Обобщение опыта работы по формированию смыслового чтения у школьников с речевыми нарушениями посредством алгоритма на зрительной основе ДОМ
Соколова Александра Владимировна
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Вологда
school12@vologda.edu.ru
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Значительное количество современных детей не владеет полноценным навыком чтения (25 – 30 % младших школьников) [5]. В Муниципальном образовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе № 12» г. Вологды учится много детей с нарушениями речи, где к ним предъявляют требования к усвоению программы равные требованиям для детей с нормальным речевым развитием. От уровня овладения чтением зависит успешность усвоения детьми знаний.
В данной работе мы предлагаем вашему вниманию алгоритм работы с текстом, направленный на формирование навыка осмысленного чтения у младших школьников с нарушениями речи.
Смысловая сторона чтения тесно связана с технической стороной, но ряд детей, владея чтением «технически», не могут достигнуть его понимания. Для реализации процесса смыслового восприятия текста особенно важны механизмы догадки и восприятия-сличения-узнавания, рассмотренные в работах Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, И. А. Зимней и др. Важность механизма предвосхищения доказана опытным путём [2, c. 236]. У детей с нарушениями речи нарушен процесс предвосхищения. Активизация данного процесса может значительно улучшить восприятие текста. Важность дотекстовой работы не раз подчёркивалась учителями. По нашим наблюдениям половина школьников не работают с названием текста, значительная часть детей с нарушениями письменной речи не могут найти начало текста, название текста на странице учебника, книги.
Для более глубокого осмысления текста необходимо активизировать перекодирование полученной информации. На работу данного механизма направлены различные задания: работа с иллюстрациями, рисунки по содержанию текста, зарисовывание отдельных слов и мн. др. Последний вид работы особенно полезен для детей с нарушениями речи, у которых отмечается бедный словарный запас. Известно, что понимание текста складывается как из понимания общей мысли, так и из понимания отдельных слов.
Важное значение для успешного чтения имеет правильная организация процесса. Ненаправленность чтения отражается на понимании. Учащиеся оказываются неспособными пересказать содержание прочитанного и излагают материал, нарушая последовательность передачи звеньев , допускают пропуск смысловых звеньев , отсутствие смысловых связок, неоправданный повтор связующих элементов – нарушается программирование текста.
Применение алгоритма позволяет направить чтение. Алгоритм помогает вычленять компоненты текста, делить на операции сложные текстовые умения. Алгоритмы активно используются в практике. [1;3;4].
Для активизации процесса чтения у учащихся с нарушениями речи нами был разработан алгоритм, имеющий зрительную основу.
В данной работе мы вам предлагаем один из вариантов алгоритма «ДОМ»: давай организуем мысли.
Работа по введению алгоритма строится поэтапно, детям сообщается: чтобы понять текст и в дальнейшем его использовать, нужно построить ему крепкий надёжный дом в своих знаниях. Название – это крыша текста, если его пропустить, то важные моменты останутся без внимания. Смысл текста – это фундамент. Само тело текста – это стены дома. На крыше дома есть окна. В окнах мы записываем догадки (первую, вторую). В работе активизируются догадки трёх уровней: антиципация после прочтения названия, после рассмотрения иллюстрация и антиципация после прочтения сильных мест текста (название, начало и конец текста). С момента чтения сильных мест текста начинается второй этап работы.
На первых занятиях работа преимущественно строится со структурой текста и его названием: находим и выделяем название, подсчитывали абзацы, находим первые и последние слова абзацев. Пример задания: каждый абзац текста – это отдельный этаж, на каждом этаже живут свои жители – слова. Найди границы абзацев – этажей и запиши первые и последние слова абзацев.
Затем мы работали над активизацией предвосхищения.
Поработай с названием текста. Выпиши его на Крышу. Предположи, о чём будет данный текст, что именно об этом вы узнаете.
Найдите название текста. Выпишите его на крышу дома.
Догадаетесь, о чём данный текст и что именно вы об этом узнаете. Рассмотрите иллюстрацию. Догадайтесь, о чём данный текст и что именно вы об этом узнаете. Рис. 1
21678904972056629401369695О чём данный текст?
00О чём данный текст?
36347401363980Что именно вы об этом узнаете?
400000Что именно вы об этом узнаете?
3634740792480Что именно вы об этом узнаете?
00Что именно вы об этом узнаете?
615315791845О чём данный текст?
00О чём данный текст?
Рис. 1. Активизация предвосхищения.
Дальше работа велась по содержанию текста и дети «строили стены дома». Мы акцентировали внимание детей на последних предложениях, рекомендовали их анализировать особо внимательно. В заключении детям предлагается ответить на вопрос: что хотел сказать автор в этом тексте, что нового вы узнали? И сравнить свои догадки на этапе крыши и этапе фундамента. Дети, работая по схеме, заносили собранную информацию по тексту на матрицы. А также учились пересказывать текст с опорой на матрицу.
Алгоритмизация процесса чтения позволила повысить уровень сформированности навыка чтения у учащихся с нарушениями речи.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие – 4 - е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 520 с.
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. – Изд. 3 – е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2005.
Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин: монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.