Урок по русскому языку 4 класс «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»
Курильчик Лидия Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №91 имени М. А. Шолохова
Первомайского района города Ростова-на-Дону
Разработка урока по русскому языку в 4-м классе по теме "Запятая в сложном предложении
с союзами и, а, но." Цели: развитие умения различать сложное предложение от простого с однородными членами; разделять простые предложения в составе сложного.Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- Запишите под диктовку:
Лето собирает, а зима подъедает. Летела пташка высоко, но села она недалеко. Беда вымучит, и беда выучит.
- В этих предложениях встретились слова, которые относятся к служебной части речи. Назовите их. Что они соединяют?
- Назовите грамматические основы предложений.
Постановка проблемы.
- Нужна ли запятая в сложном предложении с союзами и, а, но ? (Высказывание гипотез детьми.)
Открытие учащимися нового знания.
Упр. 72. Ученики читают по два предложения ( одно из левого, другое из правого столбика), сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзом а (но, и), в правом – бессоюзная связь. Запятая ставиться в любом случае.
- Выполните схемы к предложениям левого столбика. Сделайте вывод.
Р а б о та с в о п р о с а м и на с. 60-61.
Первичное закрепление.
Упр. 73. По «шагам» в задании.
- Прочитайте все правило. Сколько в нем частей? О чем первая часть? Вторая? Приведите примеры своих предложений.
- Как бы вы ответили на вопрос, помещенный после правила?
Самостоятельная работа с самопроверкой.
С а м о с т о я т е л ь н о е с о с т а в л е н и е а л г о р и т м а упр. 75, сравнение с инструкцией в учебнике на с. 140-141.
Повторение пройденного.
Упр. 74 выполняется под руководством учителя.
Итого урока.
- Как соединяются части сложного предложения?
- Как разделяются части сложного предложения?
- какая информация была для вас абсолютно новой?
Домашнее задание.
Выполнить упр. 2, с. 69-70.
Конспект
Открытого урока
по математике,
проведенного в 4 «А» классе
Учитель Курильчик Л.В.
Сравнение дробей (Урок введения нового знания)
Урок строится в соответствии с заявленной моделью.
Основные предметные цели:
-познакомиться с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми числителями;
- закреплять понятие дроби;
- продолжать работу по усвоению алгоритмов поиска части от числа и число по его части;
- продолжать учиться решать задачи;
- продолжать учиться решать неравенства;
- продолжать закреплять навыки счета.
Основные развивающие цели:
- развивать организационные умения: продолжать учиться
- называть цели конкретного задания ( задания № 3, 4);
- планировать работу над заданием в соответствии с только что изученным алгоритмом;
-оценивать результаты работы по заданию ( достигнуты ли поставленные цели) ;
- развивать интеллектуальные умения: продолжать учиться читать информацию, заданную с помощью математической модели ( задание № 6).
Дети проговаривают цели урока.
Предметные:
- узнали правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями;
- учились решать задачи;
- продолжали учиться быстро и правильно находить число по его части и часть от числа.
Развивающие: учились
- называть цели задания;
-планировать свою работу;
- оценивать свою работу;
- читать информацию, заданную с помощью математической модели.
Основные и обязательные задания к уроку ( содержательный минимум ) задания 1-4.
Комментарии к некоторым заданиям урока.
Задания под плашкой «Знакомимся…»
Задание 1. (Подведение к открытию нового.)
Текст со знаком ?! .Фронтальная работа.
Последовательность работы:
- читаем текст про себя;
- выполняем сформулированное задание.
II. Задание под плашкой «Учимся…»
Задание 2. (Формулирование нового знания.)
Основные предметные цели работы:
- сформулировать новое правило.
Основные развивающие цели:
- читать и разъяснять информацию, представленную в различных видах ( текст, схематический рисунок, математическое выражение).
Фронтальная работа.
Последовательность работы:
-читаем текст про себя;
- выдвигаем предположения, обосновывая свою точку зрения, выслушивая и, в случае необходимости, аргументировано опровергая чужую.
2. Текст в оранжевой рамке.
Основные предметные цели работы:
- сформулировать новое правило.
Основные общеучебные цели:
- читать и разъяснять информацию, представленную в различных видах ( текст, схематический рисунок, математическое выражение).
Фронтальная работа:
Последовательность работы:
- читаем и обсуждаем текст по частям;
Формулируем новое правило.
III. Задание под плашкой «Применяем…»
Задание 3. (Первичное закрепление и самостоятельная работа.)
Основные предметные цели работы:
-учиться применять новое правило;
-сопоставить новое правило с только что изученным.
Основные общеучебные цели:
- называть цели задания;
- планировать свою работу;
- оценивать свою работу.
Цель работы: поговорить
- чему учились;
- необходимость дальнейшей работы ( по возможности дети говорят о своих индивидуальных проблемах).
Задание 4.
Фронтальная работа.
Цель работы: продолжить работу по формированию представлений о взаимосвязи скорости и времени движения при одинаковом расстоянии.
( После решения задачи 4 проводим оценивание основных результатов работы на уроке.)
Задание 5.
Фронтальная работа.
Цель работы: пропедевтика работы с задачей на встречное движение.
Отталкиваемся от понимания прямой пропорциональной зависимости между скоростью и расстоянием: чем больше скорость, тем больше расстояние, пройденное за одно и то же время.
IV. Задание под плашкой «Выбираем задания и тренируемся»
Задание 6.
Фронтальная работа.
Составляем вспомогательную модель.
½ суток - ? ч.
Суббота_______,_______,_______
1/3 - ? ч.
Время, проведенное
в гостях
1/3 суток - ? ч.
Воскресенье_____,_____,_____,______
3/4 - ? ч.
Составляем совместно план решения задачи:
- определить время , которое составляет половина суток;
- найти время, проведенное в гостях в субботу;
- определить время, которое составляет треть суток;
- найти время, проведенное в гостях в воскресенье.
Задание 7. Домашняя работа: инвариант: № 7, 8. Вариант: № 6 ( с последующей проверкой решения в классе).
Конспект
Открытого урока
по окружающему миру,
проведенного в 3 «В» классе
тема: «Экосистема леса»
(Лесные производители)
Учитель Курильчик Л.В.
Цели урока:
Познакомиться с деревьями и их особенностями.
Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Ход урока.
Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Догадайтесь, о чем идет речь в этой загадке:
На горе шумит,
А под горой молчит? ( о лесе)
- Конечно же, мы сегодня начнем знакомиться с экосистемой леса. И начнем с самого гласного. С чего? Отгадайте. ( с деревьев)
Весной веселит,
Летом холодит,
Зимой согревает. (деревья)
- Прочитайте диалог наших героев в учебнике на стр. 58. Чем различаются их мнения? Какой у вас возникает вопрос?
(Какую роль деревья выполняют в экосистеме? Почему же они главные?
- Это нам и предстоит выяснить.
- Вопросы на стр. 58.
2. Поиск решения проблемы.
- Давайте познакомимся с лесом. Отправимся на воображаемую экскурсию в лес. Рассмотрите рисунок на стр. 58 и вопрос к нему. Расскажите, что можно увидеть в лесу.
(Лес- экосистема многоэтажная: деревья, кустарники, травы. Растения приспособились жить на разных «этажах».
- Познакомимся поближе с каждой группой растений. Задания для групп:
1) Рассмотрите рисунок на с.59, ответьте на вопрос к несу. Выделите отличительный признак для деревьев.
(Деревья бывают лиственные и хвойные. Это многолетние растения с твердым стеблем.)2) Рассмотрите рисунок на с. 60, ответьте на вопрос. Как используют люди эти кустарники? Выделите отличительный признак для кустарников.
( Эти кустарники используются в медицинских и декоративных целях. Они имеют несколько твердых стеблей.)3) Рассмотрите рисунок на с 61, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для трав.
( У трав мягкий, зеленый стебель. Рассказывают о растениях, которые им встречались.)- какие преимущества имеют деревья перед травами? Что дают деревья растениям нижних «этажей»?
( Деревья - высокие, они получают больше света и защищают растения нижних «этажей».)
- Давайте поближе познакомимся с деревьями. Рассмотрите рисунок , прочитайте текст на с 59-60 и ответьте на вопросы:
Викторина «Узнай это дерево»
(работа с гербарием)
Где образуются органические вещества на дереве?
Каким же образом они оказываются в корне?
Какая часть дерева отвечает за добычу воды и минеральных веществ?
Но ведь эти же вещества нужны и листьям. Как они там окажутся?
( Органические вещества образуются в листьях, затем перемещаются в корень по стеблю. Минеральные вещества и воду впитывает корень, а затем они по стеблю перемещаются в листья.
- Давайте проверим наши предположения. Демонстрация результатов опытов: (Обсуждение результатов опытов).
1) Веточка комнатного растения заранее поставлена в подкрашенную чернилами воду. Что наблюдаете?
(Внутренняя часть веточки окрашена).
2) В приборе для опыта по испарению воды (можно взять его в кабинете биологии) обратите внимание на то, на сколько уменьшилось количество воды там, где находилась веточка растения. Какую роль выполняет ствол дерева?
( По стволу перемещаются вещества).
3) Каким должен быть ствол, чтобы удержать такое количество веток с листьями? Работа с коллекцией «Древесина». Как человек использует это качество деревьев?
( Ствол деревьев должен быть крепким. Это используется человеком в строительстве).Какими должны быть корни, чтобы удержать в почве деревья-великаны, да еще добыть такое количество воды, чтобы на всех хватило?
( Корни должны быть большими, длинными).
Почему же деревья – главные производители экосистемы леса?
( Деревья многолетние растения, с большой кроной, производящие большое количество веществ).
3.Самостоятельное применение знаний.
- Ответьте на вопросы на с. 61.
- Как вы понимаете пословицы?
Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
Враг природы тот, кто лес не бережет.
Много леса – много снега, много хлеба.
Срубил дерево – посади два.
4.Работа в тетради (с.29)
1) Подпиши этажи экосистемы леса.
2) Определи вид групп деревьев (хвойные и лиственные)
3) Подпиши основные части деревьев.
5. Итог.
Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь какой,
Может вырасти дуб в три обхвата.
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод
Так, пожалуй, считать – не сочтешь.
Свято помни, что лес – наша радость
Вместе с лесом и сам ты растешь.
6.Домашнее задание:
Чтение текста темы 15 с 58-61, опережающее задание по подготовке сообщений об обитателях леса раб тетрадь с 30 № 6.