Программа Формирование мотивации поведенческих навыков ЗОЖ и положительного имиджа воспитанников в условиях санаторной школы-интерната


Сведения об авторе:
Козлова Ирина Леонидовна
Образование: высшее
По специальности: Социальная работа
Должность: воспитатель.
Опыт деятельности по предлагаемой
программе – 2 года.
Рабочий адрес: 346 350 Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Бережного 135, Контактный телефон: 5 00 43
Пояснительная записка.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье - полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В настоящее время наблюдается ухудшение физического и психического здоровья учащихся. Растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями становятся неуверенность, беспомощность. Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение.
Вследствие истощения душевных и физических сил у подростков повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется и в семье, и в школе. Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости. Крайние проявления кризисного состояния личности видятся в росте количества самоубийств.
К сожалению, многие подростки не соблюдают самых простейших, обоснованных норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами гиподинамии, другие излишествуют в еде с почти неизбежными в этих случаях последствиями, третьи не умеют отдыхать, беспокойны, нервны, что в конечном итоге приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые подростки, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Интенсификация учебного процесса, высокие психоэмоциональные нагрузки предъявляют дополнительные требования к адаптационным ресурсам организма учащихся. Как следствие социальной дезадаптации развиваются нарушения физического и психического здоровья, формируются неадекватные поведенческие стратегии, снижаются когнитивные и креативные способности ученика.
Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, — один из наиболее сложных периодов жизни человека. Именно в этот период преимущественно происходит формирование характера и разнообразных жизненных навыков.
На состояние здоровья школьников оказывают влияние окружающая среда, питание, режим труда и отдыха, внутришкольные и внутрисемейные отношения, физическое воспитание и уровень развития медико-санитарной помощи. Однако не последнюю роль в этом вопросе играют репродуктивные установки и поведение самого подростка. По данным последних исследований, отмечается стойкая тенденция более раннего, чем 10-15 лет назад, начала половой жизни у юношей и девушек, что приводит к незапланированным беременностям, ИППП, ВИЧ-инфицированию, хроническим заболеваниям репродуктивной системы, снижению репродуктивной функции и бесплодию. Подавляющее число ВИЧ-инфицированных в нашей стране - это молодые люди в возрасте 15-29 лет. Заболеваемость ИППП в 2007 году составила 708 на 100 000 (10,8% в общей структуре) в возрастной группе 15-19 лет.
Не менее актуальной является проблема употребления наркотиков, табака и алкоголя среди молодёжи. Общее число несовершеннолетних, наблюдаемых наркологической службой Министерства здравоохранения, превышает 18 тыс. человек.
Подростки не всегда обладают умением отстоять свою позицию, бывают психологически не готовы к возможным последствиям, не могут предвидеть отдалённые результаты своих необдуманных действий и поступков.
Обеспечить подросткам возможность сохранения и укрепления здоровья, чтобы в будущем они были социально адаптированными, физически и психологически полноценными мужчинами и женщинами, могли успешно трудиться, планировать создание семьи и рождение здоровых детей, - задача всего общества в целом и системы образования в частности.
Школа является образовательно-воспитательной средой, которая должна не только поддерживать здоровье учащихся, но и создавать условия для его развития. Для этого нужна система, направленная на приобретение специальных знаний, жизненных навыков в области здоровья, умении вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье, противостоять вовлечению во вредные привычки, позитивно влиять на среду сверстников, на их отношение к проблемам здорового образа жизни.
Цель программы - формирование потребности учащихся в здоровом образе жизни на основе осознания ценности здоровья, приобретения здоровьесберегающих социальных установок и жизненных навыков.
Задачи программы:
1. Сформировать позитивное отношение учащихся к ЗОЖ посредством повышения уровня знаний о необходимых жизненных навыках.
2. Вовлечь учащихся в различные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
3. Мотивировать родителей, сверстников, сообщества на соблюдение идеологии здоровья примерами повышения уровня образования в области формирования навыков ЗОЖ.
4. Содействовать созданию образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Основные навыки ЗОЖ, формируемые в процессе образования.
Навыки ЗОЖ - доведённые до автоматизма действия человека, формируемые путём многократного повторения, дающие возможность эффективно справляться с требованиями повседневной жизни, содействуя собственному здоровью и благополучию, обеспечивая достижение позитивных результатов в различных сферах жизни.
Классификация жизненных навыков учащихся должна учитывать существующую возрастную периодизацию онтогенеза,психофизиологические характеристики учащихся, особенности ведущих видов деятельности, связанные как с обучением, так и с социальной ориентацией гражданского общества. Многочисленные жизненные навыки учащихся могут быть сгруппированы согласно важнейшим сферам жизнедеятельности ребёнка с учётом доминирования отдельных групп навыков в каждый возрастной период.
Современными исследованиями выделен ряд жизненных навыков, связанных с уровнем здоровья и отказом от поведенческих рисков у человека. Это такие группы навыков, как:
1) навыки гигиены:
двигательные (обеспечивают различные передвижения, включая связанные с трудом и физической культурой);
повседневного ухода за телом (дают возможность систематически и последовательно практиковать необходимые гигиенические процедуры);
организации труда и отдыха (позволяют рационально чередовать учёбу и отдых с учётом индивидуальных возможностей ребёнка и требований среды);
рационального питания (дают возможность ежедневно получать сбалансированное полноценное питание с соблюдением регулярности приёма пищи);
бытовые и самообслуживания (помогают человеку постоянно поддерживать благоприятные условия окружающей среды, такие как чистота, удобство, комфорт);
2) навыки социального взаимодействия:
коммуникативные (позволяют точно и уместно передавать и воспринимать смысл сообщений, устанавливать контакт и достигать взаимопонимания с другим);
сотрудничества (способствуют принятию точки зрения других людей, включению в совместную деятельность, отстаиванию групповых ролей, принятию правил социальных взаимоотношений, умению предлагать и оказывать помощь, адекватно оценивать свой вклад в общее дело);
конструктивного поведения в конфликтных ситуациях (дают возможность выбирать эффективную стратегию поведения во время конфликта, успешно вести переговоры, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать взаимно приемлемые варианты решений);
обращения за социальной поддержкой или создания социальной сети (позволяют в неблагоприятной жизненной ситуации своевременно обратиться за помощью к другим людям или сообществам);
3) навыки самостоятельного мышления/жизненного самоопределения:
распознавания социальных влияний (позволяют анализировать влияние сверстников и средств массовой информации на собственную точку зрения, способствуют осознанию права на реализацию собственного жизненного выбора, помогают школьнику не поддаваться групповому или межличностному давлению в случаях, когда оно противоречит его правам и убеждениям);
принятия решений (позволяют самостоятельно собирать информацию из разных источников, определять степень её достоверности, формировать собственные суждения на основе всестороннего анализа данных, прогнозировать последствия различных решений и делать обоснованный выбор);
творческого мышления (обеспечивают организацию собственной исследовательской деятельности, генерирование альтернативных идей, необходимых для решения разнообразных жизненных задач);
4) навыки самоуправления:
эмоциональной саморегуляции (позволяют уменьшить проявления негативных эмоций, возникающих при столкновении с трудностями, справиться с излишними эмоциями, препятствующими общению и осознанной деятельности, рациональному мышлению, обеспечивают самостоятельный выход из длительного переживания последствий ошибок и неудач, преодоление чувств безысходности и пессимизма);
самоконтроля (способствуют управлению собственными действиями, осознанному выбору допустимых и наиболее приемлемых социальных норм, форм реагирования на условия окружающей действительности, способов самоконтроля);
релаксации (помогают посредством специальных приёмов избавиться от внутреннего напряжения, быстро восстановить психофизические ресурсы);
мобилизации возможностей и управления собственной мотивацией (дают возможность анализировать сильные и слабые стороны действий, принимать ответственность);
5) навыки взаимодействия с окружающей средой: туристические (разбивка туристического лагеря, установка палатки,
приготовление пищи, уборка территории и уничтожение бытовых отходов, оказание первой медицинской помощи, навыки поведения на дороге, в походе, на воде, включая умение плавать);
поведения в ситуации природной катастрофы (ликвидация последствий, сохранение жизни при наводнении, землетрясении, техногенных авариях);
природоохранительные (действия по сохранению лесов, растительного и животного мира, рек и озёр);
выживания (правильное поведение на море, в пустыне, в горах; добыча воды и пищи, её приготовление; разведение костра, сбор и применение лекарственных растений).
Основные направления, содержание, методы и формы учебно-воспитательной работы но формированию навыков ЗОЖ учащихся.
Эффективность деятельности учебного заведения по формированию жизненно важных навыков учащихся в области ЗОЖ зависит от того, насколько органично осуществляется учебно-вошшательная работа но трём взаимосвязанным направлениям:
1) нравственно-психологическому, предполагающему создание комфортного психологического микроклимата в классах, детских сообществах, между родителями, учителями с целью поддержания внимания к здоровью всех участников школьной жизни, установки адекватных полоролевых отношений, взаимопомощи, развития позитивной коммуникативной деятельности учащихся;
2) культурно-гигиеническому, способствующему накоплению учащимися знаний о ЗОЖ, способах и методах сохранения и укрепления здоровья, профилактике болезней, формированию санитарно-гигиенических навыков;
3) оздоровительно-рекреативному, предполагающему создание материальных, педагогических и психологических условий для сохранения и укрепления здоровья каждого учащегося, возможность его участия в занятиях по интересам, внеурочных занятиях по формированию жизненных навыков; спортивно-массовых мероприятиях, конкурсах на тему ЗОЖ, В процессе реализации данного направления необходимы создание родительских университетов по обучению ЗОЖ, организация совместной деятельности участников образовательного процесса.
Для усвоения жизненных навыков в области ЗОЖ педагогическая наука и практика предлагают богатый методов и приёмов обучения. Их
разнообразие вызывает у учащихся интерес к учебно-познавательной деятельности в области здоровья, что обеспечивает выработку мотивации к занятиям. Это информациошю-развршающие (лекция., объяснение, рассказ, беседа и др.), проблемно-поисковые (тренинг, ролевая игра, метод «сверстник обучает сверстника», дискуссия, «мозговая атака», кейс-метод, бинарный метод, работа в малых группах и др.), репродуктивные (пересказ упражнение по образцу, лабораторная работа по инструкции и др.), творчески-воспроизводящие (те же методы, что и в проблемно-поисковой
группе) методы и приемы. В практической деятельности по формированию навыков ЗОЖ будет эффективным применение наглядности (таблицы, плакаты, слайды с использованием видео- и мультимедийной техники; демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств и механизмов), игровых приёмов обучения (головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей, составление кроссвордов, разработка оздоровительных проектов, составление коллажа).
Успешное овладение навыками ЗОЖ обеспечивается системой средств обучения: учебно-методическими пособиями; учебными пособиями; раздаточным материалом, плакатами, играми; видеороликами.
Ожидаемые результаты
Полученные знания позволят школьникам осознать значение заботы о здоровье, соблюдения правил ЗОЖ, управления своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими, родителями. Учащиеся научатся оценивать себя, свои поступки, поведение по отношению к проблемам ЗОЖ, помогать другим людям сохранять и укреплять здоровье.
Школьники овладеют коммуникативными навыками (умением строить отношения с окружающими в разных ситуациях), что даст возможность эффективного общения со сверстниками в группе, коллективе, направленного на укрепление и развитие здоровья, формирование ценностного отношения к ЗОЖ.
У учащихся сформируется интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребности в признании, общении, получении новых знаний в области ЗОЖ и передаче своего опыта в данной области окружающим людям.
Программа «Здоровый образ жизни: жизненные навыки»
1й год. Пояснительная записка
Наиболее уязвимыми категориями населения являются школьники, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу. Особенно опасно, если становление личности подростка происходит при деформации структуры семьи, избытке информации, ухудшении состояния окружающей среды. В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке их ко взрослой жизни.
Данная программа разработана для учащихся 5-9 классов.
Знания и умения, полученные в ходе обучения, должны способствовать самопознанию, формированию положительных идеалов, стимулировать стремление учащихся к физическому и духовному совершенствованию.
Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста учащихся, которые рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда.
Главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, моральное сознание.и самосознание.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, интенсифицируется общение со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами -формируются личностные смыслы жизни.
В подростковом возрасте начинает проявляться потребность понимать и оценивать чувства, интересы других людей, особенно сверстников, и ориентироваться на них в своем поведении.
Формирование жизненных навыков подростков должно являться итогом их собственного опыта, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм деятельности.
Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто дичностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это во много раз усугубляется, если отсутствует благоприятное общение в семье.
При работе с младшими подростками, упор следует делать на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера.
Знания и умения, полученные учащимися на факультативных занятиях, должны способствовать самопознанию, формированию положительных идеалов, стимулировать стремление к физическому и духовному совершенствованию.
В связи с этим целью занятий по программе «Здоровый образ жизни» является формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, навыков личной гигиены, осознанного отношения к своему здоровью и здоровью сверстников в зависимости от социокультурных факторов среды, непосредственного взаимодействия с окружающей его материальной средой и взаимоотношений со сверстниками.
Цель факультативных занятий: воспитание у школьников ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование жизненных навыков, необходимых для здорового образа жизни, решения возникающих жизненных проблем.
Цели конкретизируются в следующих задачах;
самопознание и самоактуализация личности младшего подростка в области здоровья;
развитие стремления к нравственному и физическому совершенствованию;
овладение навыками саморегуляции и здорового образа жизни;
предупреждение вредных привычек (курение, употребление наркотических средств, алкоголя, сквернословие);
развитие у школьников умения правильно структурировать время (строить режим деятельности и отдыха);
закрепление знаний по гигиене, полученных в период обучения в 1-4 классах.
Программа занятий по здоровому образу жизни для 1го года состоит из 7 разделов:
«Введение», «Основы гигиены», «Учись учиться», «Предупреждение простудных заболеваний», «Школа взаимопонимания», «Вредные привычки и здоровье», «Цени жизнь и здоровье» и разработана на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей учащихся, сочетания психологического и культурологического сопровождения, систематичность.
Содержание программы направлено на формирование в соответствии с возрастом следующих жизненных навыков для сохранения здоровья: навыки гигиены, навыки социального взаимодействия, навыки самостоятельного мышления, жизненного самоопределения, навыки самоуправления, навыки взаимодействия с окружающей средой.
Большое внимание отводится проведению практических занятий, использованию интерактивных методов обучения.
Контроль за усвоением программы производится в различных формах: тестовые и творческие задания, взаимоконтроль в группах, самоконтроль и др.
ПРОГРАММА
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Введение (1 ч.)
Понятие «здоровый образ жизни». Физическое и духовное здоровье человека. Необходимость владения навыками здорового образа жизни.
Основы гигиены (8 ч.)
Понятие о гигиене. Значение гигиены для физического и психического благополучия человека. Чистота - залог здоровья. Как часто и как правильно нужно умываться.
Гигиена полости рта. Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щётки, зубной пасты. Правила индивидуального подбора, хранения, смены средств. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами. Заболевания зубов и дёсен.
Гигиена кожи. Функциональное предназначение. Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Типы волос. Уход за кожей, волосами и ногтями. Правила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек Пользование предметами личной гигиены. Болезни кожи и её придатков, связанные с нарушением правил гигиены.
Гигиена одежды. Выбор одежды и обуви в соответствии с временем года, погодными условиями и индивидуальными особенностями. Почему вредно излишне кутаться. Чистая одежда - чистая кожа.
Гигиена питания. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы, потребности в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Основные правила рационального питания: режим питания, правильный подбор продуктов в меню, пищевые приоритеты. Выбор продуктов и блюд. Диеты, лечебное питание и голодание. Питание в особых условиях (питание спортсменов, питание в походах, во время экзаменов и т.д.). Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Составление индивидуального меню. Продукты питания в разных культурах. Традиции приёма пищи в разных странах. Традиции национальной кухни.
Понятие об основных загрязнителях пищи. Ядовитые грибы и растения.
Гигиена дыхания. Органы дыхания, их строение и функционирование. Приёмы правильного дыхания в зависимости от температуры воздуха (на морозе и др.). Дыхание через рот и нос. Дыхание и движение. Двигательные упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание, спортивные игры и др.) - как способы дыхательной гимнастики. Гигиеническая характеристика воздушной среды жилых помещений. Загрязнители воздуха в помещениях, их влияние на здоровье. Вентиляция помещений. Очистка воздуха в помещениях. Роль комнатных растений в очистке и дезинфекции воздуха.
Гигиена зрения. Факторы, снижающие зрение. Правила правильного чтения. Защита глаз от пыли и механических повреждений. Солнцезащитные очки (необходимость в использовании и правила подбора).
Гигиена слуха. Строение уха человека. Факторы, снижающие слух. Шум и способы защиты от него. Уход за наружным слуховым проходом.
Гигиена сна. Сон и его значение. Периоды сна (быстрый и медленный). Сновидения. Время сна. Индивидуальные биоритмы человека («совы», «жаворонки» и др.) и сон. Факторы, способствующие хорошему сну. Негативные факторы, влияющие на сон.
Учись учиться (8 ч.)
Необходимость правильного структурирования времени (планирования режима деятельности и отдыха). Примерная схема суточного режима учащегося её психологическое и физиологическое обоснование (в зависимости от учебной смены). Чередование труда и отдыха. Активный и пассивный отдых.
Основные принципы культуры учебного труда. Правила запоминания информации. Переутомление, его субъективные и объективные признаки, методы снятия. Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.
Двигательный режим школьника. Движение - необходимое условие нормального функционирования человеческого организма. Оптимум двигательной активности в зависимости от различных факторов: возраста, здоровья, профессии и др. Роль движения для нормального роста и физического развития детей. Утренняя зарядка, её* значение для организма. Подбор индивидуального комплекса упражнений утренней гимнастики.
Вводная гимнастика как средство более быстрой настройки на учебную деятельность. Комплекс упражнений вводной гимнастики. Профилактика «школьных болезней». Физкультминутки - активный отдых при умственной деятельности. Правила выполнения физкультминуток.
Предупреждение простудных заболеваний (2 ч.)
Закаливание. Виды закаливания. Последовательность, систематичность, дозированность при проведении закаливающих процедур. Занятия физической культурой.
Школа взаимопонимания (7 ч.)
Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональное здоровье, его значение, связь с физическим здоровьем. Настроение. Тревожность.
Стресс, его причины, физиологические и психические проявления. Релаксация. Способы релаксации.
Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии.
Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика - «выражения лица» и пантомимика - «язык движений». Правила приличия.
Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Права человека в обществе. Права ребенка.
Вредные привычки и здоровье (4 ч.)
Легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества. История распространения психоактивных веществ. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь.
Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Состояние интоксикации и побочные действия при употреблении психоактивных веществ. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя.
Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества. Защита себя и других в ситуациях, когда предлагают употребление психоактивных веществ. Отказ от употребления психоактивных веществ в различных жизненных ситуациях.
Цени жизнь и здоровье (3 ч.)
Семья и здоровье. Твой дом - защита твоего здоровья. Твоя Родина. Твои права защищает государство.
Итоговое занятие (1ч.)
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
принципы правильного построения режима труда (физического и учебного) и отдыха (активного и пассивного) в течение дня;
правила гигиены кожи, полости рта, одежды, зрения, дыхания, питания, слуха, кровеносной системы, сна;
основные приёмы и методы психической релаксации;
влияние вредных привычек (табакокурение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств) на здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
правильно структурировать время;
соблюдать правила гигиены;
применять приёмы и методы психической релаксации;
самостоятельно проводить физическую зарядку;
правильно дышать при выполнении упражнений основной гимнастики;
использовать приемы самоконтроля;
владеть приемами саморегуляции;
различать «полезные» и «вредные» продукты;
в доступной форме пропагандировать знания об ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
объяснять негативные последствия вредных привычек и убеждать окружающих в необходимости отказа от вредных привычек.
Учащиеся должны понимать:
взаимосвязь физического и психического здоровья человека;
влияние образа жизни человека на его психическое и физическое здоровье.