Материал Для презентации Палехская Роспись
Палехская роспись — вид народно-прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и предметах из дерева.
Палехская роспись возникла в селе Палех Ивановской области в советское время, однако её корни уходят в прошлые века. Первое упоминание об искусстве палехских живописцах относится к 17 веку, а само слово «Палех» относится к финно-угорской группе.
Общие черты палехской росписи Как и любое народно- прикладное искусство относящиеся к определённой местности , палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальником палехской росписи были иконописцы, этот факт не мог, не отразится на стиле написания художественных композиций создаваемых палехскими живописцами. Так же палехская роспись отличается от других школ тем, что не изображают орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают целые композиции.
Искусство палеха – это «поэзия в рисунке»
Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.
Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.
Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.
Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выветренности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.
В настоящее время палехская роспись также актуальна, как и в прошлые времена. Каждый год палехская художественная школа выпускает новых мастеров, которые впитали традиции и стиль исконной палехской живописи.