Урок русского языка по теме Личные местоимения по программе «Школа 21 века».
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Утверждаю: _____________
Директор школы И.Д.Шахова
Урок русского языка
в 3 классе
«Личные местоимения»
Трубинова Людмила Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Кунгурского муниципального района
1 квалификационная категория
2012 год
Тема: Личные местоимения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день!
Сегодня мы проведём урок вместе,
меня зовут Людмила Ивановна
на уроке присутствуют гости, улыбнитесь им!
Присаживайтесь.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
II. Сообщение темы и цели урока.
Мозговой штурм. Классификация.
Имя
существительное
Личные
местоимения
-У вас на партах лежат определения и грамматические признаки разных частей речи.
-Найдите всё, что относится к имени существительному, зачитайте и
прикрепите на доску в I столбик
-В чем сомневаетесь, прикрепите во второй столбик (поправлять порядок карточек)
-Дайте определение имени существительного
-Назовите грамматические признаки имени существительного
-По оставшимся признакам назовите тему нашего урока или
о какой части речи мы сегодня будем говорить?
МЕСТОИМЕНИЯ (открыть на доске)
- Что вы знаете о местоимении?
-Тема нашего урока: МЕСТОИМЕНИЕ, а с какой целью мы сегодня повторили признаки имени существительного?
-На уроке будем сравнивать эти части речи между собой.
-Находить сходство и различия.
2. Определение задач урока
- По ходу урока постараемся выяснить:
Для чего нужны местоимения?
На какие вопросы отвечает?
Выяснить грамматические признаки?
(прикрепить на доску)
Работа со стихотворением.
СЛАЙД
Прочитайте выразительно стихотворение?
Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Все местоимения.
СЛАЙД
- Как вы считаете, что означает слово «личные»?
ЛИЧНЫЕ (перевернуть)
- А как об этом записано в Толковом словаре Ожегова,
прочитает нам .... (читает ученик)
В русском языке несколько групп местоимений.
Данная группа указывает на лицо или на лица, поэтому местоимения называются личными.
Личное – значит принадлежащее лично кому-то.
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.
Откройте тетради и выпишите красиво личные местоимения в тетрадь с красной строки. (Осанка!!!)
Какие местоимения вы выписали?
Допишите личные местоимения через тире
СЛАЙД
- Проверьте, как вы выполнили работу и оцените на полях:
поставьте «+» - если у вас нет ошибок
поставьте «!» - если ошибки были, но вы их исправили
III. Стадия осмысления
1. Работа с текстом.
СЛАЙД
У вас на столах тексты,
найдите в упражнении 1 предложения с повторяющимися словами, запишите их в столбик с маленькой буквы
У школы растут красивые брезы. Брезы широко раскинули свои ветви.
Учник вошел в спортивный зал. Уч...ник поздоровался с друзьями.
Дев...чка ходила в магазин. Девчка купила хлеб.
Ранней весной мы отправились в путшествие. Пут..шествие проходило по городам России.
Зачитайте выписанные слова.
Проверьте, правильно ли вы выписали слова.
Оцените свою работу на полях
Что общего между этими словами? (Словарные, сущест-ые)
Проверьте их правописание по слайду.
Оцените свою работу.
СЛАЙД березы
ученик
девочка
путешествие
На какие две группы можно разбить выписанные слова?
(Кто? Что?)
Напишите напротив каждого слова вопрос, на который отвечает данное слово.
Зачитайте вопросы.
Проверьте работу по слайду.
Оцените свою работу.
СЛАЙД
Каждое существительное замените местоимением и запишите его рядом с вопросом в 3 столбик
березы что? они
ученик кто? он
девочка кто? она
путешествие что? оно
Оцените свою работу, поставьте знаки на полях
Какой вывод можно сделать?
(На какие вопросы отвечают местоимения?
Какую часть речи заменяют местоимения?)
Вывод: Местоимения отвечают на вопросы кто? что? СРАВНИТЬ
Редактирование текста. (Работа в парах)
Вернемся к предыдущему заданию.
Как вы считаете, удачно ли построены пары предложений?
Посоветуйтесь и решите со своим товарищем, что можно изменить. Отредактируйте (замените повторяющиеся слова) текст. Чья пара готова, дайте знак.
Зачитайте полученные предложения.
Где эти знания могут вам пригодиться в жизни?
Для чего существуют местоимения в речи?
Вывод: Употребляются вместо существительных.
(Прикрепить на доску)
Местоимения создают нам речевое удобство, разнообразят речь.
Они – как запасные игроки на футболе.
Я о себе такого мнения
Огромна роль местоимения.
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
ЗВУК Физкультминутка МУЗЫКАЛЬНАЯ
Песня «Я, ты, он, она»
-Назовите местоимения, которые услышали в песне?
Нужно хлопнуть в ладоши, если услышите местоимение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он и я и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Игра «Крестики-нолики»
СЛАЙД
У вас на столах игровое поле. Вы делаете ход по очереди:
Первый вариант - нолики, обводят кружочком местоимения,
Второй вариант - крестики, зачеркивают крестиком предлоги.
Пара, которая выполнит задание, поднимите руки.
Прочитайте местоимения.
СЛАЙД
Оцените свою работу на полях В ТЕТРАДИ
Что общего у этих местоимений? (они все единственного числа)
Каких местоимений не хватает? (вы, мы, они)
СЛАЙД
Что их объединяет? (они все множественного числа)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: У местоимения определяется число.
СРАВНИТЬ
(открыть карточку)
4.Составление таблицы. (Заготовка таблицы на доске)
-На парте карточки с местоимениями.
Выйдет тот, у кого карточка с местоимением, которая указывает на самого себя (Я).
С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (Мы).
Вывод: это личные местоимения 1-го лица. Прикрепите свои карточки в таблицу
(Перевернуть карточки в таблице: ед.ч., мн.ч.,1 лицо.)
Разместите в таблице местоимения 1 лица.
С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (Ты). (выходят)
Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (вы). (выходят)
Вывод: это местоимения 2-го лица. Прикрепите свои карточки в таблицу
(Перевернуть карточку в таблице: 2 лицо.)
Выйдите остальные,
это местоимения – 3 лица (оно, он, она, они)
Вывод: это местоимения 3-го лица. Прикрепите свои карточки в таблицу
(Перевернуть карточку в таблице: 3 лицо.)
Сделайте ВЫВОД: у местоимений определяется лицо
(открыть карточку) СРАВНИТЬ
-У каких местоимений можно определять род?
СРАВНИТЬ
Вывод: Определяется род только у местоимений 3 лица ед.числа.
( Давайте сравним нашу таблицу с таблицей в учебнике, откройте с. 58 упр.122
Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"
Пользуясь таблицей в учебнике, выполните упражнение 2
На работу 2 минуты
Когда (2 л., мн.ч.) _____ приедете?
(1 л., ед.ч) _____ нарисую елочку.
Почему (3 л., мн.ч) _____ улетают?
Куда (2 л., ед.ч.) _____ идешь?
Завтра (1 л., мн.ч) _____ пойдем в кино.
Какую задачу (3 л., ед.ч, м.р.) _____ решает?
СЛАЙД Поменяйтесь работами, оцените работу соседа.
III Рефлексия
1. Игра «Найди в словах местоимения»
Какие местоимения спрятались в предложении?
Яблоки вымыты для Сони.
2. Домашнее задание
Дома выписать из орфографического словаря словарные слова, в которых спрятались местоимения.
-На все ли вопросы мы получили ответы?
Аукцион
А теперь - аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше знает,
Награду получает.
-На продажу выставлена поистине полезная вещь. А купить ее может любой из вас в обмен на знания.
- Кто последний держит слово, тот и покупает.
Выставить накрытую вазу с яблоками.
-Торг начинается! Удар молотком.
Открываются яблоки.
- Вы в течении урока оценивали себя, посчитайте плюсики и прикрепите смайлик на ступеньку знаний, а за работу возьмите полезную вещь
Пока испытываю трудности
Хорошо, но могу лучше
Отлично, хочу знать больше