ЕГЭ и ГИА выпускников IX, XI классов общеобразовательных учреждений как формы итоговой аттестации по иностранным языкам
Тукбаев Валерьян Исламович
учитель английского языка
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя школа № 17»
г.Новый Уренгой
ЕГЭ и ГИА выпускников IX, XI классов общеобразовательных учреждений как формы итоговой аттестации по иностранным языкам
ВВЕДЕНИЕ
Тему государственной итоговой аттестации выпускников системы общего среднего образования в формате ЕГЭ и ОГЭ я выбрал исходя из ее важности систематизированных знаний об этих экзаменах и выработки прикладных умений для их успешного выполнения как для сдающих экзамены, их учителей, которые готовят учащихся к этим экзаменам так и экспертов, проверяющих их результаты. Мне самому довелось пройти обучение по теме «Методика проверки заданий с развернутым ответом при проведении государственной итоговой аттестации за курс среднего общего образования», что во многом помогло мне систематизировать свой опыт практической работы в этой области в качестве учителя английского языка.
В данном реферате представлены основные сведения о государственной итоговой аттестации, краткая информация по ЕГЭ и более развернутое изложение материала по ОГЭ.
2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Государственная итоговая аттестация выпускников системы среднего общего образования проводится в Российской Федерации в формате ЕГЭ для выпускников полной средней школы в формате ОГЭ для выпускников основной средней школы.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания. Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов.
На территории Российской Федерации ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам, том числе по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам)
Экзаменационные задания ЕГЭ – контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. КИМ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
С документами, регламентирующими структуру и содержание КИМ (кодификаторами, спецификациями), а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету, можно ознакомиться на сайте ФИПИ. КИМ включают в себя задания с кратким и развернутым ответами. При проведении ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам в настоящее время в состав экзамена включен раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители. Выбор участником ЕГЭ данного раздела является добровольным.
При проведении ГИА в форме ЕГЭ по иностранным языкам используется стобалльная система оценки. Установливается минимальное количество баллов, преодоление которого подтверждает освоение образовательной программы среднего общего образования.
26 августа 2016 г. Федеральный институт педагогических измерений опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года (раздел ЕГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы).
Предложенные разработчиками Методических рекомендаций Критерии оценивания и Дополнительные схемы оценивания позволяют экспертам как ЕГЭ, так и ОГЭ наиболее объективно оценивать каждый критерий заданий с развернутым ответом как письменной, так и устной части экзаменов.
2.1. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Экзаменационная модель ЕГЭ по иностранным языкам обеспечивает возможность оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников. Структура и содержание экзаменационной работы определяются в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, (базовый и профильный уровень) и Примерных программ по иностранному языку.
Работа по иностранному языку в письменной части экзамена состояла в 2016 г. из 28 заданий с выбором одного ответа (из 3 или 4 предложенных вариантов), 16 заданий открытого типа (в том числе заданий на установление соответствия), требующих краткого ответа, и 2 заданий открытого типа с развернутым ответом.
Раздел 1 «Аудирование» включал 15 заданий трех уровней сложности, проверяющих понимание основного содержания прослушанного текста, понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте, а также полное понимание прослушанного текста.
Раздел 2 «Чтение» включал 9 заданий трех уровней сложности, проверяющих понимание основного содержания прочитанного текста, понимания структурно-смысловых связей в прочитанном тексте, а также полное понимание прочитанного текста.
Раздел 3 «Грамматика и лексика» включал 20 заданий двух уровней сложности (базового и повышенного) на контроль языковых навыков: грамматических и лексико-грамматических.
Раздел 4 «Письмо» состоял из 2 заданий, выполнение которых требовало демонстрации разных умений письменной речи, относящихся к двум уровням сложности (базовому и высокому). Первое задание требовало написания личного письма на основе письма-стимула от зарубежного друга по переписке; второе – создания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение» на основе предложенного высказывания по актуальной проблематике, входящей в школьную программу профильного уровня.
Устная часть экзамена состояла из 4 заданий со свободно конструируемым ответом:
задание 1 базового уровня сложности – чтение фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста;
задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
задание 3 базового уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
задание 4 высокого уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение ситуаций, представленных на двух фотографиях).
Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносились с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы следующим образом:
Базовый уровень – A2+
Повышенный уровень – В1
Высокий уровень – В2
Введение устной части в 2015 г. позволило проверить все компетенции, которые заложены в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), а также в Примерных программах по иностранным языкам. В настоящее время в ЕГЭ по иностранным языкам проверяются все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) и все аспекты языка (фонетика, лексика, грамматика, орфография и пунктуация), что помогает более точно установить уровень иноязычной коммуникативной компетенции выпускников.
В 2016 г. изменений в экзаменационную модель ЕГЭ не вносилось, но была уточнена формулировка задания 3 устной части при сохранении объекта контроля, что облегчило экзаменуемым выполнение данного задания. Новые формулировки плана ответа сделала возможным для экзаменуемого по собственному выбору говорить о том, сам ли он фотографировал или это делал кто-то другой. 2015 г. 2016 г.
In your talk remember to speak about:
when you took the photo
what/who is in the photo
what is happening
why you took the photo
why you decided to show the picture to your friend
In your talk remember to speak about:
where and when the photo was taken
what/who is in the photo
what is happening
why you keep the photo in your album
why you decided to show the picture to your friend
2.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ОГЭ (основной государственный экзамен) по английскому языку проводится для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений и является экзаменом по выбору.
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень языковой подготовки по английскому языку выпускников IX класса общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты ОГЭ могут быть использованы при отборе в профильные классы старшей школы.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального стандарта основного общего образования по иностранному языку и Примерной программы по английскому языку.
Экзамен состоит из двух частей:
первая часть – письменная:
раздел 1 (задания по аудированию)
раздел 2 (задания по чтению)
раздел 3 (задания по грамматике и лексике)
раздел 4 (задание по письменной речи: написание личного письма)
вторая часть – устная:
раздел 5 (задания по говорению: чтение текста вслух, участие в диалоге-расспросе, тематическое монологическое).
Продолжительность экзамена составляет 135 минут: письменная часть – 120 минут; устная часть – 15 минут. Экзаменационная работа по английскому языку включает 36 заданий двух типов:
задания с кратким ответом, а именно: с выбором ответа из трёх предложенных и на установление соответствия;
задания с развернутым свободным ответом (написание личного письма, тематическое чтение текста вслух, условный диалог-расспрос, тематическое монологическое высказывание).
Задания в работе располагаются по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела работы.
Раздел «Письмо» экзаменационной работы: формат задания и технология оценивания.Задание 33 экзаменационной работы проверяет умение ученика писать личное письмо. Ученику предлагается прочитать отрывок из полученного письма и написать ответ объемом 100–120 слов, в котором необходимо ответить на три вопроса, заданных другом по переписке. Письмо должно быть оформлено в соответствии с нормами письменного этикета, принятого в англоязычных странах. Рекомендуемое время выполнения задания по письму – 30 минут.
Для объективности оценивания задания 33 были разработаны единые критерии оценивания. Написанное личное письмо учащегося оценивается по следующим критериям: решение коммуникативной задачи (К1), организация текста (К2), лексико-грамматическое оформление текста (К3), орфография и пунктуация (К4). Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо – 10 баллов.
Первый критерий (решение коммуникативной задачи) позволяет оценить:
полноту решения поставленной коммуникативной задачи (в частности, наличие ответов на 3 заданных вопроса);
использование соответствующего стиля речи в личном письме (неофициального стиля);
объем письма (его соответствие заданному: 100-120 слов).
Если при проверке письма ставится «0» за содержание, то письмо дальше не проверяется, за каждый критерий ставится «0» баллов.
Если объем письма менее 90 слов, то задание оценивается в 0 баллов.
Если объем более 132 слов, то проверке подлежат только 120.
2.3. ОГЭ КАК ИТОГОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИОсновной государственный экзамен (далее – ОГЭ) является одной из форм итогового контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание ОГЭ определяются целями обучения иностранным языкам в основной школе.
«Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке;
социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка».
Основной государственный экзамен представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ОГЭ Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам.
Содержание КИМ ОГЭ определяется следующими документами:
Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2–11 классы / Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ : Астрель, 2004.
При разработке КИМ ОГЭ также учитываются Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. – М.: МГЛУ, 2003.
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень языковой подготовки по иностранному языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена наряду с другими формами оценки достижений могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней (полной) школы, учреждения среднего профессионального образования.
В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку, ОГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письменной речи, говорении), а также языковых знаний и навыков. Социокультурные знания и умения проверяются опосредованно в разделах «Задания по аудированию», «Задания по чтению» и «Задания по письменной речи»; компенсаторные умения проверяются опосредованно в разделах «Задания по письменной речи» и «Задания по говорению».
В 2016 г. ОГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. Экзаменационная работа содержит две части:
- письменную (разделы 1–4, включающие задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков участников экзамена);
- устную (раздел 5, содержащий задания по говорению).
Таблица 1
Распределение заданий экзаменационной работы по количеству и типу заданий
№ Раздел работы Количество заданий Тип заданий Максимальный
балл
1 Раздел 1 (задания по аудированию) 8 КО 15
2 Раздел 2 (задания по чтению) 9 КО 15
3 Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) 15 КО 15
4 Раздел 4 (задание по письменной речи) 1 РО 10
5 Раздел 5 (задания по говорению) 3 РО 15
Итого 36 70
КО – задания с кратким ответом, в том числе на установление соответствия;
РО – задания с развернутым ответом.
Задания экзаменационной работы ОГЭ нацелены на проверку иноязычных речевых умений выпускников в четырех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении), а также некоторых языковых навыков. В частности, в экзаменационной работе проверяются:
умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста и умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 1);
умение читать текст с пониманием основного содержания и умение понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 2);
умение писать личное письмо в ответ на письмо-стимул (раздел 3);
умение устного иноязычного общения в предлагаемых коммуникативных ситуациях (раздел 5);
навыки использования языковых единиц в коммуникативно-значимом контексте (раздел 4).
Следует отметить, что уровень сформированности иноязычных коммуникативных умений участников ОГЭ во многом определяется уровнем развития их языковой компетенции. Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их распознавания. Выполнение заданий на контроль продуктивных видов речевой деятельности требует от участника ОГЭ, помимо указанных выше знаний, навыки оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Орфографические навыки являются объектом контроля в задания по письменной речи и задания по грамматике и лексике.
Для дифференциации участников ОГЭ по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам, все разделы экзаменационной работы содержат задания 1 и 2 уровней сложности. Задания обоих уровней в рамках данной экзаменационной работы не превышают требований допорогового уровня (А2 по общеевропейской шкале). Уровень сложности заданий определяется сложностью языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания (Таблица 2).
Таблица 2
Распределение максимального балла по уровням сложности
по всей экзаменационной работе
Уровень
сложности Количество заданий Максимальный балл Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла (за всю работу)
Уровень 1 18 35 50
Уровень 2 18 35 50
Итого 36 70 100
Время выполнения письменной части экзаменационной работы – 120 мин. Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:
раздел 1 (задания по аудированию) – 30 мин.;
раздел 2 (задания по чтению) – 30 мин.;
раздел 3 (задания по грамматике и лексике) – 30 мин.;
раздел 4 (задание по письму) – 30 мин.
Время устного ответа составляет до 15 мин. на одного участника ОГЭ.
2.4. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
За верное выполнение каждого задания с кратким ответом участник ОГЭ получает 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Участник ОГЭ получает 1 балл:
за каждый правильно выбранный и записанный ответ в заданиях на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
за каждое правильно установленное соответствие в заданиях на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
за каждый правильный ответ в заданиях на заполнение пропуска в связном тексте путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму;
за каждый правильный ответ в заданиях на заполнение пропуска в связном тексте путем образования родственного слова от предложенного опорного слова.
Уровень сформированности комплекса продуктивных речевых умений и навыков (в письменной речи и говорении) выпускников IX классов определяется экспертами, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий по письменной речи и говорению в соответствии с методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.
Развернутые ответы участников ОГЭ на задание 33 (написание личного письма в ответ на письмо-стимул) и задания 34–36 (чтение вслух, участие в условном диалоге-расспросе, составление тематического монологического высказывания) оцениваются на основе критериев и дополнительных схем оценивания. Особенностью оценивания заданий 33 и 36 является то, что при получении участником экзамена 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить 70 баллов: 55 баллов за задания письменной части и 15 баллов за задания устной части.
Таблица 3
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Предмет Максимальный балл «2» «3» «4» «5» Рекомендуемый балл для поступления в профильные классы
Иностранные языки 70 0-28 29-45 46-58 59-70 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений по иностранным зыкам в форме ЕГЭ и ОГЭ с использованием заданий стандартизированной формы позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного стандарта основного общего образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н.. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку. – ФИПИ: Москва, 2016
Трубанева Н.Н., Спичко Н.А. Английский язык (письмо). Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. – ФИПИ: Москва, 2016
Вербицкая М.В. , Махмурян К.С. , Колесникова Е.А. , Трубанева Н.Н. Английский язык (устная часть). Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. – ФИПИ: Москва, 2016