Конспект урока по русскому языку на тему«ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С СОЮЗАМИ И, А, НО »


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК НА ТЕМУ «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но »
Предмет: русский язык.
Класс:4.
Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но (урок 30) из раздела Предложение. Текст. ( 29ч)
Учебник: Русский язык. (Р.Н. Бунеев, Е.В .Бунеева, О.В. Пронина) Москва, БАЛАСС 2009, часть1 учебник с 60-63.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (. Постановка запятой в сложном предложении с союзами и, а, но).
Задачи:
Образовательные:
– развиваем умение устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.
– формируем умение пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и,а, но.
Воспитательные:
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах , индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
Этап урока Название используемых
ЭОР Действия учителя Действия учащихся УУД Вре-
мя в мин
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1af95504-407d-4af6-8082-66dd3d4f39fc/view/" \t "_blank" Простое и сложное предложение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/262a59a9-0a20-4e14-8c73-ad71741f9f64/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BTQ_083%5D.swfРебята, какой сейчас идёт урок?
Какие предложения получились у вас в домашнем упражнении?
(упр. 70)
Организует работу по схеме
Расскажите :
как отличить простое предложение от сложного?
Урок русского языка.
Простые и сложные предложения.
Простое предложение состоит из одной грамматической основы, а сложное предложение из двух и более грамматических основ. Познавательные: умение классифицировать по признакам предложения;
личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание:
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 3-4
мин
ЭОР
2мин
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1af95504-407d-4af6-8082-66dd3d4f39fc/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BQS_082%5D.htmlЗадание: Найдите сложное предложение и докажите правильность своего решения.
Попробуйте поставить между предложениями союзы и, а ,но.
Какой союз подошел больше всего? Какое предложение получилось? Нужна ли здесь запятая? Как вы думаете?
А если бы в сложном предложении стояли союзы а, но?
Первое предложение сложное, в нём две основы (плёнка лопнула, высунулся хвост)
Слабенькая плёнка икринки лопнула, и у рыбки высунулся наружу хвост.
Предположения детей.
Коммуникативные- умение строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Логические: анализ объекта с целью выделения признаков.
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке. ЭОР
4-5
мин
3. Выявление
места и причины затруднений
(постановка
учебной задачи) Почему затрудняетесь ответить на этот вопрос?
Какой возникает вопрос?
Что предстоит узнать?
Какова тема урока? В простом предложении с однородными членами перед союзом и запятая не ставилась. В сложном предложении грамматические основы разделяются запятой.
В предложениях с однородными членами перед союзами а, но ставилась запятая. В сложном предложении тоже может стоять.
Ставится ли запятая перед союзами и,а. но в сложном предложении?
Нужно ли ставить запятую перед союзами в сложном предложении?
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы. 3-4
мин
4. Построение
проекта выхода
из затруднения Организует самостоятельную работу по учебнику упр. 72 в парах.
Сделайте вывод. Когда ставится запятая в сложном предложении? Читают по два предложения (одно из левого столбика, другое из правого), сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзами и, а, но. В правом- бессоюзная связь.
Определяют, что запятая ставится в любом случае. Регулятивные: планирование и прогнозирование.
Коммуникативные
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотезы и их обоснование. 5
мин
Ответить на вопросы :
С помощью чего связываются части сложного предложения?
А чем разделяются?
Части сложного предложения связываются союзами и интонацией или только интонацией.
Разделяются запятой.
Познавательные:
умение извлекать информацию из текста и схем. 2 мин
5. Реализация
построенного
проекта Интерактивная схема
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c0b8a6-28a5-402f-bf00-c0e2a3d1759c/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BIA_058%5D.swfРабота над правилом. Прочитайте правило с 61-62.
Назовите ключевые слова в тексте.
А теперь по схеме расскажите правило. Соединяются, разделяются.
Рассказывают правило. Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 4 мин
ЭОР
1-2 мин
6. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней
речи
Организует самостоятельную работу по учебнику упр. 73
Спишите предложения, поставьте запятые в сложных предложениях, составьте схемы предложений .
Наблюдает за работой учащихся.
Словарная работа.
Какие слова посмотрели в толковом словаре учебника? Что они обозначают?
Выполняют задание самостоятельно.
Взаимопроверка в паре.
Проверка по схемам на доске.
Ученики сами находят толкование и поясняют, как запомнили значения этих слов.
Перлы- капли дождя похожи на жемчужины, переливаются на солнце.
Лозины- гибкие ветви деревьев. Регулятивные: контроль, оценка и коррекция.
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные управление поведением партнёра, контроль, оценка действий партнёра. 6 мин
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76609f7-e4ef-4f3f-8d2e-bb0535ed7079/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BQS_060%5D.htmlОрганизует деятельность по применению новых знаний, с последующей проверкой.
Запись одной пословицы в тетрадь.
Выполнение разноуровневых тестов Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку пошагово.
Сравнение с эталоном. Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. ЭОР5 мин
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Представить алгоритм постановки запятой в сложном предложении, упр. 75 (устное задание), письменно выполнить упр. №1 с 69. 2 мин
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Организует беседу:
- Определите ключевые слова урока ( сложное предложение, однородные члены, несколько грамматических основ, запятая, союзы, простое предложение)
–Какая была тема урока?
-На какой вопрос искали ответ?
Закончите фразу:
«Я понял, что…»
«Я получил…»
«Урок дал мне для жизни…»
«Я смог….» Отвечают на вопросы Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 3-4 мин