Механизмы взаимодействия школ, колледжей, ВУЗов в едином образовательном пространстве для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов профессионально определившихся старшеклассников.

Механизмы взаимодействия школ, колледжей, ВУЗов в едином образовательном пространстве для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов профессионально определившихся старшеклассников.
Ряд законодательных и нормативно-правовых документов, таких как Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Пр. От 17 мая 2012 г. N 413), Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, нацеливают общеобразовательные учреждения на формирование у учащихся универсальных знаний, целостного восприятия окружающего мира, на развитие их творческого и критического мышления, на создание условий для саморазвития и самореализации личности.
Особое значение формирование целостной картины мира ученика приобретает в старшем школьном возрасте. Перед старшеклассником встает проблема ответственного выбора будущей профессии, решение которой требует умений самостоятельного получения информации из максимально большего числа источников, анализировать ее, прогнозировать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.
К сожалению, усилия общеобразовательных школ на сегодняшний день недостаточно эффективны для создания условий для формирования у подростков четких жизненных ориентиров на основе полученных знаний метапредметного характера, развития социокультурного опыта молодого человека.
Особым потенциалом решения данной проблемы обладает профильная дифференциация обучения, в частности развитие системы непрерывного профессионального образования.
Под системой непрерывного профессионального образования понимается совокупность образовательных программ и учреждений, ориентированных на удовлетворение познавательных потребностей личности и создание условий для реальной профессиональной, творческой самореализации в постоянно изменяющихся условиях.
К перечню признаков непрерывного образования, существенных для анализа и проектирования путей развития образовательной практики, можно отнести следующие:
охват образованием всей жизни человека;
связь общего и профессионального образования;
открытость, гибкость системы образования;
разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения, возможность свободного их выбора;
равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату.
В нашем колледже действует система непрерывного профессионального образования, которая строится по нескольким траекториям:
профильная направленность в преподавании общеобразовательных дисциплин в рамках реализации ОПОП СПО;
непрерывная профильная подготовка «школа – колледж». Планируется набор профильных классов с 2015 года технологического профиля и социально-экономического профиля;
непрерывная двухступенчатая подготовка специалиста «колледж – вуз» по сокращенным программам;
дополнительное профессиональное образование;
программы повышения квалификации.
Совместная работа с общеобразовательными школами позволяет учитывать преемственность в образовании, способствует лучшей адаптации обучающегося. Остановлюсь на некоторых моментах сотрудничества с общеобразовательными школами. Если раньше наша совместная работа заключалась в профориентационной деятельности, то на сегодняшний день мы все понимаем, что нужна продуманная система по формированию профессионального самоопределения обучающихся. На наш взгляд, школе в одиночку не справиться с реализацией предпрофильной и профильной подготовки. Целью профильного обучения является содействие личности в выборе профессии. В данной ситуации, чтобы поставленные цели профильного образования были достижимы, необходимо привлекать для организации предпрофильного обучения учреждения профессионального образования.
Обучающиеся и преподаватели общеобразовательных дисциплин в процессе обучения на уровне основного и среднего общего образования могут использовать огромные ресурсы материальной базы колледжа для теоретического и практического обучения. В школах, к сожалению, такой возможности нет. Однако в рамках единого образовательного пространства такая возможность у них появится. Например, УПО «СЕРВИС И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ», в своей материально-технической базе имеет прекрасно оснащенные лаборатории «Учебная фирма по предоставлению туристких услуг», «коммуникативных тренингов», кулинарный и кондитерский цеха, видео- и фотостудии, 3D студия, Лаборатория растениеводства, Лаборатория автоматизированного проектирования швейных изделий, Мультимедийная лаборатория иностранных языков с программным обеспечением English Discoveries online, Мастерская для грумминга, и тп.
Таким образом, единая образовательная среда может быть очень привлекательна для школ, т.к. колледжи всегда открыты и рады предоставить имеющиеся у них возможности для преподавателей и учащихся школ. С другой стороны учащиеся школ могут в процессе обучения знакомиться с таким уровнем профессиональной подготовки, как среднее профессиональное образование, увидеть разницу между профессией и специальностью, увидеть новейшее профессиональное оборудование и определиться со своим профессиональным выбором. Ведь сейчас школьники ориентированы, в основном, на ВУЗы и с системой СПО (среднего профессионального образования) мало знакомы, и такое единое образовательное пространство «школа-колледж» поможет решению этого вопроса.
Еще в нашем колледже, в рамках сотрудничества со школами, разработана рабочая программа курса «Основы профессионального самоопределения» для 9-х классов, рассчитанная на 36 часов. Данная программа направлена на:
формирование у обучающихся умений выбирать профессию;
формирование представления об избранной сфере профессиональной деятельности.
Задача курса заключается в том, чтобы:
ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации производства в условиях рыночных отношений;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Отдельно хотелось бы поговорить о профильном и предпрофильном обучении в колледже. На наш взгляд, профильное обучение позволит обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов, создаст условия для дифференциации содержания обучения, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, даст представление о характере и особенностях конкретной профессиональной деятельности.
Перейду к наиболее отработанному направлению – это связь с вузами, центром занятости населения, предприятиями и организациями города и региона. Уже несколько лет колледж сотрудничает по системе непрерывного профессионального образования с вузами. Что это нам дает? Преподаватели колледжа имеют возможность повышать свою квалификацию, участвовать в научно-исследовательской деятельности. Сейчас в колледже работает 2 кандидата наук, 11 магистров в области управления, 3 человека заканчивают магистратуру. Учебное заведение имеет возможность развития материально-технической базы. Для студентов – это получение высшего образования в сокращенные сроки, возможность поступления на бюджетное отделение, получение скидок на оплату обучения ит.п., что является экономически целесообразным.
Как правило, колледжи города Москвы успешно сотрудничают с ведущими ВУЗами, и наше УПО тому подтверждение.
Мы твердо убеждены, что будущее за интеграционными процессами в образовании, именно за системой непрерывного образования, поэтому педагогические коллективы СПО активно реформируют учебный процесс, обогащают его рекомендациями педагогической науки. При этом мы понимаем, что для решения задачи формирования системы непрерывного образования в городе, требуются разработка разноуровневых программ по основным учебным дисциплинам, создание методической базы, разрешение некоторых противоречий, препятствующих созданию и развитию этой системы.
И закончить я хочу, сделав акцент, что профильная направленность подготовки на уровне среднего общего образования возможна только с использованием материально-технических ресурсов УПО.

20.04.2015 г. Шеметова Ю.Г.






Заголовок 1,Заголовок 1 Знак Заголовок 2 Заголовок 315