Проект по организации инклюзивного образовательного пространства для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ Нижнекарачанской СОШ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Беликова Надежда Михайловна
(МКОУ Нижнекарачанская СОШ
Грибановский муниципальный район, Воронежская область)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Проект по организации инклюзивного образовательного пространства для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ Нижнекарачанской СОШ.
по программе повышения квалификации для руководителей в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»








2015 год

Содержание

Введение.3

Глава 1.
Дети с ограниченными возможностями здоровья как адресаты инклюзивного образования.6

Глава 2.
Практические аспекты деятельности МКОУ Нижнекарачанской СОШ в организации инклюзивного образовательного пространства для ребенка с ОВЗ.14

Заключение...21

Литература...24













Введение

Понятие «образование» Международной комиссией по образованию во главе с Ж.Делором рассматривается следующим образом: «Образование должно состоять из четырёх основополагающих элементов, которые на протяжении всей жизни будут для каждого человека столпами знаний: научиться познавать, то есть приобрести необходимый инструмент для понимания вещей; научиться воздействовать на окружающую среду; научиться совместно жить, чтобы принимать участие во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми; наконец, научиться жить - умение, которое вытекает из трёх предыдущих.»
МКОУ Нижнекарачанская СОШ находится в селе Нижний Карачан Грибановского муниципального района Воронежской области.  В муниципальной системе образования в 2014-2015 учебном году было 196 обучающихся, из них с ограниченными возможностями здоровья 11 обучающихся, что составляет 5.61 % от всех школьников.  Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники 13LINK \t "_blank"14должны обеспечить инклюзивное образование15 на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Для нашей страны инклюзивное образование во многом новая педагогическая практика, и  различные общественные и государственные органы пытаются разобраться в различных аспектах этой необычной для нашей педагогики формы работы. Как и всё новое, инклюзивное образование встречает очень разное отношение и понимание.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
В Воронежской области система специальных коррекционных образовательных учреждений и интернатов достаточно развита, ближайшие специализированные учреждения находятся в 30 километрах от села Нижний Карачан в городе Борисоглебске.  Не все родители готовы сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший.    Обучаться далеко от дома по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Тем более это трудно психологически для детей с ограниченными физическими возможностями.
Поэтому мы создали программу по организации инклюзивного образовательного пространства в МКОУ Нижнекарачанской СОШ.
Цель программы:
Формирование модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающую условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего особые образовательные потребности.
Задачи:
Создать нормативно-правовые, кадровые, программно-методические, материально-технические условия, необходимые для реализации проекта.
Создать доступную образовательную среду для КАЖДОГО ребенка.
Сформировать социально-психологическую культуру, толерантное сознание всех участников образовательного процесса.
Совершенствовать условия, обеспечивающие развитие здоровьесберегающей среды, способствующие качественному образованию и социализации учащихся в обществе.
Предоставить условия для самоутверждения ребенка в значимых сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
Такая постановка задач влечет за собой необходимость структурнофункциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы школы.













Глава 1.
Дети с ограниченными возможностями здоровья как адресаты инклюзивного образования

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция. Часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства - специальных (коррекционных) школ - в общеобразовательное пространство массовой школы. Основная причина -общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.
В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента - детям с ОВЗ.
Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С.Выготского). Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека.
В то же время обычный взрослый носитель культуры, как правило , не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения в среде сверстников, в социуме, в мире культуры.
В силу этого дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические - особые - потребности обучения.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как- то:
начать специальное - коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ , обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности инклюзивного обучения.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативноправового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства.
Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативноправовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ - как федерального, так и регионального уровня. В настоящий момент приняты следующие нормативные документы:
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2014 № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью»
Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов«
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2015 год, утвержденный Заместителем Председателя Правительства РФ О. Голодец 22.04.2015
Приказ от 04 сентября 2014 года № 993 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
Приказ от 04 сентября 2014 года № 994 «Об обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и учебными пособиями, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков»
Межведомственный комплексный план на 2014-2017 годы по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 30.10.2015.
Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации.
Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебновоспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.
Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.
Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.
Основные принципы инклюзивного образования:
по отношению к ребенку с ОВЗ - учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ - учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
по отношению к педагогу - учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебновоспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
по отношению к системе образования в целом: оптимизация ресурсов системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса, например:
Знания о языке - речевая практика и речевое творчество;
Знание математики - практика применения математических знаний и математическое творчество;
Естествознание - практическое взаимодействие с окружающим миром;
Знания о человеке - практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением;
Знания в области искусств - практика художественного ремесла и художественного творчества;
Обществознание - практика жизни в социуме
В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов - академического и жизненной компетенции - отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться лишь непосредственно «здесь и сейчас». В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из содержательных областей образования необходимо применять логику сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение «ведет» за собой развитие.







Глава 2.
Практические аспекты деятельности МКОУ Нижнекарачанской СОШ в организации инклюзивного образовательного пространства для ребенка с ОВЗ.

МКОУ Нижнекарачанская СОШ располагается в центре села, хорошо озеленена, имеет сад, рядом находится парк, что позволяет организовать прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, игры. На базе учебного заведения имеется лыжная база.
Здание школы имеет два этажа, 16 учебных кабинетов, спортивный зал, библиотеку, кабинет дистанционного обучения, столовую, два компьютерных класса, музей. Школа предлагает услуги дополнительного образования (кружки, секции).
Педагогический коллектив школы – 21 человек, из них имеют высшую категорию - 5, первую - 16. В школе успешно осуществляется психолого-педагогическое и социальное сопровождения детей. В штате учебного заведения: психолог, социальный педагог.
В рамках реализации проекта предполагается максимально задействовать все имеющиеся ресурсы.
Из общего количества обучающихся МКОУ Нижнекарачанская СОШ (186 человек) - 11 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 5,918%.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Мониторинг наличия в МКОУ Нижнекарачанской СОШ детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Исследуемый период, гг
Всего детей с ОВЗ
Из детей с ОВЗ
Из детей с ОВЗ



Школьного возраста
Дошкольного возраста
Имеют инвалидность
Неслышащих детей
Слабослышащих детей
Незрячих детей
Слабовидящих детей
Детей с тяжелыми нарушениями речи
Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Детей с задержкой психического развития
Умственно-отсталых детей
Детей с другими различными отклонениями в развитии




Всего
Идут в 1 класс












2015-2016
11
11
---
1
6
--
--
--
1
---
1
9
---
2

2016-2017
9

9
1
---
6
--
--
--
1
---
---
7
---
2

2017-2018
9

9
---
---
6
--
--
--
1
---
---
7
---
2



Основываясь на внешние и внутренние факторы, с учетом потребностей школы и социума выделены следующие направления в рамках реализации проекта инклюзивного обучения.
1.Устранение барьеров архитектурной и физической недоступности.
Архитектурная недоступность здания школы может быть решающей в отказе выбора учебного образовательного учреждения детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата. На данный момент, таких детей, проживающих в районе нашей школы- нет. Опираясь на статистические данные и программу дальнейшего внедрения модели инклюзивного образования, в школе предполагается провести частичную реконструкцию здания.
Для устранения барьеров архитектурной и физической недоступности в МКОУ Нижнекарачанская СОШ необходимо:
Оборудовать пандусами вход в школу и на первый этаж.
Установить специальный подъемник с первого по второй этаж для детей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски. Таким образом, эта категория детей сможет свободно перемещаться по всему зданию школы.
Оборудовать уборные комнаты для детей с ДЦП.
Приобрести специальные парты.
Кабинеты социального педагога и психолога оснастить необходимыми пособиями для работы.
Обеспечить родителей, сопровождающих своих детей по школе, местами отдыха.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья переоборудовать кабинет ЛФК.
Для реконструкции здания школы необходимые серьезные инвестиции, своими силами образовательное учреждение осуществить не сможет. Потому для реализации данного направления предполагается привлечение следующих источников финансирования: субвенции, местный бюджет, спонсоры.
2.Создание образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Инклюзивное обучение. Личностно ориентированное образование для всех, снижающее порог доступности, образовательных целей, энергетические затраты обучаемых на адаптацию к инклюзивной системе образования.
9 обучающихся с ОВЗ МКОУ Нижнекарачанская СОШ обучаются в общеобразовательных классах. Именно на этих детей мы ориентируемся, разрабатывая программу инклюзивного образования.
Разработка и реализация коррекционно-развивающих, индивидуальных образовательных программ обучения детей с ОВЗ.
Создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Привлечение родителей к реализации индивидуальных образовательных программ.
Корректировка системы воспитательной работы с учетом принципов инклюзивного образования.
Дистанционное обучение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения есть необходимое мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера, ауди и видео аппаратура, проекторы и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
В школе имеется кабинет дистанционного обучения. Курсы повышения квалификации по использованию ИКТ в работе учителя-предметника прошли все преподаватели школы. Педагоги постоянно используют ИКТ в своей деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги имеют базовую подготовку, необходимую для работы в системе дистанционного обучения и могут оказывать образовательные услуги обучающимся района в соответствии с их потребностями.
Заключён договор о совместной деятельности по организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий с Государственное образовательное бюджетное учреждение Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (далее по тексту ГОБУ ВО «ЦЛПДО»), в лице директора Аверченко Людмилы Викторовны. Предметом договора является совместная деятельность сторон, в рамках сетевого взаимодействия ГОБУ ВО «ЦЛПДО», Школы и родителей (законных представителей), направленная на создание условий для получения образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, коррекции нарушений развития и социальной адаптации ребёнка, который по состоянию здоровья временно или постоянно не имеет возможности посещать Школу и нуждается в организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (далее по тексту - ДОТ) по образовательным программам общего образования.
Индивидуальное обучение. Форма обучения детей с ОВЗ, при которой занятия проводятся в формате «учитель-ученик» на базе общеобразовательного учреждения.
4) Обучение на дому. Вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
На данный момент на индивидуальном обучении находятся 1 человек, на домашнем обучении – 2 человека. Полностью исключить данные формы обучения из практики общеобразовательного учреждения не предоставляется возможным по ряду объективных причин (рекомендации специалистов, желание родителей и др.) Задача школы создать такую образовательную среду, чтобы число детей, находящихся на индивидуальном обучении, не увеличивалось.

3.Обеспечение психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
№ п/п
Наименование
На 1 сентября 2015 года
На 1 сентября 2016 года


Наличие узких специалистов (человек):



Учителей-дефектологов
---
---


Педагогов-психологов
1
1


Учителей логопедов
---
---


Социальных педагогов

1
1


Потребность узких специалистов (человек):



Учителей-дефектологов
---
---


Педагогов-психологов
---
---


Учителей логопедов
1
---


Социальных педагогов
---
---


Количество специалистов нуждающихся в прохождении курсов повышения квалификации по ФГОС для детей с ОВЗ
1
---


Необходимо провести следующие мероприятия.
Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мониторинг успеваемости детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогу-психологу разработать коррекционные программы индивидуально-групповых занятий на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций с опорой на сохранные анализаторы.
Учителям-предметникам разработать индивидуальные образовательные программы по предмету.
Индивидуально составить комплексный план-график работы всех специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-предметник, классный руководитель).

Таким образом мы ожидаем получить от реализации программы следующие результаты
Прямые:
Создание образовательной модели инклюзивного образования, которая позволит успешно обучаться детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам;
Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью получат адекватные их потребностям образовательные услуги и психолого-педагогическую поддержку;
Методические рекомендации для педагогических работников (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель), сопровождающего по организации эффективной работы в инклюзивных классах.
Косвенные:
Условия для успешной социализации личности;
Воспитывающая среда, основанная на толерантности, сотрудничестве и других морально-нравственных качествах.









Заключение
На основе анализа опыта обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, осуществлявшегося по инициативе родителей при поддержке и сопровождении специалистов выведены две модели интегративного обучения детей с ОВЗ - наиболее востребованные и перспективные:
инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении - школе;
интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе.
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении предполагает включение одного-двух детей с ОВЗ в обычный класс и отработку индивидуального подхода к обучению по стандартной программе. Индивидуальный подход учителя предполагает обстоятельное знакомство ребенка с образовательной средой; изучение индивидуальных особенностей ребенка и подходов работы с ним; персональное обращение и четкое инструктирование; индивидуальный темп, стиль взаимодействия и специальные задания; подключение помощников и посредников из среды одноклассников; сотрудничество со специалистами сопровождения (психологом, логопедом, тьютором), тесное взаимодействие с семьей и др. Такой педагогический подход осуществим при условии методической обеспеченности и творческого поиска учителя, поддержки в педколлективе.
Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения этой модели является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить программу общего образования.
Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе - модель №2 - предполагает открытие специализированного класса компенсирующего обучения для детей с ОВЗ (аутистические нарушения, ДЦП, поведенческие нарушения и др.), обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе (преимущественно - в школе) со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий, часов общения. Численность класса - 9-12 детей.
Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения этой модели является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
Основная задача образовательного учреждения в сотрудничестве со специалистами - разработка и корректировка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на основе изучения его особенностей, ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних этапах. В связи с этим, учителя, работающие в специализированных классах в форме надомного обучения при общеобразовательной школе, обеспечивают творческое отношение к процессу обучения ребенка, подстраивая под него общеобразовательную программу и принципы школьного обучения. Индивидуальные планы и программы для детей с ОВЗ предполагается обсуждать и утверждать на педсоветах школы и совместных психолого- медико-педагогических консилиумах.
В нашем учреждении превалирует первая модель, для внедрения второй необходимы привлечение материальных и кадровых ресурсов. Финансирование проекта «Доступная среда» снимает проблему физической недоступности учреждения, сложнее решение кадровой проблемы.



















Список использованной литературы
Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. - С. 27-39.
Безопасность образовательной среды. Сборник статей. Часть 2 / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - 143 с.
Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. - М.: МГППУ, 2013. - 304 с.
Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. - М., 2004.
Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи: Монография. - М.: Логос, 2011. - 236 с.
Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. - СПб. : Речь. -2006.
Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под. ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
Алехина С.В.; Кутепова Е.Н.; Сунько Т.Ю., Самсонова Е.В., Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство:методические материалы для руководителей образовательных организаций серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / - М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 147 с.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




Диаграмма 2Root Entry