«Реализация проектная деятельности на уроках русского языка, литературы, во внеурочное время в образовательном учреждении для обучающихся с ОВЗ.»


«Реализация проектная деятельности на уроках русского языка, литературы, во внеурочное время в образовательном учреждении для обучающихся с ОВЗ.»
Методам проектной и исследовательской деятельности принадлежит ведущее место среди других методов обучения, как в урочное, так и внеурочное время. В основе этих методов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Исследовательская и проектная деятельность помогает не только расширить кругозор обучающихся, но формировать основы читательской культуры. Исследовательская работа – связана с решением творческих и исследовательских задач, но с неизвестным заранее результатом. Проектный метод направлен на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Проект включает элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, с целью достижения результата проекта. Обучающиеся приходят к выводу, что учитель является не единственным источником знаний, он лишь направляет учеников на путь поиска необходимой информации и опыта. Проектный метод реализует такие учебные задачи: научить самостоятельному достижению цели, умению ориентироваться в информационном пространстве, т.е. находить источники, из которых можно получить важную информацию, усвоить навыки поиска и обработки информации; овладеть навыками исследования; формировать навыки работы и общения в группе.
Исследовательские проекты не могут использоваться и реализовываться только во время урока, чаще всего они проводятся в форме индивидуальных консультаций и выводятся за рамками основного образования. Применяются виды учебных проектов: по количеству обучающихся (индивидуальный, парный, групповой); по первостепенному методу (исследовательский, игровой, творческий); по предметным направлениям (межпредметный, внепредметный); по временной продлжительности (краткосрочный, долгосрочный). Используются межпредметные информационные проекты (русский язык, история, биология, информатика, музыка). Обучающиеся получают задание (проблематизация, формулировка цели и задач, планирование) на уроках, а выполняют и оформляют во внеурочное время, в качестве домашнего задания. Показывают презентацию, защищают свой проект на уроке согласно программному изучению предмета. Проектная и исследовательская деятельности позволяют разнообразить формы работы и деятельность обучающихся, активизировать внимание, развивать и обогащать культуру речи, повышать творческий личностный потенциал. Важно в учебной деятельности дать каждому обучающемуся возможность соприкоснуться с собственным творчеством, открыть в себе читателя, зрителя, в решении этих задач помогают такие формы: сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций, изготовление учебных пособий, составление кроссвордов. Важнейшее условие – точное определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому обучающемуся выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Обучающиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Проектный и исследовательский методы занимают ведущее место среди других методов обучения, они помогают обучающимся в стремлении к самореализации, обучают адекватно оценивать свои возможности, мотивируют на изучение, как нормативной базы учебного материала, так и на расширение и углубление знаний. Возрос интерес к изучению литературы родного края, истории своей страны и малой родины, стремление к освоению новых жанров, совместной работе с учителями на новых условиях. Можно сказать, что меняется и сам стиль общения.
Литература.
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М.,2003.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование. 2000. № 7.
Огарков А.А. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Вологда – Тотьма, 2012.
Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –М.: АРКТИ, 2003.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.