Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как часть адаптированной общеобразовательной программы.
Тема: Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как часть адаптированной общеобразовательной программы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №22 имени Н.А.Острякова".
Трубарова Алла Михайловна
Социальный педагог,
преподаватель психологии
г. Севастополь
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе7
Глава II Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП, как часть адаптированной общеобразовательной программы.
2.1. Психофизическое развитие детей с ДЦП.11
2.2. Особенности организация сопровождения ребенка с ДЦП..13
2.3. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП...15
Список использованной литературы.23
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение А Индивидуальная образовательная программа..24
Приложение Б Рекомендации для учителей по психолого-медико-педагогическому сопровождению24
ВВЕДЕНИЕ
Одна из приоритетных целей социальной политики России модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.
Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования. Демократические преобразования, активно развивающиеся в российском обществе, привели к серьезным изменениям и в системе образования. Эти преобразования коснулись как организационной, так и содержательной его стороны.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, на начало 2013–2014 учебного года в образовательных организациях Российской Федерации обучается 467 176 детей с ОВЗ, из них только 210 194 детей обучаются в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ. Большая часть детей получают образование в коррекционных классах при общеобразовательных организациях и в общеобразовательных классах.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.
В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ. Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество [11].
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утв. 04.02.2010 г., Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [10].
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. №2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в том числе, программу коррекционной работы). Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы [12].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(№273-ФЗ от 29.12.2012г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В части 6 ст. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначается, что «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования». Тем самым закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование [13].
В настоящее время данный пункт Закона реализуется подготовкой нормативных документов, определяющих специальные требования к разработке образовательных программ для обучающихся с ОВЗ. На сегодняшний день ведущими специалистами в области специального образования разработан проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ОВЗ всех категорий. Цель стандартов определить необходимые условия получения образования для детей с ОВЗ; представить примерные образовательные программы, адаптированные для различных категорий обучающихся; обозначить требования к результатам освоения программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования.
В ст. 2 Закона об образовании и в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ дается определение понятия «адаптированная образовательная программа». Это «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».
Таким образом, Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и проекты ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задают целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированных образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, обеспечения оптимальных условий для социализации обучающихся с ОВЗ.
Актуальность данной работы заключается в том, что настоящая программа психолого- педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», инструктивным письмом Министерства образования РФ №27/2967-6 от 14.07.2003г. «О психолого-медико-педагогической комиссии».
Цель: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося, его социальную
Задачи:
- своевременное выявление индивидуальных трудностей адаптации ребенка, обусловленных его ограниченными возможностями здоровья;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- организовать дополнительное образование обучающейся (курс «Слушание музыки»).
Предполагаемый результат: В процессе реализации индивидуальной программы сопровождения разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «сопровождение» в исследованиях определяется разносторонне: во-первых, как особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений (Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова); во-вторых, как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога (Э. Ф. Зеер); в-третьих, как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова); в-четвёртых, как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова); в-пятых, как системная интегративная «технология» социально-психологической помощи личности (Н. Осухова); в-шестых, как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына); в-седьмых, комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого (Л. М. Шипицына) [5].
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития), 2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
ГЛАВА II Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП, как часть адаптированной общеобразовательной программы.
2.1. Психофизическое развитие детей с ДЦП
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др.) [8].
Внешний вид и поведение определяются формой нарушения и его тяжестью. Чаще всего, при негрубых формах спастической диплегии, или гемипарезе когда ребенок, как правило, передвигается сам, может себя обслуживать, поведение достаточно адекватно ситуации, хотя, порой, ребенок недостаточно критичен к ситуации в целом и его поведение может быть схоже с поведением ребенка более младшего возраста. В случае других форм ДЦП поведение может быть достаточно специфичным, вплоть до значительной неадекватности.
Темповые характеристики деятельности у всех детей с ДЦП значительно снижены. Порой, очень значительно и это не всегда связано с собственно двигательными нарушениями. Выражено замедлен и темп мышления, темп речи, скорость реагирования и т.п.
Работоспособность как физическая, так и умственная в подавляющем большинстве случаев значительно снижена.
Характер деятельности, ее целенаправленность и произвольная регуляция психических функций у детей с ДЦП, как правило, страдает достаточно выражено. Это объясняется системным ранним поражением ЦНС.
Адекватность и критичность ребенка в большой степени зависит от формы и тяжести проявлений, как впрочем, и особенности обучаемости. При тетраплегиях, и выраженных гиперкинетических формах ДЦП специалистам часто в процессе однократного взаимодействия с ребенком невозможно оценить этот параметр.
Обучаемость ребенка, как правило, страдает, в том числе, за счет специфики развития восприятия, памяти, внимания, но может быть вполне удовлетворительной на бытовом уровне.
Познавательная деятельность. Патологическую основу дефицитов познавательной деятельности у детей с ДЦП «составляет парциальная системная ретардация и патологическая гетерохрония развития мозга в целом в сочетании с различными неврологическими и психопатологическими синдромами, обусловленными ранним органическим поражением ЦНС» (Специальная психология, 2001). При этом на развитие познавательной деятельности оказывают влияние и особенности восприятия.
Внимание легко привлекается, но оно часто неустойчиво, ребенок для поддержания внимания нуждается в помощи взрослого, выражены трудности распределения внимания и его устойчивости, часто значительно затруднено переключение внимания, ребенок инертен.
Темп проявления того, что мы называем мышлением выражено замедлен, что на бытовом уровне не вполне удовлетворяет задачам адаптации в детской среде. Мыслительная деятельность инертна, значительно замедленна, тугоподвижна и страдает в различных ее звеньях – в аналитическом, синтетическом звене, звене обобщения материала, его логического анализа и т.п. Мышление на бытовом уровне тяготеет к простому, конкретно-ситуативному [5].
Особенности развития речи - чаще всего у ребенка имеют место различной степени выраженности нарушения звукопроизношения, темпа, плавности и интонационно-просодических характеристик речи. Темп речи, как и других видов деятельности, значительно замедлен. Особенности речевого развития заключаются не только в том, что оно задерживается по срокам и темпам, но и его качеству.
Особенности эмоционально-личностного развития. Дети, как правило, имеют самые разнообразные эмоциональные особенности, но проявляют их как дети более младшего возраста. Дистанцию в общении в целом часто не удерживают но, могут быть недостаточно критичны, навязчивы, не удерживают границ общения.
Безусловно, что дети с ДЦП нуждаются в индивидуализации учебного плана.
2.2. Особенности организация сопровождения ребенка с ДЦП
Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском
церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности [4].
Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще
сочетанные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.
Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно- воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа социально- психологического сопровождения образовательного процесса детей с церебральным параличом. С учетом полученных результатов психолого- педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут,
разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их
реализации [5].
Модель социально-психологического сопровождения детей с церебральным параличом имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, иногда дисгармоничными отношениями с родителями.
Организация и содержание процесса сопровождения исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и психолога к ребенку. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели [3].
Таким образом, главная задача сопровождения ребенка с церебральным параличом – помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции [6].
При составлении индивидуальны программ специалисты опираются на ряд принципов: принцип генетического хода основных линии развития ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи, деятельностного подхода к развитию личности, коррекционной направленности воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала. В ходе проведения коррекционно-педагогических занятии индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка конкретизируется и дополняется в соответствии c динамикой его развития, а также с учетом повышения педагогической компетентности родителей [7].
2.3. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ДЦП.
Индивидуальная образовательная программа
Наименование учреждения: Севастопольская общеобразовательная I – III ступеней школа № 23 им. Б.А. Кучера
Назначение программы: Психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающего с ограниченными возможностями здоровья
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Адресность программы: Валерия К., 6,7 лет, учащаяся 1 класса ОШ №23 г.СевастополяПояснительная записка : индивидуальная программа направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
(данные по заключению ПМПК на 1.09.1014г.)
Диагноз: G80.1 (Спастическая диплегия)
Семья полная, социальное окружение гармоничное, интересы разнонаправленные познавательные.
У ребёнка наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков.При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы. В целом ребёнок старательный и ответственный. Старается всё сделать самостоятельно. Общителена, охотно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
Основной целью сопровождения является социальная адаптация ребенка, овладение общеобразовательной программой, развитие и совершенствование навыков общения, навыков самообслуживания, индивидуальная коррекция звукопроизношения, развитие моторики, развитие речи (речевого внимания, фонетического слуха, развитие словарного запаса) и не речевых процессов памяти внимания и мышления. Профилактика и коррекция дисграфии.
Ожидание родителей: Социальная адаптация, общение со сверстниками, овладение общеобразовательной программой, коррекция звукопроизношения, развитие моторики и речи (устной и письменной).
Программа построена с учётом общеобразовательной программы 1 класса, с учётом особенностей ребёнка и пожеланий родителей.
Программа рассчитана на год индивидуальных занятий 3 раза в неделю по 1 часу.
Участие социального педагога в разработке программы и ее реализации обусловлено задачами программы «Доступная среда», согласно которым важным фактором является социализация детей с ОВЗ, социальная помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ.
Социальный педагог:
- согласовывает социально-педагогическую работу с учащимся с его классным руководителем;
- занимается коррекционно-развивающей деятельностью;
-оказывает помощь в сборе документов при взаимодействии с учреждениями и организациями города и района.
Цель программы: создание условий, способствующих социальной адаптации ребенка, его эмоциональному благополучию; оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Задачи программы:
- выявить область оказания социальной помощи семье ребенка с ОВЗ;
-выявить личностные особенности ребенка (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
-изучить теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- оказать методическую помощь педагогам, работающим с учащимся с ОВЗ;
- совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения не только ребенка с ОВЗ, но и учащихся класса (школы);
- развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
-обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
- социальная адаптация ребенка;
-создание благоприятной среды для его развития;
- эффективная помощь педагогам, классному руководителю при работе с детьми с ОВЗ;
-реализация родителями знаний о социально-психолого-педагогическом развития и воспитания ребенка с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и семьи;
- реализация различных видов социальной помощи, предусмотренной законодательством РФ.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученицы, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности. Программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Условия реализации программы:
- Ключевые позиции в реализации программы принадлежат педагогу - психологу, логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы.
- Обязательным является участие родителей.
- Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
- Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)
Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.
- Мини-педсовет (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк
- Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики
Способы изучения результативности программы.
- Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
- Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)
- Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка
- Самоанализ
- Адаптация ребенка в социуме.
Содержание программы
Структура программы:
1.Образовательный блок.
2. Психологический блок
3.Социальный блок
4.Логопедический блок
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК. ( Приложение Б)
Учебный план. Начальное общее образование
Математика
2ч
Русский язык
2ч
Литературное чтение
2ч
Психолого-логопедические занятия
2ч
Итого
8ч
Дополнительное образование: Слушание музыки 2ч
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.
Диагностическое направление деятельности
1.Исследование семьи для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.
2.Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.
3.Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
Учебно воспитательное направление деятельности
1.Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка
2.Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.
3.Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
4.Содействие в социальной адаптации учащийся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).
5. Методическая помощь преподавателям, работающих с учащимся с ОВЗ.
Консультационное направление деятельности
1.Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций.
Социально – правовое направление деятельности
1.Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.
2. Оказание социальной помощи, предусмотренной законодательством РФ семье ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе реализации индивидуальной образовательной программы (ПРИЛОЖЕНИЕ А) решаются задачи восполнения пробелов в развитии ребенка, расширение его кругозора, социальная адаптация, включенность в жизнь класса и школы, обогащение чувственного опыта, формирование интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребёнка материале, обогащение словаря, что в совокупности с лечебно-оздоровительными мероприятиями и коррекционными занятиями позволяет достичь положительной динамики в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.
Важным моментом является включение родителей в социально-педагогический процесс реабилитации ребенка с ДЦП, делая их участниками его направленного развития и воспитания.. Задача решается с учетом особенностей конкретной семьи и их ребенка. Эта деятельность осуществляется на основе специальной программы социально-педагогической работы с родителями. Ее реализация во многом определяет степень педагогически целесообразного участия родителей в реабилитационном процессе.
Профессиональное отношение к такой проблеме помогает выявить социально-педагогические особенности семьи и способствует педагогически грамотному использованию богатого потенциала семьи в реабилитации ребенка. Это в значительной степени уменьшит количество вопросов и «безвыходных ситуаций», появляющихся у членов семьи по отношению к ребенку, сделает их действенными соучастниками реабилитационного процесса.
Программа социально-педагогической подготовки родителей с учетом особенностей ребенка, страдающего ДЦП, служит пособием, систематизирующим процесс реабилитации. Она определяет план действий социального педагога и содержит конкретные методические рекомендации, направленные на обеспечение успешной реабилитации ребенка (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Проблемы социально-педагогической подготовки родителей для реабилитационной работы с ребенком, а определяет наиболее существенные направления ее решения.
Особенности развития личности ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но от того, какие задачи будут реализовываться социально-психолого-педагогической программой. Одной из ключевых фигур программы является учитель, работающий с учащимся с ОВР.
Учителю необходимо знание особенностей психофизиологического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом.
До начала обучения необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует.
Учитель выясняет положительные черты характера на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога. Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями.
Перед приходом ребёнка с ДЦП в массовый класс, необходима предварительная работа с детским коллективом этого класса.
Необходимо учитывать, что акт письма формируется крайне медленно.
Учитель должен посадить учащегося с ДЦП на тот ряд и на ту парту, которые позволят ученику свободно стоять или выходить из-за парты; пространства на столе должно быть достаточно для манипуляции учебными принадлежностями.
Понаблюдав, учитель должен понять, в какой позе ученику легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать: сидя или стоя.
Необходимо рационально определить дозировки письменных и контрольных работ (индивидуальный подбор объёма и способа выполнения заданий). Необходимо варьировать формы выполнения письменных заданий.
Если ребёнок не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно.
При обучении чтению рекомендуется использовать специальные закладки. При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать речевые особенности.
При оценке результатов письменных работ и при оценке знаний также следует учитывать особенности.
Активно поддерживать родителей учащегося с ОВЗ при участии в жизни класса школы. Оказывать педагогическую помощь родителям ребенка в учебном процессе.
На основании изученного материала целесообразны рекомендации социального педагога для учителей, работающих с учащимися с ОВЗ (ПРИЛОЖЕНИЕ Б);
Социально-педагогическая адаптация представляет собой комплекс мероприятий направленных на развитие личности учащихся. В процессе специальных мероприятий, учащиеся приобретают навыки необходимые им для вступления в общество как равноправных его участников.
Предлагаемая нами программа позволит в полной мере реализовать поставленные цели и задачи по успешной реализации Государственной программы «Доступная среда » в ОШ №23 г. Севастополя.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Памятка для родителей
-Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
-Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
-Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
-Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
-Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
-Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
-Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
-Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
-Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
-Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
-Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
-Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
-Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
-Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
-Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
Американский Центр раннего вмешательства - родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:
13PAGE \* MERGEFORMAT142315
15