Реабилитационная и коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Адаптивная физкультура.
Реабилитационная и коррекционная работа
с детьми, имеющими нарушения
опорно-двигательного аппарата.
Заместитель директора по УР Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5» города Оренбурга
Галицина Светлана Витальевна
Оренбург, 2013
Школа-интернат №5 – единственное учебное учреждение в Оренбургской области для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной контингент школы - дети с детским церебральным параличом.
ДЦП или детский церебральный паралич является заболеванием центральной нервной системы. При этом заболевании поражается один либо несколько отделов головного мозга. В результате этого развиваются различные нарушения мышечной и двигательной активности, нарушение функции зрения, слуха, психики или речи. Дети с ДЦП особенно нуждаются в помощи, заботе и внимании. Они должны быть равноправными членами общества. Поэтому приоритетным направлением является создание оптимальных условий для продуктивного обучения детей с ДЦП и освоения ими коммуникативного поведения, что позволит решить проблему социализации школьников. Мы стараемся их не только научить, но и помочь им адаптироваться и жить такими, какие они есть, и при этом радоваться жизни. Основные направления деятельности ОУ — это учебная, лечебно-коррекционная и социально-реабилитационная работа.
Цель: обеспечить качество образовательной подготовки учащихся, создать образовательную среду, помогающую каждому ребенку быть личностью, максимально обеспечить развитие в каждом человеке его способностей (возможностей). Задача: создавать условия для развития личности каждого из воспитанников, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в общество.
В школе созданы благоприятные условия для проживания, обучения, реабилитации, развития личности ребенка с ограниченными возможностями.
Ученый план общего образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает как образовательные дисциплины, так и специальные курсы.
Обьем содержания всех общеобразовательных дисциплин соответствует основному содержанию программ массовой школы, но в связи с особенностями двигательных и иных нарушений, имеется своя специфика обучения.
Обучение ведется как по адаптированным программам общеобразовательной школы, так и по программам, соответствующим интеллектуальному развитию.
В целях компенсации двигательного дефекта, улучшения функционального состояния органов и систем организма проводятся мероприятия, направленные на расширение двигательной среды детей.
Уроки физкультуры решают целый ряд задач по коррекции физических и психических дефектов школьников с ДЦП, обеспечивают и лечебный, и общеукрепляющий, и реабилитационный, и профилактический и многие другие эффекты. Различные нарушения с трудом поддаются коррекции, поэтому одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая реабилитация, которая у детей школьного возраста направлена на формирование навыков повседневной жизни, развитие способности к общению и подготовке ребенка к жизни в обществе.
Для достижения данной цели необходимо внедрение оздоровительных технологий с использованием средств и методов физической культуры.
В школе создан специальный двигательный режим, который включает в себя:
- уроки адаптивной физкультуры,
- занятия как групповые, так и индивидуальные по лечебной физкультуре,
- часы физической реабилитации
- кроме того, школьники вовлечены в спортивные секции по общей физической подготовке.
Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП.
Учитель АФК в тесном взаимодействии с врачом, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого ребенка с церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции.
Общими принципами физической реабилитации являются:
-регулярность,
-строгая индивидуализация упражнений в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием,
-постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
В школе разработана целостная система физической реабилитации детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Она включает в себя 3 этапа.
1. подготовительный – физлечение, когда пораженные конечности ребенка разогреваются с помощью озокерита, подготавливаются к разработке.
2. физическое воздействие, когда ребенок под руководством и при помощи педагога выполняет ряд упражнений специального комплекса, составленного с учетом именно его психофизических особенностей. Упражнения даются с нарастанием интенсивности нагрузки.
При этом применяют комплексы упражнений направленные на две важных цели - не допустить ослабления и атрофии мышц, вследствие недостаточного их использования, а также избежать развития контрактур, при которых спастически напряженные мышцы становятся малоподвижными и фиксируют конечности ребенка в патологическом положении. Формирование контрактур может приводить к ухудшению равновесия и потере ранее приобретенных навыков.
3. В завершении комплекса ребенку делают массаж, который способствует расслаблению напряжения мышц и стимулирует функционирование ослабленных мышц.
Кроме ручного классического массажа применяются и другие его виды. В школе имеется электромассажный кабинет, который оснащен самым современным оборудованием: это и кровати НУГОБЕСТ, и электромассажные кресла, и электромассажеры для локального применения.
Занятия адаптивной физкультурой проводятся в тренажерном зале, в котором установлены различные силовые тренажеры. Особо хочется отметить тренажер Гросса, который обеспечивает вертикальное положение тела. Он позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию. Тренажер Гросса применяется для детей с тяжелой двигательной патологией.
Оптимистические результаты получены после применения лечебного костюма Атлант, который оказывает нормализующее действие на структуры центральной нервной системы, контролирующие движения.
В школе работают два кабинета ЛФК. В состав оборудования входят: «сухие» бассейны; мягкие модули, фитболы и другие приспособления, которые помогают создать атмосферу игры, способствуют повышению мотивации на активное выполнение той или иной реабилитационной задачи.
Для снятия контрактур большое значение имеют водные процедуры, занятия плаванием. Поэтому для воспитанников интерната были организованы занятия в бассейне.
Дети с церебральным параличом участвуют в спортивных играх, соответствующих их двигательным возможностям. Это общеизвестные игры, но только правила их несколько упрощены. Так внутри школы проводятся различные спортивные мероприятия, конкурсы, соревнования.
Воспитанники интерната – постоянные участники городских, областных спартакиад и соревнований для инвалидов. Они неоднократно занимали призовые места по дартсу, бильярду, шашкам, в силовом блоке.
А в сентябре 2011 г. двое наших учащихся приняли участие в первой Всероссийской Спартакиаде инвалидов и заняли
Сакенов Т - 4 место,
Суздалева Н. – 7 место по плаванию.
Занимаются адаптивной физкультурой с детьми с ДЦП хорошо подготовленные специалисты. В 2011 г. лауреатом премии Всероссийского конкурса педагогов-новаторов «Учитель 21 века» стала учительница физкультуры Ярцева СВ. В 2012 г в областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеурочным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» она заняла 2 место. Статья Ярцевой С. В. «Основные принципы коррекции моторного развития детей с диагнозом детский церебральный паралич» опубликована в методическом пособии ОГПУ.
В рамках областного педагогического форума «Телесная вертикаль и движения – основа развития детей и молодёжи» учителя школы-интерната провели открытые уроки и давали мастер – классы по коррекции двигательных функций детей с ДЦП.
В перспективе в школе-интернате планируется дальнейшее совершенствование МТБ физической реабилитации детей с ДЦП, приобретение новейшего оборудования для кабинетов ЛФК и тренажерного зала. И конечно же постоянное повышение профессионализма учителей АФК, освоение ими современных технологий для более эффективной коррекции и выработки компенсаторных механизмов у наших воспитанников.