Статья. Характеристика локомотивного депо
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЕПО И ХАРАКТЕРИТСТИКА ПРИПИСНОГО ПАРКА ЛОКОМОТИВОВ И МВПСИстория депоЛокомотивное депо Симферополь – одно из старейших предприятий в Крыму
Дата его рождения 29 октября 1876 года.В сентябре 1935 года в Симферопольское депо пришла новая техника – мощные паровозы серии ФД для перевозки грузов и паровозы серии ИС для пассажирских поездов.Локомотивщики депо делали все от них зависящее, чтобы держать на высоком уровне пропускную способность Симферопольского узла. Для этого нужно было в первую очередь оздоровить паровозный парк, в вторую – нужна была коренная перестройка локомотивного хозяйства – переход с паровой тяги на электрическую.В 1958 году была погашена топка последнего паровоза – всю перевозку грузов взяли на себя электровозы. Средняя техническая скорость увеличилась с 37 км/ч до 56 км/ч.В 1957 году началось техническое перевооружение локомотивного парка и всей ремонтной базы депо.В 1960 году на смену электровозам ВЛ22 приходят электровозы ВЛ8.В 60-е годы коллектив депо освоил все виды деповского ремонта электровозов и приступил к внедрению прогрессивных методов ремонтных работ, комплексной механизации производственных процессов.В 1960 году локомотивное депо Симферополь стало опытно-показательным предприятием на сети дорог по комплексной механизации. Были проведены испытания 18 видов нового технологического оборудования и свыше 200 приспособлений. Новая техника требовала от локомотивных бригад высокой технической грамотности.
В период с 1971 по 1974 год вступили в строй новые цеха – электромашинный, цех МВС, бытовой корпус. Были проведены мероприятия по оснащению цехов механизированными позициями и участками.В середине 70-х годов прошло успешное освоение электровозов ВЛ10 а так же их эксплуатация по системе многих единиц и СМЕТ-РАДИО.В 2001г локомотивное депо Симферополь было определено базовым по ремонту электровозов ВЛ10 и в течение 2003г, с целью увеличения производственных площадей, были построены пристрои к колесному, электромашинному цехам, произведена реконструкция цеха профилактики. Так же было произведено дооснащение депо новым технологическим оборудованием. Перед коллективом депо стоит задача освоить средний ремонт электрических машин.В целом развитие депо можно разбить на следующие этапы:1896г – Год основания депо, цеха: подъемки, механический, медницкий, автоматныйПаровозы серии «Т» ОВ, ОД, АВ ,Щ, Эм, ЭР, СУ1932г – Построена компрессорная станция. 1935г – Построено здание дежурного по депо и столовая (ныне музей).Освоение паровозов группы ФД (грузовых) и (пассажирских) ИС.Начало тяжеловесного движения. 1936г – Построен цех большой тепловой промывки и цех эксплуатации (ныне цех электроники).1936г Построено здание цеха ТР-2. 1941г–- Началовеликой отечественной войны, на фронт ушло более 600 работников депо, на сме-ну им пришли женщины и подростки. 1956-1957гг – Переход на электротягу. Начало реконструкции депо. Освоение электровозов ВЛ22М и электропоездов С3р.Курсы переподготовки и обучения прошли:406 машинистов, 366 пом. машиниста, 105 слесарей, 36 работников ИТР. 1961г – Освоение электровозовВЛ8.1962г – Первый тепловоз ТЭЗ-6680. Начало эксплуатации. 1965г – Замена маневровых паровозов тепловозами ТЭ1, ТЭМ1. Внедрение сетевого планирования в ремонте электровозов и электропоездов. Присвоение депо звания высокой культуры. 1967г Внедрение, начало эксплуатации электропоездов ЭР2.Организован экспериментальный цех для механизации производственных процессов. 1968г – Построено здание цеха эксплуатации.1969-1972гг Удлинение, реконструкция цеха подъемочного ремонта. 1970г Освоение тепловозов ЧМЭЗ 1971г – Освоение электровозов ВЛ10.Построен цех ремонта электропоездов, административный корпус.Отставлен из работы в запас последний маневровый паровоз. 1974г – Построен, введен в эксплуатацию электромашинный цех. 1979г – Построено здание экспериментального цеха. Внедрение машины для мойки кузовов электропоездов1987г Построена пескосушилка, ремонтно-строительный цех. 1992г –- В депо отремонтирован первый электропоездЭР2 в объеме ТР-3. 1995г Постройка, оснащение оборудованием завода по капитальному ремонтуэлектропоездов.1998г –- Организация в депо ремонта тепловозов2000г – Освоение пассажирских электровозов ЧС2, ЧС7.2002-2003г – Дооснащение депо новым технологическим оборудованием норм технического регламента на проведение среднего ремонта электровозов ВЛ10.2003г – Построены пристрои к колесному и электромашинным цехам, произведена реконструкция цеха профилактики. Освоен ремонт электропоездов в объеме КР-1 на заводе по капитальному ремонту электропоездов. Получен новый электропоезд ЭД-4М с классными вагонами.
2005г - Сдана в эксплуатацию система инфракрасного газового отопления цехов локомотивного депо25 ноября 2005г - Второе рождение музея после капитального ремонта здания.06 апреля 2006г – В депо получен газ для системы инфракрасного газового отопления цеховХарактеристика приписного парка локомотивов и МВПС Приписной парк:электровозов составляет – 142 ед., в том числе ВЛ10 –104 ед., ВЛ10К – 37 ед, ЧС2 - 1 ед.тепловозов – 57,5 ед., в том числе – 49 ед., ЧМЭ3т – 4 ед., ТЭ-3 – 4,5 ед. МВПС – 73 ед. электросекций, в том числе ЭР2 – 45 ед., ЭР2К – 13 ед., ЭТ2М – 8 ед., ЭТ2МЛ – 3 ед., ЭТ2МРЛ – 1 ед., ЭТ2МР – 3 ед.Паровозы – 13 ед., в том числе серии Эр – 12 ед. и ЛВ – 1ед.Нормативный срок службы выработали 69% электровозов ВЛ10, 65% тепловозов, 70 % МВПС и паровозы 100%. Тепловозы ТЭ3 и паровозы находятся в запасе МПС. 2. ВИДЫ ТО И ТР, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ДЕПОВ депо Симферополь производятся:- средний и все виды текущего ремонта электровозов ВЛ10;- капитальный и все виды текущего ремонта электросекций;- ремонт ТР-1 тепловозов ЧМЭ-3;- все виды технического обслуживания электровозов ВЛ10, электросекций ЭР2, ЭТ2МЛ и тепло-возов ЧМЭ3;Годовая программа ремонта 2006г:1. Электровозов ВЛ10 СР – 43 ед.,ТР-3 - 62 ед.,ТР-2 - 88 ед.,ТР-1 – 1215 ед.,ТО-2 – 2746 ед.2. ЭлектросекцийКР-1 – 9 ед.,ТР-3 – 44 ед.,ТР-2 - 31 ед.,ТР-1 – 337 ед.,ТО-3 – 2525 ед.,ТО-2 – 5617 ед.3. Тепловозов ЧМЭ3ТР-1 – 47 ед.,ТО-3 – 374 ед.,ТО-2 – 2463 ед.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕМОНТНОЙ БАЗЫ ДЕПОНа сегодняшний день депо представляет собой комплекс цехов общей площадью 49,5 тыс. кв.м. с развитой инфраструктурой, общая протяженность железнодорожных путей на тяговой территории депо составляет 21 км. Текущий ремонт и техническое обслуживание локомотивов и моторвагонного подвижного состава организовано в депо на базе следующих основных цехов: цех среднего ремонта электровозов; цеха периодического ремонта электровозов цех технического обслуживания и текущего ремонта электропоездов; цех технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов; цех по капитальному ремонту электросекций КР-1.Эта группа цехов оснащена ремонтными эстакадами для постановки электроподвижного состава и тепловозов и другим оборудованием для производства работ непосредственно на электроподвижном составе и тепловозе.Для ремонта, восстановления деталей и узлов оборудования локомотивов, электросекций в депо расположены электромашинный, аппаратный, колесный, автоматный, заготовительный цеха и цеха по ремонту приборов безопасности, которые оснащенные соответствующим оборудованием.Кроме того, в составе локомотивного депо имеется группа цехов, предназначенная для содержания и ремонта объектов деповского хозяйства: ремонтно – механический цех; электроцех; строительный цех; инструментальный цех с отделениями: гальвано – термическим, локомотивным и инструментально раздаточным.Цеха периодического ремонта - представляют собой два цеха (цех ТР-1 и цех ТР-2). В цехах производится текущий и неплановый ремонт электровозов ВЛ10 в объеме ТР-1, ТР-2. За 2006г выполнено ТР-1 – 1219 ед., ТР-2 – 89 ед. Цех ТР-1 построен в 2003 году на месте снесенного цеха профилактики. Площадь нового здания 1600 кв.м. Цех оснащен мостовым краном и тремя механизированными стойлами. В цехе производится текущий ремонт ТР-1 электровозов, а также имеется межстойловая площадка для выполнения непланового ремонта, связанного с заменой крупных и габаритных узлов локомотива. В цехе с 2003г эксплуатируется новый станок КЖ-20, на котором в настоящее производится обточка и упрочнение колесных пар без выкатки из-под локомотива. Цех ТР-2 – построен в 1936г. Площадь цеха – 1780 кв.м. Цех оснащен 2-ми механизированными стойлами, одно из них оборудовано домкратами для подъема кузова, а так же в цехе имеются 2 скатоподъемника, мостовой кран.Электромашинный цех построен в 1973 г., площадь 1481 кв м. Состоит из участков по ремонту тяговых двигателей, вспомогательных машин, пропиточно-сушильного отделения ииспытательной станции. В цехе производится ремонт тяговых электродвигателей и вспомогательных машин электровозов ВЛ-10 на программу подъемочного ремонта 42 электровоза в год, так же ремонтируются двигатели для межпоездного ремонта. Для выполнения заданного объема работ цех оснащен мостовым краном, механизированными линиями сборки-разборки тяговых двигателей, ремонта остовов, якорей, необходимым станочным оборудованием, нестандартным оборудованием и приспособлениями. В 2005 году с целью расширения площадей был выполнен капитальный ремонт пристроя площадью 753 кв. м, куда перенесен участок по ремонту вспомогательных машин. Аппаратный цех построен в 1911году, реконструирован в 1964г. Площадь цеха 1005 кв. м. Цех производит ремонт электрических аппаратов электровозов, тепловозов и МВПС, ремонт и зарядку аккумуляторных батарей. Для этого в цехе оборудованы рабочие места, размещены стенды для ремонта и испытаний аппаратов. Восемь рабочих мест в 2002 году оснащены постами автоматизированной комплексной системы контроля КСК-АЦ, подключенной к персональному компьютеру. Цех среднего ремонта построен в 1899 году, в 1970 был расширен до 1930 кв.м. В цехе производятся подъемочный и средний ремонт электровозов ВЛ-10. Программа ремонта на 2006г ремонтов электровозов ВЛ10 в объеме ТР-3 – 62 ед., СР – 43 ед., выполнена на 100%. Цех оснащен мостовым краном, механизированным стойлом с кузовными домкратами, позициями для сборки-разборки тележек, колесно-моторных блоков, моечной машиной ММД-12, поточной линией ремонта пусковых сопротивлений и другим оборудованием. На втором пути цеха размещена станция испытаний локомотивов в составе позиции для регулировки развески, системы мониторинга и вибродиагностики вращающегося оборудования. В связи с дефицитов ремонтных стойл устранение замечаний по ремонту электровозов после обкатки производится на 2-м пути.Колесный цех был построен и сдан в эксплуатацию в 1962 году, площадь цеха составляла 466 кв.м. В цехе производится освидетельствование и ремонт колесных пар, буксовых узлов, подшипников, дефектоскопия узлов и деталей. В 2003 году к цеху было пристроено дополнительное помещение площадью 226 кв. м, куда перенесены некоторые ремонтные позиции, а на освободившейся площади оборудован участок дефектоскопии, оснащенный новыми средствами неразруша-ющего контроля.Цех электроники одно из старейших зданий депо построен в 1958г, площадь 300 кв.м. Изначально в нем размещался цех эксплуатации. В 1968 после переноса цеха эксплуатации в новое здание, помещения здания были оборудованы в цех электроники. Цех оснащен необходимым технологическим оборудованием, коллективом производится обслуживание приборов безопасности, модернизация электровозов САУТ-ЦМ, системой автоматического ведения поезда. Цех по ремонту электропоездов построен в 1972 г., площадь 2484 кв.м.. В цехе выполняется техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт электропоездов ЭР2, ЭД4М. Цех оснащен ремонтными стойлами, кран-балкой, средствами малой механизации. Производственные мощности цеха позволяют производить ежегодно 140 ремонтов в объеме ТР-1, 525 - ТО-3 и 617 – ТО-2. Кроме того, в цехе установлен, один из двух имеющихся в депо, колесофрезерный станок КЖ-20 для обточки колесных пар как электропоездов, так и электровозов.Цех по капитальному ремонту электросекций КР-1 введен в эксплуатацию в 2002 году, общая площадь цехов и вспомогательных помещений 14 тыс. кв.м. Одним из первых на заводе заработал колесный цех. В этом цехе выполняется ремонт колесных пар электровозов ВЛ-10 со сменой элементов. Имеющийся штат и оборудование позволили выполнить ремонт 70 секционных и 400 электровозных колесных пар. В цехе имеется 2 мостовых крана, поточная линия ремонта колесных пар, несколько участков дефектоскопии, прекрасное роликовое отделение, установлено 2 колесотокарных станка для обточки колесных пар, 3 станка для расточки бандажей и колесных центров, шлифовальные, расточные, токарные станки, пресс ПТ-500 для распрессовки и запрессовки колесных пар, стенды для наплавки колесных пар. Производственный цехПроизводит ремонт электросекций ЭР-2, ЭР-2Т, ЭД-2Т, ЭТ-2, ЭД-4 в объеме ТР-2, ТР-3 и электросекций ЭР-2 в объеме КР-1. Ремонт производится на двух ремонтных стойлах, оборудованных необходимыми механизмами и приспособлениями.На позиции сборки и разборки тележек установлены механические домкраты-гайковерты для раскручивания шпинтонных гаек.В цехе имеется пост дефектоскопии. Оборудован участок ремонта тележек, включающий в себя 2 позиции демонтажа и монтажа тормозной рычажной передачи с приспособлениями для сжатия пружин центрального подвешивания. Позиция разборки сборки колесно-редукторных блоков модернизирована четырьмя стендами для сборки и разборки КРБ.Для очистки рам тележек и другого механического оборудования применяется моечная машина ММД-8.Испытания воздушных резервуаров производитсяна специализированном стенде. Для производства пропарки резервуаров моечная машина ММД-8 оснащена источником пара для подключения системы рукавов, соединяющих воздушные резервуары с источником пара.Освоен ремонт электроаппаратуры в условиях аппаратного участка производственного цеха. Здесь же находится испытательная станция.Ремонт приборов и деталей тормозного оборудования производится в автоматном отделении. Контроль качества ремонта оборудования производится на автоконтрольном пункте. Участок по ремонту компрессоров включает в себя 3 позиции ремонта компрессоров ЭК-7Б и стенд для обкатки компрессоров. На данном этапе оснащения ремонтной базы цеха, работы, связанные с подготовкой и покраской кузова, являются приоритетными при определении времени простоя электросекции в ремонте ввиду высокой трудоемкости работ и низкого уровня механизации труда. Обдирка и покраска кузова ведется на ремонтном стойле. Обдир песком производится на улице.Электромашинный цех – был запущен в 2004г. Предназначен для выполнения ремонта электрических машин электропоездов в объеме капитального и текущего ремонтов. Электрические машины на ремонт подаются из производственного цеха на транспортной тележке и очищаются в продувочной камере. После предварительной подготовки тяговые электрические машины поступают на участок разборки.На участке разборки имеется кантователь предназначенный для ремонта двух электрических машин одновременно, консольный кран грузоподъемностью 1 т., пресс для выпрессовки подшипниковых щитов и пресс для выпрессовки подшипников из щитов.На сварочном участочке смонтирован кантователь остовов, стенд для наплавки валов якорей и установка пайки якорей ВЧН-2. Участок ремонта вспомогательных машин оснащен консольным краном грузоподъемностью 1 т., имеется два кантователя для ремонта вспомогательных машин и пресс для выпрессовки подшипников из щитов.На участке ремонта якорей имеется пресс для выпрессовки валов якорей; стенд для выпрессовки и запрессовки клиньев, кантователи якорей. Для ремонта якорей в цехе имеются токарный, балансировочный и лентобандажировочный станки. На участке ремонта остовов установлены кантователи остовов, пресс для выпрессовки и запрессовки сердечников из катушек полюсов, стеллажами для ремонта сердечников полюсов.Для ремонта и изготовления катушек и секций якоря имеется катушечно-секционный участок оборудованный растяжным и намоточными станками ,а также нестандартным оборудованием для данного участка.В состав электромашинного цеха входит пропиточно-сушильное отделение, предназначенное для восстановления изоляции катушек полюсов, секций якоря. Пропиточно-сушильное отделение оборудовано автоклавом (необходимо монтаж и пусконаладочные работы), окрасочной камерой и другим нестандартным оборудованием, такого как: емкости для хранения лаков и растворителей, бак для пропитки якорей методом окунания, бак для пропитки изоляционных материалов.Для обточки валов после наплавки, обточки щитов, крышек подшипников, выполнения других механических работ и изготовления метизов имеется механический участок, оснащенный токарными, сверлильными и плоскошлифовальным станками. На участке сборки имеется кантователь предназначенный для ремонта двух электрических машин одновременно, а также консольный кран грузоподъемностью 1 т, индукционные нагреватели для нагрева горловин остовов, стенды для прокрутки .электрических машин под низким напряжением.. Имеется испытательная станция, оборудованная импульсной установкой, пробивной ячейкой, а также станциями для испытания электрических машин под нагрузкой. В цехе освоен ремонт электрических машин в объеме ТР-3. В цехе установлено 2 мостовых крана, имеются необходимые станки, сушильные печи, испытательная станция и другое оборудование, необходимое для ремонта электрических машин электросекций ЭР2.Для ряда технологических операций используются «дедовские» станки и стенды.
При сборке и разборке колесно-моторных блоков на стендах с 70-х годов выпуска половина технологических операций слесарем осуществляется вручную. И все это допускается в то время, когда существуют координатные станки с программным управлением для расточки моторно-осевых подшипников, стенды с плавным регулированием скорости для испытания компрессоров, автоматизированные гидравлические станции для одновременного вывешивания от 2-х и более колесных пар, стенды с автоматизацией технологических операций, которые практически исключают ручной труд..
15