Открытое общешкольное мероприятие «Вредным привычкам – Нет! Здоровому образу жизни – Да!»
Идея мероприятия родилась во время выпуска газеты «Мы за здоровый образ жизни». В первую очередь было решено написать сценарий, который бы ярко показал моменты из жизни курящего и пьющего человека и дал понять ребятам, что курить и пить действительно вредно. За 29-летнюю педагогическую деятельность у меня сложилась определенная система работы по профилактике вредных привычек у обучающихся: анкетирование, «Марафоны Здоровья», тематические родительские собрания, психологические тренинги (с привлечением педагога-психолога) и т.д. Нужно ли говорить детям о вредных привычках? Ведь не секрет, что у детей нередко бывают парадоксальные реакции на информацию: их убеждают в опасности чего-либо, а они тянутся к этим опасностям, проверяют истинность утверждений взрослых.
И если опыты с огнем — а в самом ли деле будет так больно? — дают однозначный эффект, то с вредными привычками не все так просто.
Да, первая затяжка, первая стопка практически всем кажется кошмаром — головокружение, тошнота, рвота, неприятный вкус и запах, нередко обморок. Но срабатывает детская бравада, желание показаться взрослее и сильнее ребенок закуривает и выпивает. Постепенно вредные привычки вызывают привыкание, а дальше — растущий год от года комок проблем.
Так что тогда? Не говорить о вредных привычках вообще? Но ведь тут даже не нужно быть предсказателем — страну буквально захлестнет волна детского курения, алкоголизма. А ведь опасность курения и алкоголизма не только в медицинском аспекте. Это еще и база для последующего асоциального поведения — начав курить, пить, «заработав» одну болезненную привязанность, ребенок не сможет противостоять другим.
Я думаю, что нужно рассказывать детям о вредных привычках, как вести себя в конкретной ситуации, что отвечать на предложение закурить, выпить, на попытки поднять на смех, унизить или «взять на слабо». То есть, должна идти ситуативная отработка — подробная, с инструкциями. Нужны конкретные модели развития организма после курения, алкоголя: «вот это твои зубы через год. Тебе придется чаще ходить к зубному врачу», обрати внимание, какие легкие у не курящего человека и у курящего или «твоя привлекательность для мальчиков (девочек) будет ниже — ведь внешний вид играет огромную роль в отношениях».
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что знания, полученные в ходе мероприятия, покажут ученикам, что курение и алкоголь вредит, прежде всего, их здоровье. Поэтому считаю, что тема мероприятия «Вредным привычкам – Нет! Здоровому образу жизни – Да!» актуальна в наши дни и соответствует возрастным особенностям учеников – 5-7 класса, 11-14 лет.
При подготовке данного мероприятия были задействованы все ученики класса.
Открытое общешкольное мероприятие:
«Вредным привычкам – Нет! Здоровому образу жизни – Да!»
Цели:
Показать вред, который наносит употребление наркотиков, алкоголя и табака человеку.
Развивать кругозор и творческую активность учащихся.
Пропагандировать здоровый образ жизни, воспитывать культуру поведения и чувство коллективизма.
Оборудование:
Костюмы героев сценок.
Надписи о вредных привычках:
«Пьянство – есть упражнение в безумии», - Пифагор.
«Курящая дама – для мужчины драма»,
«Водка бела - да черны ее дела»,
«Забота о здоровье – лучшее лекарство»,
«Не пейте спиртных напитков!!! Пьющему – яд, окружающим – пытка!!!»,
«Есть воля – есть человек! Нет воли – нет человека!»,
«Здоровье не купить, но можно сохранить!»,
«Каждый кузнец собственного здоровья».
3 Конкурс плакатов тема «Мы за здоровый образ жизни»
Действующие лица:
Управдом,
Секретарша,
Мальчик прохожий,
Ученица третьего класса,
Танцевальная группа,
Вокальная группа.
(Звучит музыка из песни Андрея Миронова «Остров невезения»)
Куплет
В Коммунаре нашем, где тайга и лес
Здесь большая школа, в самом центре есть
В этой необычной школе номер два
Яркие таланты здесь растут всегда
Центр профилактики конкурс объявилИ специальный приз даже здесь он учредилВ честь здоровья надо провести концертА насчет концертов у нас проблемы нет.
Выходят управдом и секретарша.
Управдом: Товарищи к нам пришло указание подготовить праздничный концерт, посвященный пропаганде здорового образа жизни. Записала? Ой, что это с тобой, ты сегодня плохо выглядишь, болеешь что - ли?
Секретарша: Да.
Управдом: Желтухой или краснухой?
Секретарша: Не знаю, я дальтоник.
Управдом: Кстати, дальтоник, у нас таланты есть певцы, танцоры?
Секретарша: Есть!
Управдом: Хорошо, пока они готовятся, я начну с небольшой лекции: «Человечество, товарищи, волнует вопрос, с чем мы вошли в новое тысячелетие. Мир сотрясают эпидемии, наркотики, СПИД»
Управдом и секретарша уходят.
На сцене появляется танцевальная группа, танцует ритмичный танец,
«УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА»
Управдом: Правильно день мы начинаем с утренней зарядки. Это уже хорошо.
Ведущий: Ребята вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами.
Куренье - вред(басня-переделка)Уж сколько раз твердили миру:Куренье - вред. Но только все не впрок.И, несмотря на едкую сатиру,Курильщик свой отыщет уголок.Он методично травит всех, кто рядом.Ему плевать: в трамвае ли, в метро.А в результате в качестве награды.Схлопочет рак курильщика нутро.Курильщик не курильщику - не брат.Тому в истории мы тьму примеров слышим.Но мы истории не пишем.А вот о том, как в баснях говорят.Однажды лебедь, рак, да щукаКурения освоили науку.И ну курить в общественных местах:У всех вокруг как хина на устах.Беда, на первый взгляд, не очень велика,Но если этот дым сгустится в облака,И собеседника не видно и в упор,Кричите "Караул!" и вешайте топор.Тут разделилось мнение народа,Одни кричат: "Даешь людям свободу!"Другие запретить все требуют подряд.
А воз и ныне там, чему я очень рад.
Ведущий 1: А как вы думаете, люди борются с этой пагубной привычкой? Ведущий: Я хочу привести доказательства того, какое сильное противодействие встречало распространение табака в разных странах в разное время.
В Италии табак был объявлен забавой "дьявола".
В Англии курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее.
В Турции курильщиков сажали на кол.
В Персии просто сжигали.
В Риме пятеро монахов за курение были заживо замурованы в стену.
Ведущий: А я хочу рассказать о том, как же борются с табаком в наше время?В наше время проводятся Международные экологические акции против курения:31 мая – объявлен Днём без курения, третий четверг ноября отмечается как Международный день отказа от курения.По Международной классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость признана болезнью.Как же борются с курением в других странах?В Швеции среди молодёжи популярен лозунг “Некурящее поколение”.О снижении количества курящих сообщили Австралия, Канада, Норвегия, Великобритания, США.Финляндия – врачи установили один день – 17 ноября – когда курильщик приходит на работу без сигарет.Дания – запрещено курить на рабочем месте.Франция – после анти табачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на миллион человек. Япония, г. Ваки – три дня каждого месяца – без курения.Сингапур – за курение штраф 500 долларов. Нет рекламы на табачные изделия.В Америке стараются сформировать общественное мнение о том, что курение считается неприличным. В некоторых городах Америки за курение в общественных местах штраф до 800 долларов. Растёт количество фирм и компаний, предпочитающих нанимать на работу некурящих.
Появляется управдом.
Управдом: Да, это уже хорошо, но курение, особенно в раннем возрасте, приводит к нежелательным последствиям. Подросток перестаёт узнавать знакомых ему людей, нарушается координация движения, ухудшается зрение и слух.
Управдом:
От нотаций проку мало –
Песен очередь настала,
Может, смехом мы сквозь слёзы,
Отведём беды угрозу.
(частушки): Группа ребят 7 класса
Пропоём мы вам частушкиВсем на удивление,В них мы вам сейчас расскажем О вреде курения.
Для кого-то сигаретыМожет лучше, чем конфеты.Ну, а я скажу вам так:Я себе совсем не враг.
Говорят у нас в народе,Очень уж куренье в моде.Ну, а я скажу вам лично:Без него живу отлично.
Мама любит говорить,Что табак нельзя курить, В голове с ним круговерть,Наступает мигом смерть!
Дяди, тёти тратят деньгиСигареты что б купить.А не лучше ль эти деньгиВ счастье детское вложить.
Коль земля в опасности,Скажем вам для ясности:"Объявляем злу мы бой,Сигареты все долой".
Детям всем напоминаем:В сигаретах вся беда.Молодёжь мы призываем:Быть здоровыми всегда!
Управдом: А из всего этого товарищи вы должны сделать соответствующие выводы.
Группа мальчиков 7 класса исполняет « Пьяная тьма»(В.Тарабурин)
На море ли, на суше лиЧтоб не было беды,Не пей ни в коем случаеТы "огненной" воды.Наклейками увешанаИ манит слабаков,С бедой и горем мешанаИз глубины веков.Отрава несусветнаяДля тела и души.Не видят в жизни светлогоУбийцы-алкаши.Пол-литрами и стопкамиИзмерены года.Дорожка, пьяной тропкою,Ведет на край всегда.Пройдет немало времени,Чтоб зло искоренить.Предать бы всю забвению,Без водки можно жить.Кого призвать к ответу?Хотим узнать все мы.И где тут выход к светуИз этой пьяной тьмы?
Ведущий: Еще до нашей эры человечество стало понимать пагубное последствие пьянства. В Спарте спаивали рабов и демонстрировали их молодым спартанцам, для внушения отвращения к омерзительному облику.
Китайские императоры казнили пьяниц.
В Индии их заставляли пить мочу, а женщинам -пьяницам выжигали на лбу клеймо.
В Греции за алкоголизм была введена смертная казнь.
В Риме пьющих плебеев обращали в рабов.
В Англии водили по улицам с веревкой на шее.
В Голландии пьющих женщин привязывали к стулу и 3 раза полностью погружали в ледяную воду.
Во Франции пьяниц сажали в тюрьму, а если они не исправлялись, то им отрезали уши и выгоняли из страны.
В Испании пьющих жестоко пытали и даже казнили.
ФИЛЬМ «Бухайте на здоровье»
ВЕДУЩИЙ: Наркомания – не привычка, а страшное бедствие. Она вызывает тяжелые расстройства психики, разрушает организм человека и неизбежно ведет к преждевременной смерти.
Вылечить наркомана практически невозможно, медицина здесь почти бессильна. Ведь у наркомана не только больны все внутренние органы, но и размягчен мозг, поражена вся нервная система. Наркоман жить не может без отравы, найти наркотик – вот смысл всей его оставшейся жизни. Такой человек ради достижения своей цели пойдет на все – даже на убийство.
Это страшная болезнь, ее надо бояться и бежать от таких людей без оглядки.
Управдом: А сейчас рекламную паузу. Сейчас мы будем «рекламировать», а точнее сказать, пропагандировать здоровый образ жизни с помощью ваших великолепных рисунков.
Приглашаю всех на выставку детского художественного творчества. Как вы считаете, ребята, название подошло мы за здоровый образ жизни для нашей выставки рисунков? Ответы учеников.
А что выбирают ученики вашего класса?
Ученики (хором): Здоровье.
Конкурс плакатов
Музыкальную миниатюру, исполняющуюся под караоке песен из популярных мультфильмов.Сценка демонстрирует преимущества здорового образа жизни и убеждает в том, что от вредных привычек необходимо отказаться.
Оборудование: для смены декораций используется ширма: поворачивая ширму разными сторонами, создаем каждый раз новый интерьер: дискотека, школа, квартира, стадион; артисты, сменяя друг друга, выходят из-за ширмы при каждом ее повороте.
Реквизит:
- спортивная форма;- мячи;- теннисные ракетки;- гантели;- пачка сигарет;- мелодии песен.
1-я сцена
Дискотека. Музыка. Девочка танцует и поет под музыку «Песни короля» из м/ф «Бременские музыканты» (музыка Ген. Гладкова).
Нынче детям много ль надо?Им бы танцы до упаду,Им бы песни до рассвета,До здоровья дела нету.
2-я сцена
Звенит звонок. Перемена. Выбегают 2 девочки, следом появляется уже знакомая нам героиня. Она угрюма. Достает сигарету, изображая курение, начинает кашлять.
Девочки поют на мотив «Песни черепахи» из к/ф «Приключения Буратино» (музыка А. Рыбникова).
Затянулась сигаретой —Не чини себе вреда.Ведь уже лет через десятьБудешь ты немолода.
Девочка отмахивается от них, продолжая «курить».
3-я сцена
Звучит грустная мелодия. Героиня приходит из школы домой, держится рукой за голову. Мама трогает лоб, берет дневник, качает головой. Дневник показывают зрителям (альбомный лист, сложенный пополам). В дневнике двойки и тройки. Мама усаживает дочь на стул.
Мама (поет на мотив «Дуэта короля и принцессы» из м/ф «Бременские музыканты»).
Ах ты, доченька моя горемычная,Только спорт — тебе подмога отличная.Нужно срочно обратиться к врачу.
Дочь отвечает.
Ничего я не хочу!
4-я сцена
Девочки в спортивной форме. В руках у одной — мяч, у другой — гантели, у третьей — ракетка. Девочки поют песню на мотив «Второй песни разбойников» из м/ф «Бременские музыканты».
Девочка с мячом поет песню на мотив «Первой песни разбойников» из м/ф «Бременские музыканты», перекидывая мяч.Говорят, мы футболисты,Только не с кем биться нам.Нам соперника б такого,Как Рональдо и Зидан.
Девочка с теннисной ракеткой поет песню на мотив «Песни Львенка и Черепахи» из м/ф «Как Львенок и Черепаха пели песню» (музыка Ген. Гладкова), имитируя игру в теннис.Я с ракеткою стою,В теннис я играть люблю,Раз удар, два удар —Мой соперник проиграл.Все вместе поют на мотив песни «Кабы не было зимы» из м/ф «Каникулы в Простоквашино» (музыка Е. Крылатова). Героиня стоит в стороне, наблюдая.
Кабы не было физрыЕжедневно в школе,Разве ж были б мы бодры,Избежали б хвори?Кабы не было физрыИ зимой и летом,Растолстели мы бы так —Не спасла б диета.Девочка мнет пачку сигарет, бросает ее. Подходит к спортсменам, поет на мотив «Песни Водяного» из м/ф «Летучий корабль» (музыка М. Дунаевского).Эх, жизнь моя, жестянка!А ну ее в болото!Живу я как поганка,А мне игратьИ кросс бежать,В общем, здоровом быть охота!Все берутся за руки. Поют песню «Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего» (Е. Крылатов — Ю. Энтин).Девочка (наша героиня).Я клянусь, что стану чище и добрееИ в беде не брошу друга никогда.
Девочка-спортсменка.Слышу голос и спешу на зов скорееПо дороге, на которой нет следа.
Вместе.Прекрасное далеко,Не будь ко мне жестоко,Не будь ко мне жестоко,Жестоко не будь!От чистого истокаВ прекрасное далеко,В прекрасное далекоЯ начинаю путь.
Управдом:
Мы живы покуда поемПокуда не ищем наживыПока не стоим на своемПока наши песни не лживы.
Ученица 3 класса:
А песню подхватит любойА песне найдется работаПокуда в ней нашей судьбойОплачена каждая нота.
И все-таки, все-таки хочется петьДаже когда в сердце песням нет места.Только б не сдаться и только б успетьСпеть свою самую главную песню
Управдом и ученица третьего класса уходят, весь класс исполняет песню.
(Звучит музыка из песни Валерия Леонтьева «Каждый хочет любить»)
Куплет
Прозвучал, какой раз этот вечный вопросПро наркотики, СПИД, сигареты и водкуНу, подумайте сами, сколько бед он принесНу а главное смерти дает он наводкуИспугается каждый такой перспективыМы должны поберечь свою жизнь от беды
Припев
Выбираем мы житьВсе хотим мы любитьВсе хотим мы мечтатьИ другим помогатьВыбираем мы житьЭто значит любитьЭто значит мечтатьИ другим помогать
Куплет
Вот любил парень спорт уже очень давноА потом предпочел сигареты и вискиРаньше был при друзьяхА теперь героин стал один для негоСамый главный друг, близкийОпустились над ним тучи очень уж низкоНу, давайте же вместе поможем ему
Припев
Куплет
А теперь наступил такой важный моментКогда все мы должны сделать выбор дальнейшийВ этой схватке времен, что есть жизнь, что есть смертьПобеждает всегда, лишь только сильнейшийМы ответим здоровьем на вечный вопросНа счастливую жизнь всегда будет спрос.
Припев (2 раза)….
Все участники выступления берутся за руки, делают общий поклон и уходят со сцены.
Управдом: На этом наш концерт заканчивается, а начинается наш Марафон здоровья.
Ведущий: Капитаны команд вы подходите ко мне и получаете путевые листы.
«Утверждаю»
Директор школы________Н.Л.Брянкина.
«____»____________2012 год.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении игры-путешествия «Марафон здоровья» (в рамках республиканской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»)
Цель:
привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
повышение их уровня физической подготовленности и укрепления здоровья;
отвлечения от негативных явлений современной жизни.
Место и время проведения: Игра-путешествие проводится 30 ноября 2012 года в МБОУ Коммунаровской СОШ №2 в_17ч 00 минут.
Руководство подготовкой и проведением осуществляет организационный комитет в составе:
1. Кеняйкина Т.П – зам. дир. по В.Р.
2. Марьясова Е.М – учитель физической культуры
3.Опенько Т.И.- организатор по работе с детьми
Жюри:
Станция №1- «Забота о глазах» отв.Даниленко Н.Н. мед. сестра Коммунаровской участковой больницы
Станция №2 «Здоровые зубы» отв. Сабянина Л.И. врач – стоматолог Коммунаровской участковой больницы
Станция №3 «Продолжи письмо» отв. Кеняйкина Т.П - зам. дир. по В.Р.
Станция №4 Спортивная отв. Кобылкин А.Е.
Станция № 5 Мозговой штурм «Здоровый человек – это…» отв. Доровских Т.М.
Станция № 6 Анаграмма отв. Опенько Т.И.
Станция № 7 «Собери пословицу» отв. Петрова Г.Н.
Станция №8 «А знаешь ли ты…?» отв. Сысоева Т.Н.
Участники программы: допускаются команды 5-11 классов всем составом.
Программа и условия проведения.
Построение участников путешествия (2-й этаж), получение путевых листов.
Путешествие по станциям:
№ 1 «Забота о глазах» каб. №6
№ 2 «Уход за зубами» каб. №7
№ 3 «Продолжи письмо» каб. №3.
№ 4 Спортивная спортзал отв. Кобылкин А.Е.
№ 5 Мозговой штурм «Здоровый человек – это…» каб №4
№6 Анаграмма каб №5
№7 «Собери и прочитай пословицу» каб №2
№ 8 «А знаешь ли ты…?» каб.11
Определение победителей: победитель определяется по наибольшей сумме баллов, набранных в ходе игры – путешествия.
Награждение: по итогам проведения игры путешествия победители, занявшие призовые места награждаются грамотами.
СТАНЦИЯ №1
1. Мозговой штурм “Здоровый человек – это…”
Вопросы к обучающимся:
– Можете ли вы себя назвать здоровыми людьми?
– Так кого же называют здоровым человеком?
Здоровый человек – это… (человек, находившийся в состоянии полного физического, духовного и социального благополучия)
– Какая вредная привычка повторяется у вас ежечасно, и мы никогда не задумываемся, какой вред здоровью она наносит?
Ответ: курение
Блиц-турнир. (слово «блиц» означает сразу, моментально).
Вопросы для турнира.1. Родина табака. 2. Кого называют «пассивным курильщиком»?3. Курить хорошо или плохо?4. Чума века?5. «Белая смерть».6. Почему опасно даже разовое употребление наркотиков?7. Зона без наркотиков – это…8. В здоровом теле …9. Болезнь легче…10.Счастлив тот человек…
Станция №2. Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия никотина на организм человека.
Игра “Болезни курильщика”.
Учащиеся по очереди подходят к доске и восстанавливают зашифрованное слово:
– акшлеь кашель
– дыокша одышка
– неболиз асдцер болезни сердца
– сартгти гастрит
– акр егликх рак легких
– яарння мресть ранняя смерть
– ваилдннтиось инвалидность
– ракисе кариес
– ыщормин морщины
ФАРКТИН (инфаркт)
СТАНЦИЯ №3
«Продолжи письмо».
Возьмите лист и напишите коротенькое письмо с пожеланиями для своих друзей - одноклассников. Пожелайте друг другу здоровья, подберите тёплые, добрые слова.
Дорогие взрослые и дети!
Жизнь так прекрасна! Берегите её!
Следуйте и вырабатывайте _______________ привычки. Они помогут укрепить вам здоровье. Мы призываем вас:
НЕ !Не !Не !Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Станция №4 Спортивная (комплекс утренней зарядки)
Станция №5 «Уход за зубами».
1.Тридцать два веселых друга, Уцепившись друг за друга, Вверх и вниз несутся в спешке, Хлеб грызут, грызут орешки...________________________
2.Чтобы сохранить зубы здоровыми, я делаю так (да, нет):
- чищу зубы два раза в день;_________
- грызу орехи зубами;___________
- даю всем свою зубную щетку;______________
- ем много сладкого;_______________
полощу рот после еды водой;______________
пользуюсь одной зубной щеткой всю жизнь;_______________
-не ковыряю в зубах иголкой, вилкой;_________________
посещаю врача два раза в год;________________
меняю зубную щетку через три-четыре месяца._____________
3.Перед вами стаканчик и зубная щетка. Покажите, как правильно чистить зубы.
Станция №6 «Забота о глазах»
Под мостом-мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались..._______
Чтобы сберечь глаза, я делаю так (да,нет):
читаю лежа;________________________
не читаю в транспорте, в темноте, лежа;________________
сижу за столом прямо, не пишу с низко опущенной головой;__________________
-ставлю лампу слева при выполнении домашнего задания:________________
ставлю лампу справа при выполнении домашнего задания;___________________
смотрю телевизор сколько хочу;________________
смотрю телевизор не более 40 минут подряд, вечером при свете неяркой лампы,на расстоянии 2-2,5 метра от экрана;______________
соблюдаю нужное расстояние при письме и чтении;_________________________
не бегаю с острыми предметами в руках;________________________________
-соблюдаю осторожность во время игр
Комплекс для глаз
Стация № 7 «А знаешь ли ты…?»
Ответьте на вопросы:1. Какие заболевания желудка возникают при злоупотреблении алкоголем? (гастрит, язва, рак) 2. Какой вред наносит своему ребенку будущая мать, употребляющая алкоголь? (физические уродства, нарушения психики) 3. Какие клетки являются самыми чувствительными к воздействию алкоголя (нервные клетки головного мозга) 4. Какие две вредные привычки негативно сказываются на работе сердца (алкоголь, курение) - Ребята, а что такое наркотики?- Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
Станция № 8 «Собери и прочитай пословицу»
А сейчас пословицы и поговорки о вреде алкоголя :1.Кто начинает пить в молодости, тот не доживет до старости.
2.С хмельком познаться – с честью расстаться.
3.Пьющий за здоровье других, губит свое.
4.В стакане тонет больше людей, чем в море.
5.Вина больше – ума меньше.
6.Вино входит – ум выходит.
7.Вино с разумом не ходят: хмель шумит- ум молчит.
8.Вино работе не товарищ.
9.Где вино, там и горюшко.
10.Кто винцо любит, тот сам себя губит.
11.Много вина пить – беде быть.
12.От рюмки водки до могилы – путь короткий.
13.Река начинается с ручейков, а пьянство с рюмочки.
14.Хватил винца – не стало молодца.
15.Пить да гулять – добра не видать.