Презентация Инновационные подходы к организации урочной и вне урочной физкультурно-оздоровительной деятельности
Инновационные подходы к организации учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающие формирование здорового образа жизни студенческой молодежи
Встречаясь каждый день со знакомыми людьми, мы говорим им: «Здравствуйте!» Прощаясь, желаем: «Будьте здоровы!» Наилучшие пожелания на Новый год и в день рождения обязательно начинаются с пожелания крепкого здоровья. И это не случайно. Люди давно поняли, что здоровье – наивысшая ценность в их жизни.
Молодым людям кажется, что их здоровье безгранично. Но это далеко не так. Верна поговорка: «Здоровье, как и удобства, их замечаешь, когда они отсутствуют».
Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь молодежь к занятиям физической культурой, как сформировать привычку самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями?
В поиске ответа на этот вопрос зародилась мысль о создании новых форм организации физкультурно-спортивной деятельности в формировании потребности к здоровому образу жизни.
Анализ ответов на вопросы позволил оценить отношение студентов к ценностям физической культуры, а также мотивацию современных студентов к физкультурно-спортивной деятельности. На основании проведенного опроса мы определили, что привлечением учащихся к занятиям физической культурой и спортом является:
организация спортивных соревнований – 36%,
организация работы секций – 34%,
пропагандистская деятельность – 19%,
внедрение новых методов обучения – 11%.
Исходя из этого, была определена главная цель работы: формирование здорового образа жизни студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности.
В соответствии с целью, на 2013-2014 учебный год были определены три основные задачи:
- Создание благоприятных условий для физического развития личности студента;
- Формирование у молодежи осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями; - Активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;
Для успешного выполнения этих задач были определены основные направления работы:
Оснащение материально-технической базы спортивного зала;
Организация физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий для студентов колледжа;
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
Реализация основных направлений физкультурно-спортивной деятельности осуществляется через учебную и внеучебную деятельность.
По состоянию на 01 января 2014 года 580 студентов обучаются в колледже на 2-х отделениях в основной группе здоровья. К сожалению, в настоящее время увеличивается количество ребят, которые по состоянию своего здоровья не могут заниматься физкультурой в основной группе. Наша задача не оттолкнуть их, а сделать все возможное для того, чтобы студент мог поверить в себя и не боялся допустимых физических нагрузок, тем самым, улучшая и поддерживая свое здоровье. Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, предлагаем индивидуальные задания, которые заключаются в написании рефератов, изучении теоретических материалов, составлении тестов и т.п., на летний период студентам предложено задание: попытаться составить программу своего дальнейшего физического развития и комплекс упражнений, соответствующий их возможностям.
На учебных занятиях и во время внеучебной деятельности создаем такие условия, которые обеспечивают постепенный переход от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов. С этой целью применяются различные методы и средства обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод. Стараемся находить все новые и новые подходы в организации учебных и внеучебных занятий, для того чтобы у студентов появилось желание получить удовольствие от двигательной активности, атмосферы занятий физической культуры и спорта, желание повысить самооценку и расширить круг общения.
Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании студентов значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:
уровень знаний, умений и навыков;
отношение к здоровью и физической культуре личности.
Инновационным подходом является система оценки качества физкультурного воспитания. Для анализа успеваемости, посещаемости и повышения активности на учебных занятиях физической культуры в колледже используется рейтинговая (балловая) система оценивания студентов. Ее сущность сводится к следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к студентам требования. На основании разработанных критериев студенты сами могут объективно оценивать свои достижения. А, следовательно, научиться давать своим умениям оценку и готовить себя к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни колледжа. (таблица-рейтинг)
В результате рейтинговой системы оценки у студентов появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении. Более того, благодаря данному мониторингу, преподаватель сможет в полном объеме определить физические способности конкретного студента и наглядно видеть в какой спортивной деятельности он может себя проявить.
Не менее важным фактором спортивной жизни колледжа является внеучебная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа.
Одним из приоритетных направлений внеучебной работы является приобщение студенческой молодежи в секции. На базе колледжа работают секции по волейболу, (фото с работы секции) мини-футболу, фитнес - аэробике. С начала сентября 2014 года планируется работа секций по настольному и большому теннису, легкой атлетике, лыжным гонкам, по силовым видам спорта, по общей физической подготовке. В данный момент ведутся переговоры с руководством спортивной школы, о привлечении тренерского состава к работе с нашими студентами в новом учебном году. Планируем привлечь к занятиям в секциях в 2014-2015 учебном году более 30 процентов учащихся.
Важной составной частью и отличительной особенностью организации внеучебной деятельности в колледже является подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно - массовых мероприятий. Вся эта работа в учебном заведении строится на основе широкой самодеятельности учащихся. Большую помощь в организации физкультурно-спортивной работы и проведения спортивных мероприятий оказывает физкультурный актив, в состав которого входят физорги и старосты групп, а также спортсмены-активисты. Для распределения работы, актив поделен на секции:
Секция по массовой физической культуре и спорту, которая оказывает помощь и отвечает за организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; работу судейских бригад по видам спорта. Участники этой секции представляли к поощрению отличившихся в судействе соревнований и др.;
Секция по подготовке к собраниям физкультурного актива , где студенты помогали готовить вопросы и предложения для обсуждения;
Секция по информационной и пропагандистской деятельности, проводит агитационную работу по вопросам физической культуры и спорта, по формированию здорового образа жизни, используя для этого стенную печать, плакаты, альбомы. Физорги групп оказывают помощь в разработке положений о конкурсах, например: «За здоровый образ жизни», «Лучший спортсмен колледжа» и др.,
Хозяйственная секция актива обеспечивает подготовку инвентаря и мест проведения соревнований.
В колледже, в течение 2013-2014 учебного года, прошла Спартакиада по 9 видам спорта, где участие приняло более 430 студентов. (Таблица результатов). Одной из целей этих соревнований является формирование сборных команд колледжа по видам спорта, а также выявление наиболее активных студентов для участия в районных, областных и всероссийских соревнованиях.
Ежемесячно, в соответствии с календарным планом, проводились и другие физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, такие как: «Веселые старты среди курсов», «Малые олимпийские игры», (фото) «А, ну-ка, парни» среди юношей, проживающих в общежитии колледжа, (фото) новогодний турнир по волейболу, «А, ну-ка, девушки» среди групп 1 и 2 курсов, среди сотрудников прошло спортивное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни», в начале февраля прошла Декада лыжного спорта, в которой участие приняло 476 человек (фото декады). Прошли тематические мероприятия в поддержку акции «Спорт против курения», это: танцевальный флеш-моб», организаторами которого выступили учащиеся группы СПС-11, Кросс «Марафон здоровья» и др.
Студенты колледжа активно приняли участие в районных массовых соревнованиях, таких как: «Кросс Нации», (фото) «Лыжня России», (Общее фото с прошлого года), легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Сельская новь», (фото) также постоянно участвуют в городских и районных соревнованиях по различным видам спорта (фото волейбол, мини-футбол). Результатом участия в районных соревнованиях, стали следующие призовые места: 2 место- Кубок открытия сезона по волейболу среди женских команд; 3 место- Кубок открытия сезона по волейболу среди мужских команд; 3 место – традиционный турнир по волейболу среди мужских команд на приз Главы ТГО; 2 место – традиционный турнир по волейболу, посвященный памяти воинов-интернационалистов. В массовых соревнованиях по легкой атлетике «Кросс Наций» приняло участие более 180 человек. В течении всего зимнего сезона сборная команда по футболу принимала участие в первенстве ТГО по мини-футболу (показ грамот) В апреле 2014 года сборная команда колледжа по футболу приняла участие в зональных соревнованиях в рамках всероссийского проекта «Мини-футбол в ВУЗы» (Бронзовая лига), которые проходили в г. Тюмень. В финале региона принимали участие команды: Западно-Сибирский государственный колледж; г. Тюмень, профессиональный лицей ТИИ из г. Тобольск; технологический колледж, г. Тюмень; нефтегазовый колледж г. Ноябрьск. Команда нашего колледжа в этих соревнованиях заняла 3 место. 17 мая сборная команда колледжа приняла участие в районных соревнованиях по пулевой стрельбе, а 21 мая этим же составом выехали на в г. Екатеринбург для участия в областных соревнованиях по летнему многоборью комплекса ГТО (фото). 10 мая 2014 года 2 команды, в составе по 12 человек, каждая, принимали участие в легкоатлетической эстафете, на приз газеты «Сельская новь», где одна из команд заняла 3 место. Более 100 учащихся нашего колледжа во внеучебное время занимаются в Талицкой и Троицкой спортивных школах. Ребята выступают и занимают призовые места на соревнованиях областного, всероссийского и международного уровней. 5 студентов, занимающихся в спортивной секции по АРБ выполнили норматив «Кандидат в мастера спорта», 2 студента секций «Пауэрлифтинг» и АРБ имеют звание «Мастер спорта» (грамоты).
Общеизвестно, что для проведения учебных занятий и внеучебной деятельности на высоком уровне, занятий спортивных секций необходимо хорошее материально-техническое и методическое обеспечение. За этот год значительно улучшена спортивная база колледжа. В течение учебного года была приобретена спортивная форма и обувь для сборных команд колледжа (фото сборных команд), качественные футбольные и волейбольные мячи. Приобретены столы для настольного тенниса (фото с соревнований по настольному теннису), оборудован тренажерный зал (фото тренажерного зала). Для просматривания спортивных и оздоровительных программ был приобретен телевизор ЖК. Для проведения физкультурно-спортивных мероприятий приобретена акустическая система, что позволяет проводить соревнования на более высоком уровне. В течение 3 квартала планируется приобретение спортивного оборудования и инвентаря на сумму более 200 тысяч рублей. В отделениях колледжа имеются 2 лыжные базы. Также подготовлены сметы на капитальный ремонт спортивного зала, крыши, замену пола в соответствии с современными технологиями. Так, в этом учебном году одной из приоритетных задач моей работы было создание и оснащение кабинета теоретической подготовки по дисциплине «Физическая культура». Сегодня методический кабинет оснащен современными техническими средствами, в нем созданы медиатека, каталог Интернет-ресурсов по дисциплине. Многие учебные пособия созданы совместно с ребятами, освобожденными от практических занятий физической культурой.
С целью популяризации физической культуры и спорта оформлены стенд «Наши спортивные достижения», выставка кубков и наград, полученных в соревнованиях различного уровня (фото).
Многочисленные победы и участие студентов колледжа на всероссийских, областных и районных соревнованиях; спортивный и тренажерный залы; лыжная база – все это многогранная палитра, отражающая основные направления деятельности колледжа в области физкультуры и спорта.
Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня. В 2014-2015 году мы планируем организовать работу спортивного клуба, деятельность которого будет направлена на организацию оздоровительной и спортивно - массовой работы не только среди студентов, но и среди преподавателей и сотрудников колледжа.
В заключение хочется привести слова М.И. Калинина «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все были здоровыми гражданами... Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».
В нашем колледже ставится задача подготовить не только квалифицированных специалистов, но и гармонично развитую личность. Девиз нашего учебного заведения «В здоровом теле - здоровый дух».