Рекомендации для педагогов по профилактике травм опорно-двигательного аппарата у дошкольников.


Муниципальное автономное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида № 31»
Рекомендации для педагогов
« Профилактика травм опорно-двигательного аппарата у дошкольников»
Подготовила:
Инструктор по физкультуре
Яцук Людмила Ивановна
г. Снежинск
2017г

Актуальность профилактики травм опорно - двигательного аппарата вызвана:
1.Наличием большого количества детей, имеющих патологии опорно-двигательного аппарата.
2.Запрет выполнения определённых видов физических упражнений, с целью предупреждения микротравм опорно-двигательного аппарата и неврологических заболеваний.
3.Увеличением числа детей с нарушением фосфорно-кальциевого обмена, недостаточной минерализацией костной ткани.
Основные причины возникновения травм опорно-двигательного аппарата:
1.Неправильная организация образовательного процесса.
2.Недостаточной уровень теоретико-методической подготовленности педагога.
3.Неудовлетворительные гигиенические условия проведения занятий.
4.Отсутствие соответствующего материально-технического оснащения.
5 .Большая численность занимающихся детей на одного педагога, внимание которого рассеяно, что приводит травмоопасным ситуациям.
Методические ошибки в планировании образовательного процесса:
1.Включение в содержание занятий травмоопастных упражнений.
2.Нерациональная последовательность упражнений, игнорирование принципа последовательности.
3. Отсутствие страховки и помощи.

Индивидуальные особенности детей:
1.Отклонение в состояние здоровья детей.
2.Низкий уровень развития физических качеств.
3. Недостаточный уровень овладения техникой выполнения физических упражнений.
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата у дошкольников:
1.Соблюдение принципов постепенности и последовательности в процессе занятий физическими упражнениями.
2.Исключение упражнений связанных с перегибанием шейного отдела позвоночника в переднезаднем направлении для сохранения щадящего режима шейного отдела позвоночника, ориентиры для дошкольника должны находиться на уровне глаз.
3.Прыжок вверх с касанием предмета, травмоопасен при требовании достать предмет рукой, так как при этом дети запрокидывают голову.
4.Запрещение наклонов назад из исходного положения стоя.
5. Выполнение упражнений на растягивание в медленном и плавном режиме, только после предварительной разминки.
6. Для сохранения щадящего режима шейного отдела позвоночника, ориентиры для ребёнка должны находиться на уровне глаз.
7. Избегание резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах.
8. Ограничение амплитуды движения в зонах повышенного риска - шейном и поясничном отделах позвоночника.
9. Выполнение наклонов туловища с соблюдением фронтальной, сагиттальной, и горизонтальных плоскостей.
10. Исключить задержки дыхания и натуживания при выполнении физических упражнений, особенно силового характера.
11.Прыжок через предмет высотой 5-10см выполняется толчком двух ног,
Однако при слабости связочного аппарата голеностопа происходит неравномерное отталкивание двумя ногами, практическое отсутствие фазы полёта, опрокидывание предмета и возможное падение.
12. Обучение рациональной технике ходьбы в спортивной обуви должно исключать ходьбу на пятках, на внешних сводов стоп, во избежание растяжения связок и « разболтанности» сустава, что грозит появлением хронического подвывиха голеностопа.
13.Запрещение ходьбы на внутренней стороне стоп вызвано тем, что этот вид ходьбы способствует развитию плоскостопия.
14.Выполнение прыжковых и беговых упражнений должно чередоваться с упражнениями на расслабление мышц голени и стопы.
15.Запрещение выполнения упражнений при длительной статической нагрузке в исходном положении стоя.
Литература:
С.Б. Шарманова и А.И. Фёдоров –Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания.-Челябинск: УралГАФК,1999.112с.