идеи воспитания Ж.-Ж. Руссо и его последователя И.Г. Песталоцци. Продолжил и развил это направление выдающийся немецкий педагог-демократ Ф.В. Дистервег, в России - К.Д. Ушинский. Особое место заняли идеи свободного развития в школе Л.Н. Толстого.
В начале XX в. появился ряд оригинальных альтернативных классическому школьному образованию технологий, которые в большей степени соответствуют нашим представлениям о технологиях продуктивного обучения. К таким технологиям относятся система М. Монтессори, школа свободного развития С. Френе и Вальдорфская школа Р. Штейнера.
Таким образом, идеи Р. Декарта, Дж. Локка, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, X. Вольфа, И.Б. Базедова, Э.Х. Траппа, В. Гумбольдта, И. Канта, П. Наторпа, В.А. Лая, М. Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе, в России - Н.И. Пирогова, К.Д. Ушин-ского, Л.Н. Толстого, СТ. Шацкого, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Кап-терева, А.У. Зеленко, Н.В. Чехова и других создали предпосылки для развития образования, ориентированного на развитие и формирование личности. На основе этих идей стали создаваться различные системы и способы продуктивного обучения.
Тема моего выступления «КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ как способ продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС НОО».
Родиной кейсовой технологии являются США, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В российской педагогике интерес к данной технологии возник лишь в конце двадцатого столетия. Главное ее предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)
С учетом изменений, связанных с подходами к обучению и воспитанию, мною апробирована КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ как одно из условий продуктивного обучения младших школьников.
Целью моей работы является формирование у младших школьников способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Поставив перед собой цель, я выделила ряд задач:
учить детей самостоятельно добывать знания, находить эффективные способы решения учебной проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию;
создавать необходимые условия для развития у младшего школьника таких качеств, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли;
содействовать воспитанию личности, способной строить жизнь, достойную человека.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ предполагает значительную индивидуализацию учебной деятельности при активной позиции учащихся в процессе обучения.
У обучающихся формируется умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения мной составляется индивидуальный план, каждый обучающийся или группа  получает так называемый кейс. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, пакет учебных   карт, правил,  рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания и т. д.
Изучая материал,  обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Виды заданий для кейсов:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.
Для активизации учебной деятельности обучающихся на уроке в начальной школе я применяю следующие КЕЙС методы:
а) Ситуационно - ролевая игра
Цель – в виде инсценировки создать в классе правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
б) Игровое проектирование
Цель - процесс создания или совершенствования проектов.
в) Метод кейс - стади
Метод основан на разборе конкретных ситуаций.
На своих уроках часто практикую кейс обучение в групповой форме. Класс делится на малые группы по 4-6 человек. Каждая команда выбирает руководителя, на котором лежит ответственность за организацию работы в группе. Работая  в малых группах, ребята чувствуют себя более уверенными, происходит развитие таких личностных качеств младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики. Повышается интерес к предмету, ребята сами включаются в процесс исследования, сами получают знания, добиваются поставленной цели, находят ответы на поставленные вопросы.
       Работает кейс-технология на разных уроках, только каждый  предмет имеет  свои особенности применения.
Рассмотрим в качестве примера урок ознакомления с окружающим миром в 4 классе по теме «Дыхательная система. Как работает дыхательная система. Береги дыхательную систему» по программе  «Школа 2100» под редакцией А.А. Вахрушева.
  Технология включает в себя следующие этапы:
      На подготовительном этапе для каждой группы я подготовила свой кейс с заданием в соответствии с темой урока. Подготовила источники информации. На данном уроке источником стала статья Интернет-ресурса «Как курение влияет на здоровье. В чем основная причина курения». Этот материал позволил учащимся представить ситуацию, найти проблему и пути ее решения. Для решения данной проблемы необходимо получить определенные знания, которые созвучны теме урока.  Отсюда появились  учебные задачи урока:
1. Узнать, какие органы входят в состав дыхательной системы?
2. Узнать, как работает дыхательная система?
3. Какие вредные привычки могут губительно повлиять на дыхательную систему человека и на весь организм в целом?
4. Разработать правил бережного отношения к дыхательной системе.
       Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. На данном уроке Интернет – ресурс был представлен в печатном виде в кейсе каждой группы.
        На основном  этапе данного урока начинается работа в группах. Хотя форма проведения урока может быть разной: индивидуальной или групповой. Каждая  группа, а их было 4 , получила свое задание, пояснение к выполнению, форму презентации выполненного задания и критерии оценки.  Задания были следующие: 1 группа, используя учебник «Окружающий мир», изучала органы дыхательной системы человека; 2  группа изучала вопрос «Как работает дыхательная система?»;
3 группа изучала вопрос о влиянии вредных привычек, в нашем случае курения, на организм человека;
4 группа, изучив научно-популярную статью, составляла правила бережного отношения к дыхательной системе.
           На заключительном  этапе  учащиеся представили результаты своих исследований в виде иллюстрированных рассказов, в качестве материала были предложены ребятам плакаты и слайды мультимедийной презентации с яркими иллюстрациями последствий курения. Тема вызвала необычайный интерес.  В классе нет курящих ребят, а вот папы и даже некоторые мамы, являются курильщиками. Появилось масса вопросов о продолжительности жизни курильщика, о развитии заболеваний, связанных с курением, выдвинули предложения рассказать обязательно о черных легких курильщика родителям, потому что они якобы не знают, ведь в школе  они уже не учатся. Одним словом, проблема, поставленная на уроке, стала актуальной, ее прочувствовали и попытались найти  пути решения.
     В конце урока были подведены итоги. Учитывалась грамотная речь, правильность и логичность изложения,  количество правильных ответов на поставленные вопросы; интересные предложения, самостоятельность решения; умение работать в команде. На уроке все учащиеся получили оценки.
          В качестве рефлексии даётся возможность учащимся осуществить самоанализ, дать качественную оценку своей деятельности и содержанию урока.
Урок литературного чтения. 1 класс. Русская народная сказка «Колобок». После беседы по содержанию сказки «Колобок», детям были предложены в группах пакеты с заданиями (КЕЙСЫ) и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.
Содержание кейса: Как уберечь себя от беды?
1. Почему у сказки трагический конец?
2.Составьте памятку безопасного поведения Колобка в лесу.
3.Придумайте свой конец для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.
Итог работы: Создание памятки безопасного поведения(по мнению детей)
Уроки, которая преподнесла сказка.
1.Быть послушным.
2. Не играть на подоконнике! Опасно!
3. Не разговаривать с незнакомцами.
4.Не быть хвастливым.
5.Читать сказки.
6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.
При работе с данным Кейсом в учебную деятельность были включены все обучающиеся, на примере знакомой жизненной ситуации, когда дети не всегда слушаются родителей, и смогли сделать правильные выводы.
Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет вспомнить уже изученный материал или изучить новый и применить все это на практике.
Таким образом, апробация и внедрение в учебную деятельность данной технологии, ее методов позволили мне добиться следующих результатов:
- повышение качества знаний: (Слайд)
а) Динамика успешности обучения обучающихся за 3 года
2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год 2015- 2016 уч.год
Качество 100% - 27 уч. 100% - 26 уч. 100% - 22 уч.
Успешность 52% 62% 59%

б) Результаты внешней оценки качества предметной обученности
(проводимые НИМиРО)
Справились На базовом уровне На повышенном уровне
Математика 100% - 22 чел. 36,36 % - 8 чел. 63, 64% - 14 чел.
Русский язык 100% - 22 чел. 36,36 % - 8 чел. 63, 64% - 14 чел.
в) Результаты выполнения ВПР (Всероссийских проверочных работ)
Справились На базовом уровне На повышенном уровне
Математика 100% - 22 чел. 86,4% - 19 чел. 13,6% - 3 чел.
Русский язык 100% - 22 чел. 95,5 % - 21 чел. 4,5% - 1 чел.
Окружающий мир 100% - 22 чел. 81,8% - 18 чел. 18,2 % - 4 чел.
Г) Подтверждение выпускниками отметок в 5- х класса
Конец
2015-2016 уч.года
(4-а класс) Конец I четверти 2016 – 2017 уч.года
(5-а класс) Подтверждение
успеваемость 22 чел. 22 чел. 100%
отличники 2 чел. 2 чел. 100%
хорошисты 11 чел. 8 чел. 73%
- стремление к творческому решению поставленных задач, повышение интереса учащихся к предмету. Об этом свидетельствует высокая активность участия обучающихся в различных предметных конкурсах и олимпиадах на различных уровнях. (Слайд)
- создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. (Слайд) Процент взаимодействия ученического сообщества моего класса с местным социумом в среднем составляет 67% (Центр детского творчества – 76%; спортивно-оздоровительный комплекс «Космос» - 50%; Центральная детская библиотека – 75%). Результатом данного взаимодействия является участие и победы моих ребят в районных и областных конкурсах художественного слова, декоративно-прикладного и изобразительного творчества. Выступление в роли чтецов и ведущих на районных мероприятиях, таких как «Слет отличников Татарского района», «День учителя», «Учитель года», «Выпускной бал», «День Победы» и др.
Я изложила основные направления своей деятельности, в соответствии с которыми строится моя работа, и пришла к выводу, что КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ является достаточно эффективным способом организации продуктивного обучения.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам, не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки, благоприятный микроклимат в классе, школе. Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.