Самоанализ урока русского языка в 4 классе по теме Имя прилагательное и его грамматические признаки
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Максимова Алена Геннадьевна
Дата: 25.11.2015 г Класс: 4 «Б»
Предмет: русский язык
Тема: Имя прилагательное и его грамматические признаки
Тип урока: актуализации знаний и умений
Урок является первым при изучении имени прилагательного, как части речи. Урок проводится в форме прогулки зимой. Выбор формы проведения урока обусловлен особенностями восприятия младших школьников. Необычные уроки привлекают внимание детей, заинтересовывают. Тема изучаемого материала перекликается с темой «Зима», что обеспечивает плавный переход между этапами урока.
Поскольку начальное понятие об имени прилагательном обучающиеся получили во 2-3 классах начальной школы, на данном уроке следовало создать условия для воспроизведения в памяти учащихся опорных знаний и умений, поэтому был выбран урок актуализации знаний и умений. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей, использовались здоровьесберегающие, развивающие, игровые методики. Актуальность избранной темы, на мой взгляд, обусловлена тем, что, несмотря на богатство и красоту русского языка, речь порой выглядит очень скудной. Меня, как учителя, волнует вопрос, как сделать её более интересной, образной.
На первом этапе урока был проведен позитивный настрой, где ребята под музыку посмотрели красоту зимней природы. Перед ребятами был поставлен проблемный вопрос, который помог выйти на тему урока. Ребята выяснили, что красота русского языка напрямую зависит от имени прилагательного. Учащиеся смогли самостоятельно поставить для себя цель урока.
В урок были включены следующие формы взаимодействия: фронтальная с учителем (что позволило выделить объекты прочного запоминания), парная и групповая, которая дала возможность учащимся выстраивать учебный диалог. На уроке были использованы следующие формы и методы обучения: словесные (диалог), наглядные (презентация), методы устного и письменного контроля , практические.
На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность
Повторять знания об имени прилагательных ребята начали уже с минутки чистописания. Так как прописать было предложено сочетания букв, которые являются окончаниями имен прилагательных.
В самостоятельном поиске учащихся формируется познавательный интерес и высокая активность. Теоретические знания о прилагательных повторили работая в группах. У каждой группы свое задание.
1 группа: Что такое имя прилагательное, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает? Какова его роль в речи?
2 группа: Как изменяется имена прилагательные? От какой части речи зависят грамматические признаки имен прилагательных?
3 группа: Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? На какие вопросы отвечает этот член предложения и как подчеркивается?
Была предложена орфографическая минутка, где ребята упражнялись в подборе однокоренных слов и так же в проверке безударной гласной в слове.
Работа в парах с текстом, ребята отредактировали его, украсив прилагательными.
Игра «Подари предмету признак» была проведена в группах, что позволило включить в работу и оценить каждого ребенка дать возможность высказать точку зрения большинству учащихся, а так же творчески проявлять все раннее накопленные знания. Задания по определению признаков предметов, сравнению текстов, дополнению - помогают развитию устной речи, воображению. Так же прослеживается межпредметная связь с литературой, окружающим миром, решаются воспитательные задачи. В ходе урока используются задания разного типа: по нахождению имен прилагательных, постановке вопросов к ним, распространению предложений именами прилагательными. В ходе работы с текстом развивается устная и письменная речь.
Важным моментом на уроке также было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, физкультминутка.
На уроке я использовала разноуровневые задания. Решающее слово в выборе вида задания принадлежит самому ребенку. Главное, я считаю, не само задание, а выбор, который делает ребенок. Поскольку в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться.
На протяжении всего урока поддерживалась доброжелательная атмосфера общения, наблюдался высокий уровень познавательной активности обучающихся, соблюдались гигиенические требования и правила охраны труда.
Считаю, что урок прошел успешно. Цели достигнуты.
15