Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата
Индивидуальная программа работы с воспитанником,
имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата
Структура программы:
Пояснительная записка
Содержание программы
Литература
Приложения к программе
Пояснительная записка
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушений психики, и прежде всего познавательной активности.
У детей с врожденной патологией опорно-двигательного аппарата так же, как и у детей с нарушениями ЦНС, замедлено формирование пространственных представлений.
Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.
Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в окружающем, сформированности пространственных, временных и квазипространственных (языковых) представлений. Их нормальный уровень говорит о гармоничном общем развитии дошкольника и его готовности к обучению в школе, т. е. успешному овладению чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличом (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида.
Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.
По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.
Цель программы: коррекция и развитие оптико-пространственных и познавательных процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи программы:
Развивать пространственно-временные представления;
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, мыслительные операции, коррекция внимания;
Развивать общую и мелкую моторику.
Срок реализации программы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года с сентября по май, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 26
Форма работы: индивидуальная.
Основные методы:
творческие задания;
логические задания;
задания на зрительное восприятие;
упражнения на развитие пространственных ориентировок и представлений.
Эффективность использования программы
В результате реализации программы у ребенка формируются пространственные, временные и квазипространственные (языковые) представления, умение ориентироваться в окружающем, развивается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым.Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности и работоспособности.
2. Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
3. Возможность использовать полученные знания в групповой работе.
Содержание программы.
Каждое занятие состоит из двух частей:
I. формирование пространственных представлений;
II. формирование психических процессов.
I – я часть условно делится на 4 этапа формирования пространственных представлений:
Освоение телесного пространства.
Освоение внешнего пространства.
Пространственные схемы и диктанты (ориентирование по схеме и на листе бумаги)
Конструирование и копирование.
Освоение телесного пространства.
Для формирования у ребёнка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ – и это неизменно.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещение внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок начинает вместо движений всем телом показывать названное направление рукой или поворотом головы, а затем – только взглядом.
Упражнения на освоение внешнего пространства
Следующий этап – освоение ребенком пространства, в котором он находится. При этом важно, чтобы он осознал двигательные возможности и расширил диапазон своих движений.
Пространственные схемы и диктанты
Понимание пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем – на листе бумаги: путем графического воспроизведения направлений.
Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
II. Формирование психических процессов.
Основной задачей данной части является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяю большое внимание развитию зрительно-предметного восприятия, использую такие упражнения как: «Подбери по контуру», «Пиктограммы», «Лабиринты». Совершенствую произвольную память ребёнка через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Что изменилось?», «Отгадай по описанию» и т. д. Для развития у дошкольника способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способности к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания использую игры и упражнения: «Будь внимателен», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формирую первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваю не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого использую дидактические игры: «Парные картинки», «Какой игрушки не стало», «Продолжи узор», «Что сначала, что потом» и т. п.
Требования к помещению:
Помещение должно быть постоянным (одним и тем же на всех занятиях), светлым, проветриваемым и эстетически оформленным.
Литература
Журнал «Логопед в детском саду» №2, 2009 год.
Журнал «Справочник педагога-психолога» № 4, 20013 год.
Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. – М.; Национальный книжный центр, 2013. – 48 с. (- Развитие и коррекция.)
Наглядно-дидактическое пособие «Найди различие» - материал для развития внимания, восприятия, речи.
Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем внимание».
Наглядно-дидактическое пособие «Развиваем память».
Приложения к программе
«Индивидуальная программа работы с воспитанником,
имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата»
Приложение 1.
Календарный план индивидуальной работы.
Период
Этап
№
зан.
Дидактические игры для формирования пространственных представлений
Дидактические игры для формирования психических процессов
сентябрь, октябрь
Освоение телесного пространства
1.
«Посвящение»
«Что изменилось?», «Чего не стало?» - игры с предметными картинками.
2.
«Над – под»
«Выше – ниже»
«Какое слово лишнее?» -«4-й лишний»
3.
«Спереди - сзади»
Найди два одинаковых предмета.
Отгадай по описанию.
4.
«Дальше - ближе»
«Какая картинка исчезла?», «Что прибавилось?» - игры с предметными картинками.
5.
«Право - лево»
«Разложи геометрические фигуры в таком же порядке»
6.
«Путаница»
«Найди отличия?»
декабрь, ноябрь
Упражнения на освоение внешнего пространства
7.
«Моя комната»
«Капризный фотограф»
«Запомни и положи», «Отгадай по описанию» - игры с предметными картинками.
8.
«Собираем урожай»
«Веселые картинки»
«Овощной магазин. 1-2-5» - согласование существительных с числительными
9.
«Моя рука, твоя рука»
«Назови часть тела»
«Выложи фигуру из палочек по памяти»
10.
«Найди свою правую руку»
«Найди свой правый рукав»
«4-й лишний», «Запомни и положи» - игры с предметными картинками.
11.
«Правильное зеркало»
«Запрещенные движения»
Загадки - смекалки.
12.
«Неправильное зеркало»
«Что перепутал художник ?»
13.
«Царство зверей и птиц»
«Запрещенные движения»
14.
«Робот»
«Полоса препятствий»
«Чего не стало?», «Придумай загадку» - игры с предметными картинками.
Январь, февраль
Пространственные схемы и диктанты
15.
«Двигательный диктант»
«Угадай предмет по части», «Дорисуй фигуру»
16.
«Поставь фигуру в угол»
Разложи геометрические фигуры в таком же порядке.
17.
«Покажи направление»
«Что сначала, что потом?»
18.
«Покажи направление»
«Угадай предмет по части», «Дорисуй фигуру»
19.
«Куда указывает стрелка»
Разрезные картинки.
20.
«Проведи линию»
«Что изменилось?», «Чего не стало?» - игры с предметными картинками.
Март, апрель, май
Логико-грамматические речевые конструкции
21.
«Положи ручку»
«Найди сходства и отличия»
22.
«Где лежит карандаш»
«Выбери из ряда картинок только те, которые я назову»
23.
«Скажи, где»
«Какие предметы спрятаны в рисунке» -зашумлённые предметы.
24.
Зашифрованное послание
(обозначение предлогов при помощи схем)
Проблемные сюжеты
25.
«Теремок»
«Подбери по контуру»
26.
«Новоселье»
«4-й лишний», «Запомни и положи» - игры с предметными картинками.
Приложение 2.
Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Упражнения на освоение телесного пространства
1. «Посвящение» Ребенка торжественно принимают в почетные члены тайного клуба «Пространство, что сопровождается подвязыванием на его левую руку ленточки (браслетика), или прикрепляется значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» это «там, где ленточка (значок)». Знак не должен сниматься ни днем, ни ночью. Родитель время от времени спрашивает у ребенка: «Где твоя левая рука?»
2.«Над - под». Ребенок и психолог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.
3.«Выше - ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и наконец с закрытыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела шея, плечи, грудь, спина, живот; ног бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
4.«Спереди - сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
«Дальше - ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».
«Право - лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и правая рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем с левой рукой, после этого в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
«Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.
Упражнения на освоение внешнего пространства
«Мама, поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». «Теперь налево». «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
«Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т.д.)». Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.
3.«Капризный фотограф». Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову справа от зайца, мишку слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу слева от лисы». Модификация задания ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
4. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».
5. «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.
6.«Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз (и т.д.)».
7.«Найди свою правую руку». Сидя напротив ребенка, дать инструкцию: «Делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).
8.«Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.
9.«Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.
Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т. п.
10.«Правильное зеркало». Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психолог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.
11. «Неправильное зеркало». И.п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.
12. «Царство зверей и птиц»
Взрослый разговаривает с ребенком о том, кто живет наверху(птички, бабочки, облака, солнышко), кто живет внизу, под землей (кузнечики, змеи, ящерицы, скорпионы, мышки), кто – посередине, на земле (зайцы, тигры, медведи, собаки и т. д.). Пусть ребенок покажет какое-нибудь животное каждого из этих трёх «царств», расскажет о нем, покажет, где это – внизу, наверху, посередине.
13. «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
14. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.
«Машина». Несколько вариантов.
Ребенок представляет, что он находится в машине за рулем. Взрослый спрашивает его, где находятся по отношению к нему фары, капот, багажник, дверцы (правая и левая), руль, сиденье, пассажиры и т. д. Затем взрослый просит ребенка выйти из машины и сказать, где она относительно ребенка. После этого он предлагает ему встать сзади машины, спереди – и спрашивает, где она находится.
Взрослый «садится в машину», а ребенок рассказывает, где располагаются части машины относительно взрослого.
«Полоса препятствий»
По комнате разбрасываются вещи (игрушки), расставляются стулья и т. д. Один ребенок закрывает глаза, а другой руководит его действиями, говоря ему, куда идти. Задача – добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев препятствия. Даются чёткие инструкции. Например: «Сделай два шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, возьми еще правее (повернись еще больше направо) и т. д.».
«Запрещенные движения»
Ребенок повторяет за взрослым движения, кроме одного – запретного.
Пространственные схемы и диктанты
1. «Двигательный диктант» (по шагам), например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.
Психолог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, класса, улицы и т.д.). На следующих этапах нужно научить ребенка работе с картой города, мира, Вселенной.
2.«Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».
3.«Покажи направление». Научите ребенка показывать направления рукой (потом только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем * по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
4.«Куда указывает стрелка?». Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
5.«Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем 'прямую линию в левый нижний угол» и т. д.
«Графические диктанты»
«Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй сверху, от третьей справа, от четвертой слева». Аналогично с двумя разными знаками.
«Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй вправо, от третьей влево, от четвертой вверх». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
«Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».
В первом квадрате надо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).
В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (в правый верхний угол).
Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
4. «Графические диктанты». Взрослый диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, ...две вниз, ...одну влево» и т.д. Более сложный вариант движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну налево вниз». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны постепенно усложняться.
Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.
Конструирование и копирование
«Конструирование предметов из заданных частей».
Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса, например: для посуды это емкость, для животных туловище, для растений стебель, и, кроме того, различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с одной и той же основой; например, на базе основной детали, характерной для посуды, могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т. п. То же с фигурой человека или животного, растения и т.п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?». Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.
«Я конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть)перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.
«Положи ручку». Дайте ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
«Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, прячаза или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.
«Нарисуй предлог». Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом.
Рисунок 4
«Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка (см. рис. 4), и записать его прямо под картинками.
Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.
«Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка под волком, а выше всех лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
«Новоселье». Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению решает такие задачки:
«В теремке поселились: лягушка под мышкой, зайчик над лисичкой, а мышка под лисичкой. Кто на каком этаже живет?»
15