доклад о развитии творческих способностей у детей с ограниченными возможностями


Доклад
«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
педагог дополнительного образования Карпова М.В.
2014 год
Развитие  творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Карпова М.В.
«Творчество - является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» В.В.Давыдов
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей, открывает  каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне.
Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.
Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое  развитие. К ним относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.
Мы говорим, что творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Нельзя не учесть также тот факт, что средства  творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок, именно они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на тонус организма, стимулируют творческую активность.
Социализация ребенка с потребностями  средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлечения и приобщения  ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.
Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими. Но доступность к  творческой деятельности у детей разных категорий не одинакова. Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создать условия для успешной адаптации в обществе.
 Работа на кружке - это труд, а труд оказывает непосредственное влияние на физическое развитие детей. В процессе дополнительного обучения у учащихся улучшается общее физическое развитие, развивается выносливость и работоспособность, совершенствуется двигательная сфера, развивается моторика пальцев.
Творческая деятельность имеет большое воспитательное значение. В процессе подготовки у учащихся формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, что будет иметь особое значение в дальнейшем в установлении взаимоотношений в трудовом коллективе.
В нашей школе созданы условия для того, чтобы учащиеся могли овладеть несложными видами работ. Практика показывает, что учащиеся могут на кружках получать навыки и умения в работе с различным материалом (бисер, рисование, работа с бросовым материалом и т.д.). Эти виды работ доступны только для учащихся с более сохранными познавательными возможностями.
Кроме вышеперечисленных видов творческой деятельности подростки могут обучаться вязанию, макраме, изготовление искусственных деревьев, работе с бумагой, овладевать различными простыми сборочными работами ( например сборка поделки).
В процессе обучения у учащихся формируются навыки выполнения отдельных трудовых действий. В связи с неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью в процессе деятельности каждая операция требует отдельной отработки в ходе выполнения различных упражнений
Детям с ОВЗ трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Целью кружков стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах. В ходе работы педагоги находят способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку. Надо отметить, что кружковая деятельность имеет большие коррекционные возможности: развитие образного мышления, коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков, опыт публичного выступления, умение размышлять. Известно, что дети с особенностями не любят показывать свои работы большому количеству людей, могут неверно истолковать мнение со стороны.
Чтобы детей с ОВЗ научить работать слажено, чувствовать свою потребность нужно чаще приглашать их на открытые мероприятия. Некоторые дети сначала отказываются, но наблюдая за другими, включаются в процесс. После таких мероприятий, дети с ОВЗ становятся смелее, активней, чаще высказывают свои предложения и мысли.
Итогом кружковой работы стали выставки в школе, в районе, в области, а также в Евроконкурсах с участием детей с ОВЗ. Совместная работа детей с особенностями и обычных детей помогает развитию и формированию у детей коммуникации и творческой деятельности.
 
Цель: формирование у детей индивидуальных качеств, исходя из их возможностей.
На данном направлении кружки формируют  умение разрабатывать занятия и подбирать методы и приемы соответствующие  индивидуальным особенностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Наш  опыт подтверждает важность включения ребенка с ОВЗ в творческую деятельность, это способствует социализации и реализации личности. Важно использовать разнообразные формы включения детей с особенностями в творческую деятельность, создавать кружки по разным специализациям для развития творческих способностей детей.
 
 
 
Моя работа развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель работы: формирование у детей индивидуальных качеств, исходя из их возможностей.
Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ имеют важное значение. Так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия.
Работа на кружке - это труд, а труд оказывает непосредственное влияние на физическое развитие детей. В процессе дополнительного обучения у учащихся улучшается общее физическое развитие, развивается выносливость и работоспособность, совершенствуется двигательная сфера, развивается моторика пальцев.
В нашей школе созданы условия для того, чтобы учащиеся могли овладеть несложными видами работ. Практика показывает, что учащиеся могут на кружках получать навыки и умения в работе с различным материалом (бисер, рисование, работа с бросовым материалом и т.д.).
Кроме вышеперечисленных видов творческой деятельности подростки могут обучаться вязанию, макраме, изготовление искусственных деревьев, работе с бумагой, овладевать различными простыми сборочными работами (например, сборка поделки).
Бисероплетение помогает развивать чувствительность пальцев, пальцы становятся более послушными и цепкими, вырабатывать терпение.
Рисование помогает развивать умственную деятельность, фантазию представление, учит передавать черты характера изображаемого. Это показано в рисунках, которые были нарисованы для конкурса. Ребята с удовольствием рисовали портрет Николая Васильевича Гоголя и героя рассказа Тараса Бульбу.
Работа с нетрадиционным материалом так же помогает развитию образного мышления, представление поделки, которую ребёнок хочет сделать.
Пластилинография улучшает моторику пальцев, так как этот вид творчества напрямую зависит от движений и выполнений мазков подушечками пальцев.
В работе были разные случаи. Дети сначала нервничали из – за того, что не получалось, но немного отдохнув начинали снова работать. Такие дети нуждаются в особенном подходе и мы в свою очередь должны быть тоже терпеливы.
Наш  опыт подтверждает важность включения ребенка с ОВЗ в творческую деятельность, это способствует социализации и реализации личности. Важно использовать разнообразные формы включения детей с особенностями в творческую деятельность, создавать кружки по разным специализациям для развития творческих способностей детей.
 
Итогом кружковой работы стали выставки в школе, в районе, в области, а также в Евроконкурсах с участием детей с ОВЗ. Совместная работа детей с особенностями и обычных детей помогает развитию и формированию у детей коммуникации и творческой деятельности.