Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…» Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка» (3 класс ос Школа 2100
Литературное чтение
Урок 44.
Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ»
Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»
Цель:
Цель проекта:
1) воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную познавательную деятельность;
2) реализовать способности и замыслы ученика в продуктах его деятельности.
Задачи обучения:
1) обобщить полученные знания, применить их на практике;
2) формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
3) учить детей овладевать навыками ораторского искусства;
4) учить детей анализировать литературное произведение.
Развивающие задачи:
1) учить ребят получать удовольствие от процесса творчества, от
собственных, пусть даже маленьких открытий;
2) развивать у учащихся желание больше узнавать по предмету.
Задачи воспитания:
1) воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;
2) формировать навыки коммуникативного характера.
образовательная–
формирование первоначального навыка литературного анализа сказок;
закрепление понятий: сказка, зачин, концовка, сказочные приметы;
умение приводить примеры к этим понятиям из раздела сказок.
развивающая –
развитие творческого мышления, памяти и связной речи;
расширение кругозора детей.
воспитывающая –
воспитание уважительного и доброжелательного уважения друг к другу.
стимулировать учащихся к чтению книг.
Форма проведения : урок-путешествие.
Метод обучения: словесный и наглядный.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
Создание учебной мотивации.
·
·. Постановка учебной задачи.
2 2
1. I. Организационный момент. Запуск проекта.
Учащиеся собираются в группы, подготавливают рабочее место. Учитель определяет готовность учащихся.
На плакате слова - « Где есть желание – найдётся путь».
- Прочитайте слова на плакате. (Один ребёнок читает вслух).
- Как вы понимаете эти слова? (Если будем с желанием работать, у нас получится интересный урок).
- По вашим умным и любознательным глазам я вижу, что вы с нетерпением хотите узнать, чем мы будем заниматься на уроке. Сегодня у нас
Введение в раздел.
- Сегодня на уроке вы будите маленькими исследователями.
- Что такое исследование?
Вывод. Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.
- А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем?
Вывод. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире.
Предметом нашего исследования станут Рассмотрите иллюстрации и скажите, что будет являться объектом исследования. (выставка книг – сказки)
- Молодцы! Это главная цель нашего урока. А чтобы урок у нас получился необычным, давайте немного пофантазируем и послушаем стихотворение.
Ученица читает стихотворение В. Берестова «Сказка».
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
- Кто из вас догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
(О сказках.)
- Проверьте свои предположения. Самостоятельно прочитайте авторский текст на с. 192 вверху.
– Чем необычна иллюстрация? Кого из сказочных героев узнали?
– Что ещё нужно сделать, чтобы ознакомиться с содержанием раздела? (Посмотреть рубрику «Содержание» в конце учебника, перелистать учебник.)
2. Знакомство с содержанием (обращаем внимание детей, что этот раздел продолжается в части 2 учебника).
– Мы уже прочитали много сказок. Как вы думаете, что-нибудь новое мы откроем для себя в этом разделе?
Основные этапы и ход проекта.
1. Распределение учащихся в проектные группы.
2. Сбор информации по группам.
1- я группа пишет сценарий к сказке «Лиса и кот», распределяет роли.
2-я и 3- я группы читают сказки (2-я группа – волшебные, 3-я – бытовые),
читают и анализируют литературоведческий материал (энциклопедия для
детей «Аванта +», том 9 «Русская литература», ч. 1, статья «Сказки»).
Тема написана на доске: «И кот ученый свои мне сказки говорил».
Учитель:
– Ребята, сегодня на уроке состоится старт проекта по литературному чтению на тему «И кот ученый свои мне сказки говорил».
Из какого произведения эта цитата?
(Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
Сегодня Вам предстоит выполнить литературоведческий анализ представленных произведений и попробуем обобщить все, что вы знаете о сказках.
Сегодня на уроке вы будите маленькими исследователями.
- Что такое исследование?
Вывод. Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.
- А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем?
Вывод. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире.
Предметом нашего исследования станут Рассмотрите иллюстрации и скажите, что будет являться объектом исследования. (выставка книг – сказки)
Встреча с героями сказок поможет вспомнить изученные сказки в разделе « И кот учёный свои мне сказки говорил» и ответить на их вопросы.
Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.)
– Когда появились сказки? (Много веков назад, когда люди не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в XVI веке, а собирать и изучать их стали в XIX веке.)
– Какова главная тема сказок?
(Борьба добра со злом.)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
2 4 2 2 3 3
Сегодня на уроке мы будем работать над проектом, посвященном какой теме? (Зима) Так как сейчас у нас урок литературного чтения, то как вы думаете какие жанры произведений можно использовать при работе над нашим проектом? (Слайд 4)– Запомните: проект – дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.– Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты.– Для работы над проектом мы должны разделиться на группы. Вспомним, какую работу в группе делает редактор, секретарь, художник, защитник проекта? – Я предлагаю вам вспомнить правила работы в группе? (Слайд 6). Почему эти правила мы не можем использовать при работе над проектом? Проговорим правила при работе в группе, которые помогут достигнуть результата.
Создание продукта проектной деятельности
3. Основная часть урока
Задание №1
Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и картинку с соответствующую вашему заголовку, приклейте заготовки на вашу
Чтение текстов.
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте заглавие. Что вы ждёте от стихотворения с таким названием? А если его автор – Генрих Сапгир? (Ответы детей.)
– Кто хочет прочитать наизусть стихи Г. Сапгира? (Чтение стихотворений «Четыре конверта», «Песня».)
– А по иллюстрации можно догадаться, какие чудеса нас ждут?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельно, про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Ваши ожидания оправдались?
– Какие же чудеса есть в этих лесах? (Слушаем ответы детей.)
– Кто из героев больше всего понравился?
– А теперь давайте вместе совершим путешествие в леса-чудеса.
3. Повторное чтение вслух по смысловым частям (комментированное чтение, диалог с автором). Читают дети.
Генрих Сапгир
ЛЕСА-ЧУДЕСА
В леса-чудеса
Мы поедем с тобой. (Кому поэт это предлагает? – Нам, читателям.)
Там бродит у озера
Лось голубой. (Чудеса уже начались?)
Там чащу хвостом
Подметает лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса. (Про сколько чудес уже узнали?)
В леса-чудеса
Мы поедем.
Там встретимся
С Умным Медведем, (А во всех сказках медведь обычно какой? (Увалень, недотёпа.)
Заглянем к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.
Две лампы –
Два глаза совиных, (Вот почему светло: лампы – это глаза совы, они ярко светят в темноте.)
И тут же
Диван на пружинах.
Рассядемся
Я, и ты, и Медведь (А вот уж это точно бывает только в сказке!)
И будем
Песню лесную петь:
«Ель, берёза,
Дуб, сосна,
Солнце, звёзды
И луна.
Дуб, сосна,
Берёза, ель,
Солнце, дождик
И метель». (Почему эта песня лесная? (Лесным обитателям всё это хорошо знакомо.) Попробуем хором спеть лесную песню, читая ещё раз.)
А после
Я приглашу Сову,
И все мы отправимся
В гости ко Льву. (Как Лев мог оказаться в лесу?)
Живёт он под горкой
В пещере.
«Лев добрый» –
Табличка на двери. (Чудеса продолжаются!)
И Добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычет:
«Здр-р-раст!»
И смело ты можешь
Погладить Льва,
Только спроси
Позволенья сперва.
А хочешь,
С Оленем в пятнашки играй (Это такая игра, когда один игрок бегает, бросая в других мячом, или, догнав, касается рукой.)
Ведь это такой
Удивительный край!
Не обижает
Никто никого.
Все любят
Пятнашки
И прятки.
Но больше всего,
Но больше всего
Там любят
Стихи
И загадки!
Туда мы отправимся –
Ты да я,
Только с собой
Не возьмём ружья
И дома оставим
Твой старый пугач. (Это такой пистолет.)
Там Первый Закон:
Никого не пугать.
Висит объявленье
У самой опушки:
Вам, пистолеты, рогатки и пушки,
Вход в эту сказку закрыт навсегда!
Скорей собирайся, поедем туда!
4. Обобщающая беседа.
а) – Захотелось ли вам поехать в леса-чудеса?
б) – Чем это стихотворение-сказка отличается от других сказок?
(Здесь нет борьбы добра и зла. Это самая добрая сказка. Зло (в виде рогаток, оружия) в сказку автор не пускает.)
в) – Расскажите о героях стихотворения. (Лиса очень ответственная, трудолюбивая, Медведь умный, добродушный, общительный, Сова мудрая, гостеприимная)
5. Выразительное чтение стихотворения.
3. Работа с текстом после чтения.
– Можете ли вы, прочитав стихотворение Г. Сапгира, выделить несколько основных черт характера поэта? (Это доброта, гуманизм, чувство юмора.)
Беседа о сказках. Чтение стихотворения В. Берестова.
– Что вы знаете о сказках?
– Какие сказки из тех, что мы читали во 2-м классе, вам особенно запомнились?
– Как вы думаете, почему дети любят читать сказки? (Ответы детей.)
– Давайте прочитаем, как отвечает на этот вопрос поэт Валентин Берестов. Прочитайте про себя его стихотворение «Сказка» (с. 198).
После чтения:
– Вы согласны с Валентином Берестовым?
– Как вы думаете, почему это стихотворение В. Берестов посвятил
именно К.И. Чуковскому? (Его сказки любят дети, в них всегда счастливый конец.)
Если позволит время, можно провести конкурс «Кто больше знает сказок К.И. Чуковского». Ученики цитируют наизусть строчки из сказок К.И. Чуковского, другие называют их, повторять сказки нельзя. Кто называет последнюю сказку, тот и побеждает.
– Какие концовки у всех этих сказок? Скажите словами стихотворения. (В них «счастливая развязка», «благополучный конец».)
Выразительное чтение стихотворения.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
·
·
·. Итог.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
·V. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение Г. Сапгира «Леса-чудеса».