Статья Индивидуальное занятие как форма организации учебного процесса в специальной коррекционной школе (из выступления на педагогическом совете)
Индивидуальное занятие как форма организации учебного процесса в специальной коррекционной школеСуществуют 3 основные формы организации процесса обучения. Это фронтальная форма, групповая и индивидуальная.
Фронтальная форма организации обучения это работа со всей группой. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия учащихся, экономичность обучения; а недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Групповая форма организации обучения. Группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации является или общность интересов или уровень интеллектуального развития. В ряде случаев невозможно эффективно наладить коррекционную работу для отдельных групп обучающихся в связи с их психоэмоциональными особенностями. Продуктивная работа с такими воспитанниками строится лишь в индивидуальном порядке. Индивидуальное обучение служит для них основной формой работы как, например, при работе с учащимися на дому.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства). В этой форме работы можно пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствия с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Чтобы создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося необходимо разграничить понятия индивидуальная и индивидуализированная форма организации выполнения заданий. Индивидуализированная форма осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения, но с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Индивидуальная форма организации выполнения заданий – деятельность ученика по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Это такая форма работы, которая предполагает, что ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Поскольку у каждого ученика индивидуальный темп и ритм развития, невозможно предсказать, сколько времени он потратит на овладение каким-либо навыком, можно лишь запланировать, что должен учитель тренировать с учеником, чтобы тот овладел данным навыком. Познание окружающей действительности должно быть активным, путем непосредственного контакта с окружением. Только действуя в тех же самых или приближенных условиях, в которых воспитанники живут ежедневно, они способны приобретать необходимые навыки и умения. Учитель формирует окружение учеников. Его активность, фантазия, изобретательность, необычный подход к предметам могут значительно повлиять на внешний вид, оснащение и функциональность помещений, в которых он проводит с воспитанником занятия.
Рассмотрим применение специальных методов, учитывающих индивидуальные особенности учеников в специальной коррекционной школе. Остановимся подробнее на некоторых методиках, применяемых на практике. Терапия движения – это проведение систематических двигательных упражнений. У большинства детей с интеллектуальной недостаточнотью диагностируются также ограничения двигательных возможностей, низкая физическая работоспособность, нередко ограниченная подвижность, вызванная повреждением центральной нервной системы или врожденной патологией. Главная идея метода заключена в тезисе, что использование движения, развивающего осознание собственного тела, пространства и действия в нем, способствует развитию ребенка. В этом методе взрослый помогает ребенку программировать действие, кладя свои руки на его руки и легко их направляя, руководит действием, которое выполняет подопечный, благодаря чему последний может чувствовать себя автором действия. Инструкция передается только через прикосновение. Главной задачей является предоставление сенсорной информации. Этот метод можно использовать в работе с детьми с психомоторными нарушениями. Во время занятий ребенок начинает осознавать собственное тело, познает пространство и учится взаимодействовать. Более доступными становятся понятия – над, под, сзади, впереди, рядом со мной, около какого-то предмета и так далее. Примером элементарных упражнений по данной техники будут служить:хлопки над головой, справа\слева от себя,
соединение ладоней перед собой и за спиной;
бросание мяча одной рукой в цель;
преодоление «полосы препятствий».
Метод Блисса - использование контурных изображений, аналогичных обычным типографским небуквенным литерам и их комбинациям; геометрических фигур; а также значков, которые напоминают максимально упрошенные детские рисунки.
В усовершенствованные наборы входят пиктограммы — это 600 картинок размером 10x10 см. Они разделены на несколько категорий: люди, части тела, одежда, предметы, кухня, ванная комната, еда, овощи, животные, игрушки, парк, погода, музыка, спорт, чувства, профессии, транспортные средства, места, действия, праздники, особенности, положение в пространстве, цифры, формы контакта. В наборе очень мало абстрактных понятий. Пиктограммы четкие, нет большого количества лишних деталей. Основная картинка на пиктограмме белая, фон — черный. На каждой картинке имеется подпись, информирующая о значении этого знака.
Чтобы обучение применению вспомогательных коммуникативных систем было эффективным, оно должно быть упорядоченным. Поэтому необходимо сохранить правильный порядок введения пиктограмм, картинок, символов.
Вначале определяем удобные для ученика способы выражения да и нет. Затем строим его словарь. Это длительный процесс, начинающийся с простых символов конкретных предметов. От возможностей ученика зависит количество символов, а также частота занятий с новым материалом. Сначала символы означают предметы из ближайшего окружения. Лучше всего пусть это будут предметы повседневного использования или особенно важные для ребенка, такие, о которых он охотно захочет вспомнить, используя символ, например любимый предмет, еда, одежда, вещи из комнаты. При введении нового символа необходимо так организовать занятия, чтобы ученик мог изучить обозначаемый предмет с помощью всех органов чувств. Количество информации о предмете, которую дополнительно передает учитель, зависит от познавательных возможностей ученика.
Для закрепления образа пиктограмм в обыденной жизни вешаем символы-этикетки в естественной среде ребенка. На холодильнике символы «пища», «вода», на дверце платяного шкафа – изученная одежда, на входной двери – «обувь». Важно, чтобы родители так же принимали активное участие в процессе.
С самого начала обучения вспомогательным способам коммуникации важнейшим элементом является функциональность. Главное — не изучать очередные символы, а уметь ими воспользоваться. Когда изучаемая пиктограмма будет полностью отработана, вклеиваем ее в специальную тетрадку. Чтобы ученику было легче и интереснее познавать материал занятие должно быть разнообразным, в том числе и по технике. Поэтому рисуем на большом листе изучаемый объект, раскрашиваем его красками, вырезаем, придаем ему новую форму. Это способствует совершенствованию навыка идентификации предмета с символом. Метод является эффективным в работе с детьми с интеллектуальными, опорно-двигательными нарушениями, расстройствами аутистического круга.
Различные методы индивидуальной работы используются на психокоррекционных занятиях. Например, артерапия – метод, связанный с тем, что первичные мысли и переживания выражаются в форме образов и символов, а не вербально. Сюда можно отнести рисуночную терапию, драмтерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцетерапию, кинотерапию, куклотерапию и другие. Рассмотрим некоторые из них.
Музыкально-ритмические занятия. В музыкальной игре ребенок может контролируемым образом выпускать свои эмоции (например, бегать по залу, кричать), а также осознанно реагировать на условные звуковые сигналы (прекращение действий, изменение их характера, послушная остановка или изменение своего места в зале и т. п.). Примером использования музыкально-ритмических игр являются упражнения с различным реквизитом, например мячей, шариков, пакетов, кеглей, длинных шарфов, гимнастических обручей в качестве простых ударных инструментов. Особенно действенен этот метод при работе с гиперактивными детьми.
Куклотерапия. В работе куклу можно использовать как для лучшего усвоения ребенком схемы тела, так и для моделирования поведения — в том числе и для выражения эмоций. Огромный восторг вызовет кукла, созданная индивидуально для конкретного ребенка и созданная вместе с ним. Ее воздействие будет намного сильнее, чем от готовой, «серийной» куклы. Сам процесс совместного изготовления дает возможность участвовать в создании путем собственного личного вклада (пусть и ограниченного). Освоив этот метод можно двигаться дальше и устраивать спектакли, мини-сценки, то есть работать с направлением сказкотерапии. В основе содержания метода лежит мысль о том, что слушая историю о любимом сказочном персонаже, мы ищем скрытый смысл сложной ситуации. Так есть ряд сказок, направленных на наиболее часто встречающиеся проблемы: мишка, который не любил умываться; как зайка научился делиться игрушками; котенок, который не хотел убирать за собой вещи; как сове помогло знание этикета.
Цветотерапия – метод психологической коррекции и поддержки при помощи цвета. В психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психоэмоциональное состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния. Тесно с ней связана изотерапия - развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях.
Техника «Цветные дорожки». Подготавливаем широкие емкости с разведенной краской различных оттенков (например, 6 основных цветов) и раскладываем на полу несколько больших листов бумаги. Показываем, как сделать цветной отпечаток древесного листка, ветки, сосновой шишки. Приглашаем ребенка попробовать свои силы. Обычно спонтанно появляются отпечатки пальцев и ладоней. Когда следы высохнут, можно сделать выставку интересных «дорожек», закрепив листы на стене.
Техника «Портрет в окне». Можно использовать часть старого окна, внутреннюю раму в комнате или дверь с прозрачным остеклением, которую на некоторое время придется закрасить. Понадобится гуашь, смешанная с клеем и фломастер. Просим ученика, чтобы он приблизил лицо к стеклу и показал разные эмоциональные состояния (покажи, как ты улыбаешься. А как ты сердишься, сделай грозную гримасу...). Когда будет выбрано определенное выражение лица, просим «модель» замереть на некоторое время. Учитель делает достаточно выразительный рисунок на стекле, копирующий мимику «натурщика». Затем раскрашиваем. Ребенку можно дать нарисовать контур любого предмета, который будет помещен за стеклом от него.
Техника «Рисунок на пленке». Расстилаем на полу пленку и фломастером наносим контур рисунка. Можно рисовать предметы быта, пейзаж или что захочет ребенок. Так как пленка прозрачная, можно фантазировать и видоизменять формы привычных вещей, например, что если бы шкаф был круглым и нарисовать ему округлые стенки или вот если бы стол был совсем маленький как для игрушек. Раскрашивать можно как пальчиками и кисточками, так и губкой или подручными инструментами. Это особенно важно в случае учеников с нарушенными двигательными функциями
Техника «Граттаж» - гравюра, процарапывание или воскография. Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от поставленной учителем задачи. Затем черной тушью, используя широкую кисть или губку, покрываем закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет – и получаем заготовку. Далее берем зубочистку, перо, вязальный крючок или ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по туши. Для ребенка лучше подходит крючок для вязания – его удобнее держать или не пишущая ручка. Процесс появления на черном фоне рисунка из тоненьких цветных или белых штрихов очень увлекает учащегося.
Техника «Мандалы». Буквально совсем недавно эта техника стала популярна среди взрослых и детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и абсолютно здоровыми. Мандалы для раскрашивания – это самый творческий тип раскрасок, считается, что создание и разрисовывание мандал помогает развить мелкую моторику, успокоиться и снять стресс. Такие раскраски рекомендованы очень активным и сложным детям, они умиротворяются, расслабляются, создавая необычные и уникальные рисунки. Можно разукрашивать одну и ту же мандалу при разном настроении ребенка и смотреть, как изменились выбранные цвета.
Индивидуальная работа предполагает, что ребенок рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, а психолог, педагог лишь направляет его. Основная задача, это создать для воспитанника особую среду, помогающую ему включиться в процесс социализации в обществе и развивать свои способности. Именно от нашего внимания, терпения, безусловного принятия ребенка, во многом зависят его успехи и достижения. Среди психологов, позиционируется профессиональное мнение о том, что необучаемых детей нет. Любой ребенок может иметь успехи в развитии при условии ранней и систематической помощи.