Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – дефектолога, как способ оптимизации педагогического процесса
Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – дефектолога, как способ оптимизации педагогического процесса.
Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата(70% -дети с ДЦП, 30% - другие нарушения ОДА).
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, тактильного и кинестетического восприятия.
Особенности развития детей:
• Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. отмечается недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих.
• Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Затруднения познания окружающего мира в процессе предметно – практической деятельности. Снижение или отсутствие потребности в познании, общении.
• Различные формы речевых отклонений (задержка речевого развития, дизартрия и алалия).
• Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем.
• Нарушение мышечного тонуса, ощущений движений. Невозможность произвольных движений. Наличие насильственных движений. Нарушение равновесия и координации движений.
• Низкая работоспособность, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения.
• Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, капризность, расторможенность или заторможенность. Колебания настроения. Слабость волевых усилий и мотивации.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с данными нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы в целом.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне.
Использование информационных компьютерных технологий предлагает следующий список преимуществ. Доступ к разнообразным источникам информации - Интернет; возможность опосредованного консультирования и просвещения; точность и быстрота обработки диагностического материала; большой интерес детей к современным информационным технологиям (а, следовательно, это можно использовать для повышения учебной мотивации); наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Применение компьютерных технологий позволяет:
использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков;
интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.
Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.
Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя- дефектолога игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Занятия с использованием компьютера необходимо проводить, при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):
Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий:
Максимальная одноразовая длительность работы:
Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день
Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день
В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:
- первая половина дня – оптимальна
-вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет – 2 раза в неделю.
Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый. В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня ( нарушение режима в выходные). В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.
Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое
для прогулок и дневного отдыха.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ:Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Занятия по формированию математических представлений.
Работа над развитием и коррекции познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
Формирование зрительно-пространственных отношений.
Сенсорное развитие (цвет, форма, величина).
Организация занятий с использованием ИКТ:
Подготовительный этап. Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных игр и упражнений. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
Основной этап. Решаются поставленные коррекционно – образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
Заключительный этап. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения
Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры и упражнения, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ:
Постоянно пополняется медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных педагогами нашего учреждения:
- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
- графическая (графики обследования, диагностический материал);
- звуковая (мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания);
подобраны звуковые файлы по следующим темам:
Звуки дома
Звуки деятельности человека.
Звуки, которые издают животные, птицы.
Звуки, которые издают музыкальные инструменты.
- видеоинформация (фильмы и клипы);
- анимация;- картинки;- фотографии;
- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);
Разработаны авторские презентации, дидактические игры по всем лексическим темам«Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др.
По математике «Счет», «Количество», «Дни недели» и др.
Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи по теме.
Авторские презентации используем, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей.
- Нами было апробированы компьютерные игры ипрограммы: «Компьютер для малышей», «Подготовка к школе»,; «Планета чисел для малышей»; «Занимательная арифметика»; «Занимательная геометрия», «Учимся считать»; «Развиваем мышление»; «Времена года»; «Считаем с Хрюшей», «Уроки тетушки Совы», «Двенадцать месяцев», «Лесная школа» и другие.
Представленные компьютерные программы отражают все аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; способствуют развитию когнитивных функций, обогащению словаря, математических и сенсорных представлений, общему интеллектуальному развитию.