САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ.
В данной работе я попыталась отразить работу над методической темой по повышению мотивации к учебе в сравнении до курсов и после их прохождения. Что изменилось? В статье приведены только некоторые аспекты работы. В работе показан взгляд на мою работу с обеих сторон до учебы и после.
Бұл жұмыста мен курстық оқу алды және кейін оқу кезінде әдістемелік тақырып пен әдістемелік жоғарылау жұмысын көрсеткім келеді. Не өзгерді? Бұл жобада кейбір мағлұматтар көрсетілген. Жобада менің жұмысыма екі жақты көзқараспен енгізілген оқуға дейін және кейін.
Ранее тема моей методической работы в школе в течение нескольких последних лет была "Самостоятельная работа учащихся на уроках математики". Эту тему я выбрала не случайно, поскольку я все чаще стала задумываться о конечном результате своего педагогического труда в виде успешного ученика: который имеет не только высокие показатели результатов обучения, положительные оценки со стороны учителей, но и позитивную самооценку и самоощущение самого себя. Я, как учитель с большим педагогическим стажем, вроде бы, делаю все, чтобы дети понимали и любили мой предмет, как люблю его я: использую разнообразные формы работы, побуждаю к нахождению занимательного материала в различных дополнительных источниках информации, стимулирую интерес к предмету через связь с другими предметами, занимаюсь сбором развивающих заданий по математике, стараюсь поощрять выполнение заданий различными способами и т.д. Но результат работы не так высок, как хотелось бы мне. Я постоянно пытаюсь найти ответ на вопросы: почему дети теряют интерес к учебе, почему не стремятся выполнить обязательный минимум работы в виде домашних заданий, с чем связана низкая мотивация учеников к изучаемым предметам? Я знаю, что данные вопросы интересует многих педагогов в разных уголках мира. Это является и проблемой для казахстанских учителей, и в том числе для учителей моей школы. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но лениться».
Осознание того, что важно научить учащихся проявлять самостоятельность в усвоении знаний, изучаемых на занятиях, пришло не случайно, а благодаря анализу и самоанализу своей педагогической работы. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». В этих словах Л.Н.Толстого отражается смысл всей работы в школе. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем эффективно использовать справочный материал, отыскать правильные решения какой либо задачи, выработать те черты характера, которые будут востребованы в различных жизненных ситуациях. Перед казахстанскими педагогами всегда актуальна задача связанная с повышением уровня развития ученика, формирование нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитие познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия. Решение данной задачи я увидела именно в формировании навыков самостоятельной работы учащихся по изучению школьных дисциплин. У большинства учащихся отсутствуют навыки самостоятельной умственной деятельности, поэтому организация самостоятельной работы на уроках требует большой подготовки от преподавателя. Эффективность работы заключалась в правильной организации учебного процесса: самостоятельные работы должны носить системный характер, то есть они не должны быть случайными; уровень предлагаемых самостоятельных работ должен соответствовать учебным возможностям учащихся; за каждую самостоятельную работу учащийся должен получить оценку: либо это отметка в журнал, либо устные комментарии, но работа не должна оставаться незамеченной; самостоятельные работы не должны быть однообразными. Нужно подумать, какой вид самостоятельной работы использовать: обучающую или тренировочную, или провести контроль знаний, где учащемуся дается возможность проверить уровень своих умений и навыков по пройденной теме.
На самостоятельных работах разрешаю учащимся пользоваться справочной литературой, конспектами уроков, но объясняю, что надо решить самому и ни в коем случае не списывать. Кроме того, на самостоятельных работах учащиеся могут рассчитывать на помощь преподавателя, обращаться за помощью к ученику-консультанту.
В 2013-2014 учебном году, пройдя курсы повышения квалификации я поняла, что двигаюсь в правильном направлении. Благодаря курсам повышения квалификации новой формации по Кембриджской системе подходов к процессам преподавания и обучения смогла переоценить свою деятельность в школе. Тема курсов помогла мне пересмотреть мои подходы в обучении учащихся. Поразил тот факт, что многое из того, чему нас учили на курсах, демонстрировали и показывали – это то, что я применяю на своих уроках, возможно не так эффективно и иногда не совсем целесообразно, но при этом даже не подозревала, что кто-то уже до меня все это проделывал и анализировал. Идеи Программы семи модулей подсказывали новые пути решения моей проблемы методической темы - повышение саморегуляции учащихся. Опыт работы в школе позволяет признать, что обо всем этом мы часто говорим и пишем. Но вместе с тем, я осуществляла свою деятельность как учитель, который учит детей, ведет за собой. Теперь я знаю, что это не совсем правильный подход. Хотя мне новые подходы, представленные на курсах, знакомы и элементы этих подходов я использовала ранее. Нельзя сказать, что моя деятельность не была результативной, т.к. результатом деятельности сегодняшнего педагога является качественное образование, которая подтверждается высокими баллами на ЕНТ. Над этой проблемой сегодняшнего дня я и работала всегда, и она имела и давала хорошие результаты. А сейчас после прохождения курсов знаю, что я была учителем, который «зажат» в какие то рамки. А Программа научила меня выходить из этих рамок. В идеях Программы я нашла ответы на вопросы, которые волновали меня всегда. Так как в погоне за высокими результатами при итоговой аттестации учащихся, я перестала думать о внутреннем состоянии учащихся на моих уроках, о психологическом климате в классе, о нуждах и потребностях отдельных учеников.
Благодаря новым знаниям, полученным на курсах, я смогла внести новшество в работу моих учеников на уроках. Но изменения начала с себя, с подхода к подготовке к самому уроку.
Особое внимание стала уделять эмоциональным отношениям в классе между учителем и учениками, между ребятами. Ранее я очень редко применяла методики и приемы по сплочению классных коллективов. Почему? Наверное, я считала это менее важным и в приоритет ставила образовательные цели, не желая тратить время, как мне тогда казалось, на развлечения. На курсах я побывала в «шкуре» ученика и на себе ощутил важность, значимость сплоченности группы обучаемых. Ведь когда группа (класс) дружны и сплоченны, становятся менее выраженные отрицательные стороны, мешающие обучению. Сегодня я твердо убеждена, что самое важное - это атмосфера сотрудничества, и «дружный» коллектив обучать легче, да и КПД занятия в таком коллективе будет значительно выше. По-другому я посмотрела на применение групповой работы в классе. Применять групповую работу рационально тогда, когда доступен учебный материал для работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Цель групповой работы: вызвать интерес учащихся к предметам; повысить уровень знаний учащихся; учить критически мыслить. 3адачи работы в группах: научить детей самооцениванию и взаимооцениванию; расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать. Групповая форма работы во - первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Работа в группе позволяет проводить взаимообучение: дети при решении проблемы, проведения опыта разговаривают, выдвигают идеи, гипотезы, переспрашивают, подсказывают, учится друг у друга, происходит обмен знаниями между ними, а информация, полученная друг от друга усваивается эффективнее, чем от учителя. Благодаря такой организации работы дети более эффективно усваивают материал. Но вместе с тем увидела минусы работы в группе. Дети не умеют работать по регламенту, им не хватает времени на выполнение заданной работы, шум мешает учащимся, которые привыкли работать в тишине. И еще я для себя отметила, что эффективность групповой работы зависит от мастерства учителя.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Ведь на уроке можно настолько увлечь учеников учебной деятельностью, используя разнообразные формы и методы для этого, чтобы ребенок с удовольствием и желанием шел в класс.
Не менее важное для повышения саморегуляции я считаю, является стимулирование учащихся через оценивание. «Когда учителя используют оценивание для обучения (формативное оценивание) в равной степени, как и оценивание обучения (суммативное оценивание), то оценивание становится инструментом весьма полезным в обучении. Оценивание для обучения представляет собой процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования. Такие методы, как открытые опросы, обмен образовательными задачами, оказывают сильное воздействие на способность учеников к активному участию в своем обучении. Если это реализовано эффективно, у учеников остается достаточно времени на рефлексию. Как в паре, так и самостоятельно, ученики имеют возможность оценивать свой уровень образования и понимать, как они его достигли. Они оценивают себя и друг друга, что способствует более глубокому пониманию. Ученики знают свой уровень успеваемости и идут к последующей цели». (Руководство для учителя. третий уровень. Стр.147)
Оценивание одноклассников помогает развить способность к самооценке, которая способствует независимому обучению, помогая детям брать все большую ответственность за собственный прогресс. Оценивание одноклассников предоставляет детям возможность давать друг другу ценную обратную связь, таким образом, они учатся друг у друга и поддерживают друг друга. Это раскрывает ценное измерение процесса обучения: возможность общаться, обсуждать, объяснять и бросать вызов друг другу позволяют детям достичь того, что выходит за рамки возможностей самостоятельного изучения.
Для оценивания своей деятельности как учителя меня привлекла идея процесса в обучении "голос ученика". «Общение с учениками является сложным процессом, поскольку не характерно для традиционного отношения руководства и может создать ситуацию неловкости между учителем и учеником. В процессе общения с учениками важно соблюдать беспристрастность, т. е. все ученики должны быть услышаны, особенно «молчаливые» и «обособленные». Также важно, чтобы ученики считали общение искренним, содержащим вопросы, важные и интересные ученикам, касающиеся преподавания и обучения….
Общение с учениками по вопросам преподавания и обучения, следовательно, способствует развитию в учениках саморегуляции. Осуществление контроля над своим обучением, способность к рассуждению о нем и чувство уверенности в том, что они способны усовершенствовать свое обучение, является положительным результатом общения с учениками по всем вопросам, относительно работы школы и класса». ( Руководство для учителя. третий уровень. Стр. 152)
Я еще раз попыталась проанализировать свою деятельность в этом отчете, и это не менее важное, поскольку "...учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте."(из сравнительного анализа инновационной среды обучения, подготовленный ОЭСР) Обучение учителя является необходимым условием для успешного обучения ученика. Чем выше моя ступень знаний, тем больше возможностей для образовательного роста имеют мои ученики.
Литература
1. Мальченкова О.В. "Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики"
2. Руководство для учителя. Первый (продвинутый ) уровень.
3. Руководство для учителя. Третий уровень.
4. "Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе".
В данной работе я попыталась отразить работу над методической темой по повышению мотивации к учебе в сравнении до курсов и после их прохождения. Что изменилось? В статье приведены только некоторые аспекты работы. В работе показан взгляд на мою работу с обеих сторон до учебы и после.
Бұл жұмыста мен курстық оқу алды және кейін оқу кезінде әдістемелік тақырып пен әдістемелік жоғарылау жұмысын көрсеткім келеді. Не өзгерді? Бұл жобада кейбір мағлұматтар көрсетілген. Жобада менің жұмысыма екі жақты көзқараспен енгізілген оқуға дейін және кейін.
Ранее тема моей методической работы в школе в течение нескольких последних лет была "Самостоятельная работа учащихся на уроках математики". Эту тему я выбрала не случайно, поскольку я все чаще стала задумываться о конечном результате своего педагогического труда в виде успешного ученика: который имеет не только высокие показатели результатов обучения, положительные оценки со стороны учителей, но и позитивную самооценку и самоощущение самого себя. Я, как учитель с большим педагогическим стажем, вроде бы, делаю все, чтобы дети понимали и любили мой предмет, как люблю его я: использую разнообразные формы работы, побуждаю к нахождению занимательного материала в различных дополнительных источниках информации, стимулирую интерес к предмету через связь с другими предметами, занимаюсь сбором развивающих заданий по математике, стараюсь поощрять выполнение заданий различными способами и т.д. Но результат работы не так высок, как хотелось бы мне. Я постоянно пытаюсь найти ответ на вопросы: почему дети теряют интерес к учебе, почему не стремятся выполнить обязательный минимум работы в виде домашних заданий, с чем связана низкая мотивация учеников к изучаемым предметам? Я знаю, что данные вопросы интересует многих педагогов в разных уголках мира. Это является и проблемой для казахстанских учителей, и в том числе для учителей моей школы. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но лениться».
Осознание того, что важно научить учащихся проявлять самостоятельность в усвоении знаний, изучаемых на занятиях, пришло не случайно, а благодаря анализу и самоанализу своей педагогической работы. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». В этих словах Л.Н.Толстого отражается смысл всей работы в школе. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем эффективно использовать справочный материал, отыскать правильные решения какой либо задачи, выработать те черты характера, которые будут востребованы в различных жизненных ситуациях. Перед казахстанскими педагогами всегда актуальна задача связанная с повышением уровня развития ученика, формирование нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитие познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия. Решение данной задачи я увидела именно в формировании навыков самостоятельной работы учащихся по изучению школьных дисциплин. У большинства учащихся отсутствуют навыки самостоятельной умственной деятельности, поэтому организация самостоятельной работы на уроках требует большой подготовки от преподавателя. Эффективность работы заключалась в правильной организации учебного процесса: самостоятельные работы должны носить системный характер, то есть они не должны быть случайными; уровень предлагаемых самостоятельных работ должен соответствовать учебным возможностям учащихся; за каждую самостоятельную работу учащийся должен получить оценку: либо это отметка в журнал, либо устные комментарии, но работа не должна оставаться незамеченной; самостоятельные работы не должны быть однообразными. Нужно подумать, какой вид самостоятельной работы использовать: обучающую или тренировочную, или провести контроль знаний, где учащемуся дается возможность проверить уровень своих умений и навыков по пройденной теме.
На самостоятельных работах разрешаю учащимся пользоваться справочной литературой, конспектами уроков, но объясняю, что надо решить самому и ни в коем случае не списывать. Кроме того, на самостоятельных работах учащиеся могут рассчитывать на помощь преподавателя, обращаться за помощью к ученику-консультанту.
В 2013-2014 учебном году, пройдя курсы повышения квалификации я поняла, что двигаюсь в правильном направлении. Благодаря курсам повышения квалификации новой формации по Кембриджской системе подходов к процессам преподавания и обучения смогла переоценить свою деятельность в школе. Тема курсов помогла мне пересмотреть мои подходы в обучении учащихся. Поразил тот факт, что многое из того, чему нас учили на курсах, демонстрировали и показывали – это то, что я применяю на своих уроках, возможно не так эффективно и иногда не совсем целесообразно, но при этом даже не подозревала, что кто-то уже до меня все это проделывал и анализировал. Идеи Программы семи модулей подсказывали новые пути решения моей проблемы методической темы - повышение саморегуляции учащихся. Опыт работы в школе позволяет признать, что обо всем этом мы часто говорим и пишем. Но вместе с тем, я осуществляла свою деятельность как учитель, который учит детей, ведет за собой. Теперь я знаю, что это не совсем правильный подход. Хотя мне новые подходы, представленные на курсах, знакомы и элементы этих подходов я использовала ранее. Нельзя сказать, что моя деятельность не была результативной, т.к. результатом деятельности сегодняшнего педагога является качественное образование, которая подтверждается высокими баллами на ЕНТ. Над этой проблемой сегодняшнего дня я и работала всегда, и она имела и давала хорошие результаты. А сейчас после прохождения курсов знаю, что я была учителем, который «зажат» в какие то рамки. А Программа научила меня выходить из этих рамок. В идеях Программы я нашла ответы на вопросы, которые волновали меня всегда. Так как в погоне за высокими результатами при итоговой аттестации учащихся, я перестала думать о внутреннем состоянии учащихся на моих уроках, о психологическом климате в классе, о нуждах и потребностях отдельных учеников.
Благодаря новым знаниям, полученным на курсах, я смогла внести новшество в работу моих учеников на уроках. Но изменения начала с себя, с подхода к подготовке к самому уроку.
Особое внимание стала уделять эмоциональным отношениям в классе между учителем и учениками, между ребятами. Ранее я очень редко применяла методики и приемы по сплочению классных коллективов. Почему? Наверное, я считала это менее важным и в приоритет ставила образовательные цели, не желая тратить время, как мне тогда казалось, на развлечения. На курсах я побывала в «шкуре» ученика и на себе ощутил важность, значимость сплоченности группы обучаемых. Ведь когда группа (класс) дружны и сплоченны, становятся менее выраженные отрицательные стороны, мешающие обучению. Сегодня я твердо убеждена, что самое важное - это атмосфера сотрудничества, и «дружный» коллектив обучать легче, да и КПД занятия в таком коллективе будет значительно выше. По-другому я посмотрела на применение групповой работы в классе. Применять групповую работу рационально тогда, когда доступен учебный материал для работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Цель групповой работы: вызвать интерес учащихся к предметам; повысить уровень знаний учащихся; учить критически мыслить. 3адачи работы в группах: научить детей самооцениванию и взаимооцениванию; расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать. Групповая форма работы во - первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Работа в группе позволяет проводить взаимообучение: дети при решении проблемы, проведения опыта разговаривают, выдвигают идеи, гипотезы, переспрашивают, подсказывают, учится друг у друга, происходит обмен знаниями между ними, а информация, полученная друг от друга усваивается эффективнее, чем от учителя. Благодаря такой организации работы дети более эффективно усваивают материал. Но вместе с тем увидела минусы работы в группе. Дети не умеют работать по регламенту, им не хватает времени на выполнение заданной работы, шум мешает учащимся, которые привыкли работать в тишине. И еще я для себя отметила, что эффективность групповой работы зависит от мастерства учителя.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Ведь на уроке можно настолько увлечь учеников учебной деятельностью, используя разнообразные формы и методы для этого, чтобы ребенок с удовольствием и желанием шел в класс.
Не менее важное для повышения саморегуляции я считаю, является стимулирование учащихся через оценивание. «Когда учителя используют оценивание для обучения (формативное оценивание) в равной степени, как и оценивание обучения (суммативное оценивание), то оценивание становится инструментом весьма полезным в обучении. Оценивание для обучения представляет собой процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования. Такие методы, как открытые опросы, обмен образовательными задачами, оказывают сильное воздействие на способность учеников к активному участию в своем обучении. Если это реализовано эффективно, у учеников остается достаточно времени на рефлексию. Как в паре, так и самостоятельно, ученики имеют возможность оценивать свой уровень образования и понимать, как они его достигли. Они оценивают себя и друг друга, что способствует более глубокому пониманию. Ученики знают свой уровень успеваемости и идут к последующей цели». (Руководство для учителя. третий уровень. Стр.147)
Оценивание одноклассников помогает развить способность к самооценке, которая способствует независимому обучению, помогая детям брать все большую ответственность за собственный прогресс. Оценивание одноклассников предоставляет детям возможность давать друг другу ценную обратную связь, таким образом, они учатся друг у друга и поддерживают друг друга. Это раскрывает ценное измерение процесса обучения: возможность общаться, обсуждать, объяснять и бросать вызов друг другу позволяют детям достичь того, что выходит за рамки возможностей самостоятельного изучения.
Для оценивания своей деятельности как учителя меня привлекла идея процесса в обучении "голос ученика". «Общение с учениками является сложным процессом, поскольку не характерно для традиционного отношения руководства и может создать ситуацию неловкости между учителем и учеником. В процессе общения с учениками важно соблюдать беспристрастность, т. е. все ученики должны быть услышаны, особенно «молчаливые» и «обособленные». Также важно, чтобы ученики считали общение искренним, содержащим вопросы, важные и интересные ученикам, касающиеся преподавания и обучения….
Общение с учениками по вопросам преподавания и обучения, следовательно, способствует развитию в учениках саморегуляции. Осуществление контроля над своим обучением, способность к рассуждению о нем и чувство уверенности в том, что они способны усовершенствовать свое обучение, является положительным результатом общения с учениками по всем вопросам, относительно работы школы и класса». ( Руководство для учителя. третий уровень. Стр. 152)
Я еще раз попыталась проанализировать свою деятельность в этом отчете, и это не менее важное, поскольку "...учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте."(из сравнительного анализа инновационной среды обучения, подготовленный ОЭСР) Обучение учителя является необходимым условием для успешного обучения ученика. Чем выше моя ступень знаний, тем больше возможностей для образовательного роста имеют мои ученики.
Литература
1. Мальченкова О.В. "Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики"
2. Руководство для учителя. Первый (продвинутый ) уровень.
3. Руководство для учителя. Третий уровень.
4. "Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе".