Интеграция материала по предметам гуманитарного цикла при изучении литературы, МХК, истории как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса
Интеграция материала по предметам гуманитарного цикла при изучении литературы, МХК, истории как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса
Осипенко Светлана Михайловна
учитель русского языка и литературы
Интегрированные или бинарные уроки известны многим учителям, но по- прежнему являются новацией в преподавательской работе. На мой взгляд, учитель – личность, индивидуальность. И он должен в своей работе пользоваться теми методами, выбирать те формы, которые интересны именно ему, те, что будут способствовать лучшему усвоению учащимися материала.
Нельзя использовать метод лекционного изложения материала, если не владеешь приемами ораторской речи, если не живешь тем материалом, о котором пытаешься рассказать детям. Нельзя говорить о живописи, музыке, если остаешься глухим сердцем к этим видам искусства. Бинарные уроки - это та форма уроков, которая развивает, насыщает ребенка эмоциями. Поэтому, работая над темой интеграции материала в обучении русской литературе, я стараюсь не повторяться, а развиваться в этом направлении.
Интегрированный урок предполагает традиционно объединять материал предметов из одной образовательной области: литература и история, мхк и т.д. Тогда тема раскрывается учителем или двумя учителями-специалистами по разным предметам, с двух сторон, с разных точек зрения.
Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Преимущества интеграции на уроке
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. - Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
- Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
- Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
· Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
· Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.
Реализация межпредметной интеграции в практике обучения вообще и литературе, в частности, предполагает сотрудничество учителя одного предмета с учителем другого предмета, посещения открытых уроков, совместное планирование.
Конкретизация использования межпредметной интеграции в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Главное при разработке планов таких уроков – формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний.
Интегрированные уроки являются необычными по замыслу, организации, методике проведения, их эффективность зависит в большей степени от качественной предварительной подготовки. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока. Учитель должен в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремленности учителя к поиску более совершенных приемов обучения.
Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимо правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока; использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока; сочетание индивидуальных и групповых форм работы; обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.
Социальный заказ общества ориентирует современную среднюю школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы учащихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося. В данном случае каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют более чётко осознать, для каких целей эти знания могут быть применены.
В 11 классе я провела бинарный урок- обобщение «Люблю тебя, Петра творенье..», объединяющий предметы литературы, истории и МХК. Цель его в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку. Занятие во многом способствовало переносу разобщенных знаний и умений из разных дисциплин в единое целое.
Анализ урока
Форма: современный интегрированный урок.
Вид: учебно-практическое занятие.
Тип: закрепление, обобщение знаний с получением новых знаний.
Способ учебной деятельности: вербальный, визуальный, практический.
Методы обучения:
1) метод устного обучения;
2) метод наглядного обучения;
3) метод обучения по тексту;
4) практический метод;
Точки соприкосновения: сферы культурной жизни, творчество поэтов Серебряного века, музыка И. Шварца, история и архитектура Санкт- Петербурга.
Логические приемы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация
Заголовок 115