Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку в условиях модернизации образовательного процесса














Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку в условиях модернизации образовательного процесса






























Информационно-коммуникативные технологии.
В современной России идёт становление новой прогрессивной системы образования. Процесс образования влечет за собой существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционной системе образования уступает место новые информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). На сегодняшний день знание одного или нескольких иностранных языков является одним из приоритетов российского образования. Знание иностранных языков, владение современными информационными технологиями в значительной мере помогают стать интеллектуальным, высокообразованным членом общества. Для наиболее эффективной организации учебного процесса при овладении иноязычной культурой знание и овладение ИКТ компетентностью становится обязательным как для учителя, так и для подрастающего поколения.
Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание человека приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в сознании и реализации новых технологий.
Глобальная сеть – уникальная среда для обучения, поскольку здесь можно найти большое количество аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка. Интернет выступает и как средство обучения языку и как цель обучения, так как создаёт потребность в общении на иностранном языке – письменном или устном.
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Поэтому при разработке занятий на основе инфокоммуникационных технологий необходимо определить:
- для изучения каких тем целесообразно использовать инфокоммуникационные технологии;
- какие дидактические задачи эффективно решаются с использованием инфокоммуникационных технологий;
- какие программные средства необходимо использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
- какие предварительные умения и навыки работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
- структуры и этапы занятия с привлечением инфокоммуникационных технологий.
Относительно структуры и этапов занятия в первую очередь необходимо:
- определить цели и задачи такого занятия;
- тщательно отобрать и изучить ресурсы, которые вы намереваетесь использовать;
- составить план занятия и пошагово расписать ход работы;
- обратить внимание на организационные моменты.
После того как вы решили, для каких целей собираетесь использовать сервисы и службы Интернета и какие методические задачи вы преследуете, необходимо выбрать Интернет-ресурс и вид деятельности: дискуссия, тест, выполнение он-лайн упражнений на закрепление грамматических, лексических и речевых образцов, проверка домашнего задания и т.д.
Появление новых информационных технологий приводит не только к тому, что человек начинает овладевать новыми колоссальными объёмами информации, но и к тому, что новые информационные технологии коренным образом меняют социальный, культурный порядок развития. Формирование социокультурной компетенции происходит одновременно с созданием основ межкультурной коммуникации.(2)
С каждым днём информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни для всё большего и большего количества людей. ИКТ компетенция обучающихся находится в прямой зависимости от способностей учителей и преподавателей интегрировать Интернет-технологии в учебный процесс. Это и обусловило появление книги профессора П.В.Сысоева и М.Н.Евстигнеева «Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных технологий».
Книга состоит из трёх частей и четырнадцати глав. В первой части П.В.Сысоев и М.Н.Евстигнеев рассматривают общие вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку: актуальность внедрения ИКТ в процесс обучения иностранному языку, основные определения и понятия, стратегии поиска и отбора ресурсов сети Интернет для учебных целей, критерии отбора и оценки Интернет-ресурсов.
Вторая часть пособия посвящена созданию учебных Интернет-ресурсов (хотлиста, мультимедиа скрэпбука, трежа ханта, сабджект сэмпла, вебквеста).
Третья часть посвящена использованию социальных сервисов и служб Веб 2.0 в обучении иностранному языку. Каждая из глав третьей части содержит перечень коммуникативно-речевых умений, развиваемых на основе каждого социального сервиса.
Пособие имеет единую структуру. Каждая глава включает фактический материал, вопросы на знание материала главы и творческие задания на разработку учебных Интернет-ресурсов или создания образовательного пространства на социальных сервисах Веб 2.0, выполнение которых свидетельствует об овладении материалом главы.
Учебно-методическое пособие адресовано учителям и преподавателям иностранных языков и студентам языковых вузов. Оно написано доступным языком и позволит учителю разобраться и почувствовать себя уверенно в Интернет-технологиях обучения иностранному языку завтрашнего дня. (4)
Использование Интернета в обучении ИЯ даёт возможность ученикам экспериментировать и наглядно видеть свои первые успехи. Это пробуждает их интерес и усиливает мотивацию к изучению ИЯ. В Интернете предлагается познавательное прохождение материала (das entdeckte Lernen) и самостоятельная работа над ним. Ошибки исправляет не учитель, а компьютер, объясняя и помогая их устранить. Учащиеся постепенно избавляются от ошибок, не испытывая при этом стресс, так как кроме компьютера, об этих ошибках никто не знает.
Подбор лексики в учебных курсах соответствует образовательному уровню учащихся, но иногда слова написаны с некоторым отступлением от немецкого правописания. Например, буквы с «умлаутом» пишутся, как это принято в международном Интернете: д=ae, ц=oe, ь=ue, вместо Я пишется во всех случаях ss.
1. Многие учебные программы записаны на CD-Rom. На сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] можно бесплатно заказать одну из учебных программ, которая может быть использована, начиная с III-IV классов школ с углубленным изучением немецкого языка. В этой программе более 20 лексических тем, к которым подобрана «базовая» лексика.
Для учащихся V классов можно предложить следующие темы: «Ich und du», «Zu Hause», «Meim Leben», «Zukunft», «Lernen und Arbeiten», «Feste Feiern».
После работы по какой-либо теме ученик может проверить, насколько успешно он усвоил данный материал. Это выполняется в доступной игровой форме.
2. При изучении темы «Рождество» можно воспользоваться адресом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На этом сайте 23 задания различной степени трудности и одна прогулка по Рождественскому базару.
3.Множество идей по ведению школьных праздников и вечеров можно найти на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Все праздники, которые популярны в Германии, распределены на этом сайте по временам года.
4. На сайтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у учащихся есть возможность реального общения со своими сверстниками, которые также изучают немецкий язык или для которых немецкий язык является родным.
5. То же самое касается и детского Chat. Но в Chat ученики могут обращаться только после занятий, потому что большинство детских Chat доступны во второй половине дня. Общение в Chat облегчают т.н. «смайлики» - общепринятые символы, выражающие различные чувства и помогающие рассказать о себе. Со «смайликами» можно познакомиться на сайте http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Smiley-Lexikon).
6. На сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] можно найти друзей по переписке (Brieffreunde).
7. Доступные для языкового уровня учащихся серии комиксов представлены на сайтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Даётся краткое описание всех предыдущих комиксов, а также их текстовая и аудиоверсии. Это как бы компьютерный вариант нашего домашнего чтения (Hauslektьre).
8. Задания по страноведению Германии можно найти на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на котором изображена карта Германии и выделены федеральные земли. Названия земель даны под картой, их нужно правильно перенести на карту.
На сайтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] даются всевозможные страноведческие задания.
На сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] можно также найти игры, предназначенные детям разного возраста.
9. На сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] представлена очень интересная и познавательная викторина о компьютере (Computer-Quiz)
Сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и http://www.kinderbuchforum.de также богаты доступными игровыми викторинами.
10. На уроках с использованием Интернета возможны и настоящие письменные задания ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
11. Грамматические упражнения и тесты разной степени трудности предлагает сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Компьютер информирует ученика о качестве выполнения упражнения, которое при необходимости можно сделать заново.
Интернет на уроке вносит разнообразие в учебный процесс. Его использование усиливает мотивацию у изучению ИЯ.(3)





















Список литературы
1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. М.:
Флинта, 2005
2. Каменецкая Н.П. // Иностранные языки в школе, №6, 2007, с. 36-40
3. Каменецкая Н.П. / Иностранные языки в школе, №8, 2007, с. 60-66
4. Каменецкая Н.П. // Иностранные языки в школе, №1, 2010, с. 94-95
5. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 кл. – М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2013













































13PAGE 15


13PAGE 14615




Default Paragraph Font Table Normal
No List Page NumberTimes New RomanCambria MathXВыступление на заседании РМО учителя немецкого языка МБОУ Башкирская гимназия-интернат г












    
               














x