Элективный курс предпрофильной подготовки Ау, предки. Опыт написания родословной.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа №1
Структурное подразделение Борисовская ООШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя Кальяновой Татьяны Николаевны, высшей квалификационной категории
(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)
предмет элективный курс «Ау, предки. Опыт составления родословной»
образовательная область Обществознание
класс (8+9)
учебный год 2014-2015
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Ау, предки. Опыт составления родословной».
Рабочая программа элективного курса «Ау, предки. Опыт составления родословной» составлена на основе авторской адаптационной педагогической разработки элективного курса «Ау, предки. Опыт составления родословной», утвержденной решением МЭС управления образования администрации Тайшетского района (протокол №30 от 08.06.2010г.). Автор Кальянова Т.Н.- учитель истории и обществознания МКОУ Квитокская СОШ структурное подразделение Борисовская ООШБорисовская ООШ.
Структура программы.
Данная программа включает в себя следующие элементы: титульный лист, пояснительную записку, содержание разделов и тем учебного курса, календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся, учебно-методическое обеспечение.
Общие цели изучения элективного курса «Ау, предки. Опыт составления родословной»
Основной целью курса является:
- развитие личности гражданина, способного строить счастливую жизнь;
- систематизация знаний по истории своей семьи;
- исследовательская деятельность по сбору, анализу, обработке собранного материала, подготовка материалов для выступления на краеведческих конференциях;
- расширение кругозора, развитие коммуникабельности, умения общаться;
- нравственное воспитание (ребенок имеет возможность больше узнать об истории своей семьи, понять, что ему тоже есть чем гордиться, что в его роду были интересные люди);
- сближение родителей и детей (составление родословных помогает лучше понять друг друга; оформленные родословные остаются в семьях и становятся основой для продолжения работы над историей рода).
К дидактическим возможностям курса относится формирование следующих учебных навыков и умений, необходимых для успешного учения и самообразования:
- навыков устного выступления и связанных с ним умений аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию;
- умения самостоятельно выделять в теме дискуссионные вопросы, ставить их на обсуждение;
- умения оценить свой вклад и вклад товарищей в общую работу в коллективе;
- умения работать с документами, нормативно-правовыми актами;
- умения систематизировать знания
Основное значение в предложенном курсе имеют активные формы учебной работы: деловые игры, ситуационные методики, работа в группах.
Общая характеристика элективного курса «Ау, предки. Опыт составления родословной»
В последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями.
Реализовать такое направление краеведения, как изучение истории своей семьи, поможет предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки учащихся.
Место предмета в учебном плане.
Учебный план образовательного учреждения отводит по 3,5 часа в 8 и 9 классах для обеспечения реализации заказа и спроса на образовательные услуги за счет часов компонента образовательного учреждения. Из них — 0,5 часа (17 часов) на ведение элективного курса «Ау, предки. Опыт составления родословной» в 8 и 9 классах, которые объединены в один класс - комплект ввиду низкой наполняемости классов при проведении учебных курсов школьного компонента. Элективный курс «Ау, предки. Опыт составления родословной» относится к образовательной области «Обществознание». Программа рассчитана на одно полугодие - 17 занятий, из расчета 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Элективный курс «Ау, предки. Опыт составления родословной» представляет подростку возможность изучить историю своей семьи, помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями, конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять процессы, происходящие в современном мире, воспитывает чувство гордости за своих предков. Таким образом, данный курс имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, что обеспечивает условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Требования к уровню подготовки учащихся
После обучения по программе элективного курса ученик должен -
знать: правила составления родословной; методику сбора информации из разных источников; правила оформления материалов по истории рода;
уметь: вести работу по сбору новой информации; работать с краеведческой литературой, материалами периодической печати; представлять результаты работы в виде небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на школьной конференции; заполнять генеалогические карточки; составлять генеалогическое древо.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для :- успешного выполнения типичных социальных ролей;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- решения практических жизненных задач
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и закона;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с различными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Содержание разделов и тем учебного курса
Краткое содержание программы.
Тема 1. Что изучает наука генеалогия? Почему важно знать свои корни? (2ч.)
Генеалогия как одна из вспомогательных исторических дисциплин. Примеры истории родов. Что мы знаем об истории своей семьи. Анкетирование. Задачи изучения курса.
Тема 2. Правила составления генеалогического древа.(2ч)
Работа по составлению древа. Семейный архив. Способы сбора информации.
Тема 3. История происхождения имен и фамилий.(2ч)
Что говорят наши фамилии? Причины выбора вашего имени, Наиболее часто встречающиеся имена в роду. Что означает ваше имя
Тема 4. Виды и степени родства.(2ч)
Виды и степени родства. Понятие кровного родства и свойства. Восходящая и нисходящая степени родства.
Тема 5. География моего рода.(2ч)
Места, связанные с историей рода, их краткая характеристика.
Тема 6. Работа с генеалогическими карточками.(3ч)
Сбор сведений о близких родственниках
Тема 7. Работа с документами и фотоматериалами.(1)
Изучение документальных источников по истории семьи
Тема 8-9. Оформление материалов.(2ч)
Правила систематизации и оформления материалов по истории семьи
Тема10. Представление работ «Моя родословная».(1ч)
Отбор наиболее интересных фактов из истории рода.
Особенности организации учебной деятельности
'
На каком содержательном материале строится элективный курс?
Опора на материал отечественной истории и краеведческий материал, поскольку при изучении курса истории России на протяжении 6-8 кл. постоянно упоминается семья, приводятся сведения из истории известных семей России
Чем содержание электива качественно отличается от базового курса истории России?
В базовом курсе проблема истории семьи как отдельный вопрос не рассматривается, имеются разрозненные сведения. История своей семьи как отражение отечественной истории будет интересна детям
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен электив?
В школьной библиотеке есть подшивки газеты «Бирюсинская новь», журналы «Родничок»,учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области «История Земли Иркутской», брошюра «Тайшет – город, рожденный Транссибом». Разработаны образцы составления генеалогического древа и генеалогических карточек. Имеются образцы ранее выполненных работ «Моя родословная»
Какие виды деятельности возможны?
- Интервью с представителями рода с целью сбора информации;
-составление генеалогического древа;
- заполнение генеалогических карточек;
- работа с литературой, поиск необходимой информации;
- составление биографий родственников;
- устные сообщения по отдельным вопросам ( например, «Моя семья в годы Великой Отечественной войны);
- написание исследовательской работы «Моя родословная» по собранным материалам;
- составление карт «География моего рода»;
- составление синхронистических таблиц по истории рода;
- работа с фотографиями и документами
Какие виды работ могут выполнить учащиеся?
Оформление материалов «Моя родословная», где будут представлены перечисленные выше виды деятельности
Какова роль самостоятельной работы ученика?
Она достаточно велика и проявляется:
- в самостоятельном (или с помощью родителей / сборе данных для составления генеалогического древа;
- при работе над заполнением генеалогических карточек;
- при выборе литературы в процессе поиска информации о своем имени;
- при сборе информации о каждом из близких родственников;
- при оформлении работы, отборе фотоматериалов и документов
Каковы критерии успешности?
Выполнение работы «Моя родословная» в предложенной форме с соблюдением стандартных требований к оформлению. Учитываются качество, проявление творчества при оформлении, защита на итоговом занятии.
Как в процессе работы поддерживается обратная связь?
Анкетирование учеников на первом и последнем занятии; анкетирование родителей; собеседование после выполнения каждого вида обязательных работ
Какова форма итоговой отчетности?
Оформленная работа «Моя родословная», выступление со своей работой на итоговом занятии. Лучшие работы могут быть представлены на школьной научно-практической конференции по краеведению.
Календарно- тематическое планирование
№п/пТема занятия
Содержание
Виды выполненных работ
Всего часов Дата проведения проведенияПо плану По факту
1-2 Что изучает наука генеалогия? Почему важно знать свои корни?
Генеалогия как одна из вспомогательных исторических дисциплин. Примеры истории родов. Что мы знаем об истории своей семьи? Анкетирование. Задачи изучения курса
Ответы на вопросы анкеты
2ч. 06.09
13.09 3-4 Правила составления генеалогического древа
Работа по составлению древа. Семейный архив. Способы поиска информации
Составление генеалогического древа своей семьи
2ч. 20.09
27.09 5-6 История происхождения имен и фамилий
Что говорят наши фамилии? Причины выбора вашего имени. Наиболее часто встречающиеся имена в роду. Что означает ваше имя?
Объяснение вариантов происхождения своей фамилии. Выбор имени, его значение и характеристика. Легенды рода
2ч. 04.10
11.10 7-8 Виды и степени родства
Виды и степени родства. Понятие кровного родства и свойства. Восходящая и нисходящая степени родства
Сбор фотоматериалов и документов по истории семьи
2ч. 18.10
25.10 9-10 География моего рода
Места, связанные с историей рода, их краткая характеристика
Составление карты «География моего рода»
2ч 01.11
15.11 11-13 Работа с генеалогическими карточками
Сбор сведений о близких родственниках
Заполнение генеалогических карточек
3ч. 22.11
29.11
06.12 14 Работа с документами и фотоматериалами
Изучение документальных источников по истории семьи. Работа с фотоматериалами
Дополнение полученной информации
1ч. 13.12 15-16 Оформление материалов.
Правила систематизации и оформления материалов по истории семьи
Оформление работы «Моя родословная». Индивидуальная работа под руководством учителя
2ч. 20.12
27.12 17 Представление работ «Моя родословная»
Отбор наиболее интересных фактов из истории рода
Выступление на основе собранных материалов «Из истории моей семьи»
1ч 17.01 Учебно- методическое обеспечение
Бычкова М.Е., Куза Л. Древо рода. Если вы решили найти своих предков // Родина. 1991. № 2, 5.
Дулов А.В. Памятники истории и культуры Приангарья.Иркутск, 1990г.Восточно-Сибирское книжное издательство.
Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области «История Земли Иркутской», Иркутск, Иркутское книжное издательство «Символ», 2002г.
Мартышин В.С. Древо рода // Любители природы. Рыбинск, 1998.
Мартышин В.С. Твоя родословная. М., 2000 (Библиотека журнала «Воспитание школьников». 2000. № 12).
Мартышин В.С. Уроки добротолюбия. Древо жизни // Воспитание школьников. 1998. № 5.
Можаров Н.Д. Как составить свою родословную // Воспитание школьников. 1992. № 5, 6.
Никонов В.А. География фамилий. М., 1988.
Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. Пермь, 1992.
СавеловЛ.М. Лекции по генеалогии. М., 1994.
Е.С.Селезнев, Т.А.Селезнева «Тайшет – город, рожденный Транссибом»,Тайшет, 1996г..