Урок русского языка по теме Имя прилагательное и его грамматические признаки
Русский язык
Тема: Имя прилагательное и его грамматические признаки
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Ожидаемые результаты: знают вопросы, на которые отвечает прилагательные, особенности изменения прилагательных по родам, числам, падежам, согласования прилагательных с существительными, способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу); умеют изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными, пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного.
Типу рока: актуализации знаний и умений
Ход урока: 1. Орг момент Позитивный настрой
-Ребята мне очень приятно видеть каждого из вас на нашем уроке русского языка.
Скажите пожалуйста, каким одним общим словом, можно объединить и ту музыку, которая вас встречала и те картины которые вы увидели?
Давайте вместе прочитаем это слово. (красота). Какое волшебное слово.
Мы с вами сегодня поговорим о зимушке – зиме, о красоте зимней природы
Но о какой красоте, может идти речь на уроке русского языка? (красоте слова, речи)
-Какие слова делают нашу речь красивой?
Нам помогут рассказать о зиме наши друзья – имена прилагательные.
2. Формулирование темы и целей урока.
Тема урока. Имя прилагательное как часть речи.
Определение целей урока.
- Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
2 Минутка чистописания.
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
- Что напоминает вам данная строка? (Окончания имен прилагательных.)
-На какие группы можно разделить данные сочетания?
Что мы знаем о прилагательном. Повторим все, что знаем о имени прилагательном работая в группах. У каждой группы свое задание.
1 группа: Что такое имя прилагательное, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает? Какова его роль в речи?
2 группа: Как изменяется имена прилагательные? От какой части речи зависят грамматические признаки имен прилагательных?
3 группа: Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? На какие вопросы отвечает этот член предложения и как подчеркивается?
4. Орфографическая минутка
На доске слово з..ма. Что за орфограмма в данном слове? Как проверить слово.
-Подберите однокоренные слова к данному слову, какие слова являются проверочными, а какие проверяемыми?
4. Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением Упр 258
- Какие слова помогли передать поэту краски при описании зимы?
Выписать словосочетания существительное + прилагательное. Определить род, число, падеж имен прилагательных.
Серебристая зима(ж. р, ед. ч, И. п), белым снегом (ед. ч, Т. п), снежных огоньках (мн. ч, П. п), свежей елочкой (ед. ч, ж. р, Т. п)
Самоценивание
5. Работа с текстом. Отредактируй текст. Работа в парах
(Текст написан без прилагательных)
Пришла зима. Снежинки кружатся в воздухе. Снег ковром укрыл землю. Деревья заснули до весны.
– Прочитайте текст. Что надо сделать чтобы текст стал красивым и понятным.
-Спишите текст, подбирая нужные по смыслу прилагательные.
- С какой часть речи согласуется прилагательное?
Разберите предложения по членам предложени. Уточните каким членом предложения, является прилагательное
Самооценивание
6. Игра «Подари предмету признак». Работа в группах. Упр 263
Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.
Какая бывает зима?
Заяц сказал: «Зима бывает белая и пушистая»
1 группа: что сказал волк о зиме
2 группа: что сказал снегирь о зиме
3 группа: что сказал медведь о зиме
Каждый представитель группы зачитывает слова. Учащиеся оценивают свою работу.
7. Выборочное списывание. Разноуровневая самостоятельная работа
-Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания.
1 уровень. (3 балла)
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил.
2 уровень. (4 балла)
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число
3 уровень.(5 баллов)
Выпишите из текста сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Нам встретилось слово стозвоном. Это слово придумал сам Есенин. Чтобы понять его, я открою вам один секрет. Если в сильный морозный день вы пойдёте в лес и подойдёте к сосне, то услышите, что дерево звенит. Теперь понятен смысл выражения стозвоном сосняка
Самопроверка на доске. Самоценивание
Оцените свою работу на уроке. Посчитайте баллы за весь урок.
8. Итог урока
Урок подходит уж к концу и требует оценки.
Каким он был?.. Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным
Иль поучительным? Каким?
Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.
Рефлексия.
Что вам больше всего понравилось в уроке?
Все ли у вас получилось на уроке?
Что вам хочется сказать самому себе?
Домашнее задание. Написать мини- сочинение на тему «Зимний день»
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 315