Урок окружающего мира в 1 классе. УМК Перспективная начальная школа
Технологическая карта. (В помощь учителю начальных классов)
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1
Дата проведения: 28 ноября 2014г.
Автор учебника: Окружающий мир /О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов/
Тема урока: Труд людей осенью.
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока – 35 минут
Место проведения: МОУ «Старошайговская начальная общеобразовательная начальная школа №1»
Учитель: Дорожкина Наталья Владимировна.
Тема Труд людей осенью
Цели и задачи учителя:
создать условия для закрепления знаний о сезонных изменениях в природе на примере осени; организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы (совместно с учителем), обобщению жизненных наблюдений о труде людей осенью в саду, огороде, поле; содействовать осознанию необходимости соблюдения правил безопасной работы в саду и огороде.
Планируемый результат Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся рассказывать о деятельности человека осенью в саду, огороде, поле; различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий УУД):
Регулятивные: различать способ и результат действия. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, добавлять новые.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; умение слушать и извлекать нужную информацию
осуществлять работу в парах.
Личностные: Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке; осознают красоту деревьев в осеннем наряде, необходимость внимательного, вдумчивого и бережного отношения к природе
Межпредметные связи изобразительное искусство, технология, краеведение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник «Окружающий мир» - авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимоврабочая тетрадь «Окружающий мир» - авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимовраздаточный материал: картинки с изображением фруктов, овощей. Мультимедийная презентация урока, ноутбук, цветные карандаши, ножницы, клей, яблоко, свекла, помидор, лук.Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся. Формулируют правила поведения на уроке. Мотивация учащихся к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира. К нам на урок пришли гости. Они захотели узнать, чему вы научились за такой короткий промежуток времени, как вы повзрослели. А еще у нас в гостях Солнышко ( на доске рисунок большого улыбающегося солнышка)
- Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Ведь улыбка располагает к приятному общению.
Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово к началу урока. Мы начинаем. Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке
II этап .
Актуализация знаний.
Цель: закрепить знания детей об изменениях в живой и неживой природе с приходом осени. Участвуют в определении времени года по стихотворению, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует фронтальную работу по определению времени года и осенних месяцев, по изменениям осенью в живой и неживой природе.
(Слайд 2)
Настала осень ясная,В садах созрели яблоки,Висят они на яблонях,Румяные и сладкие.Блестят они на солнышкеПрозрачной тонкой кожицей.Плодов такое множество,Что ветки книзу клонятся.Мы яблоки румяныеСнимаем с ветки бережно,Кладем в траву под яблоней,Душистые и свежие.- О каком времени года это стихотворение?- А какие времена года вы знаете?
- Назовите осенние месяцы!
- А какие изменения происходят в природе с приходом осени?- Где поспели яблоки? Коммуникативные УУД
соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, добавлять новые.
III этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока
Цель:
мотивировать школьников на определение необходимости каждого инструмента Работают с информацией, представленной на ноутбуке.
Участвуют в обсуждении представленного задания.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует работу по определению темы урока, постановке цели урока.
-Назовите предметы, которые вы видите. (Лейка, ведро, тяпка, лопата, вилы, тележка)(Слайд 3)- Что объединяет эти предметы и стихотворение? ( С помощью этих предметов люди могут работать в саду, на огороде).- Как мы назовем эти предметы одним словом? (инструменты)- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (учитель подводит детей к тому, чтобы они определили тему «Труд людей осенью»).- Сегодня на уроке мы узнаем, какую работу выполняют люди осенью в саду, огороде, поле. Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке; различать способ и результат действия.
IV этап.
Изучение нового материала.
Цель:
познакомиться с деятельностью человека осенью в саду, огороде, поле; различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью
учатся рассказывать о деятельности человека осенью в саду, огороде, поле; различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью
.
Под руководством учителя делают вывод. Подталкивает учащихся участвовать в диалоге по определению того, какую работу выполняют люди осенью в саду, огороде, поле. Включает в работу по определению овощей и фруктов.
IV. Решение учебной задачи1. Работа по учебнику с.28-29.- Ребята, прочитайте задание в учебнике вслух.(хорошо читающий ученик читает)
-Какое это время года?
-Где люди убирают урожай?- Какую еще работу могут выполнять люди на огороде, в поле, саду?(ответы детей) (Слайд 4)-Зачем люди трудятся в саду, поле, огороде? (ответы детей)- А как вы помогаете своим родителям на огороде и в саду? 2 . Работа в парах.-А какие овощи вы знаете? (ответы детей)- Где растут овощи? (ответы детей)-Что растет в саду? (ответы детей)- Умеете ли вы отличать овощи от фруктов? (ответы детей)- Сейчас проверим. Игра «Фрукты, овощи» (в парах).- У вас на столе лежат картинки с изображением фруктов и овощей. Вы в парах назовите друг другу овощи и фрукты, а затем разложите овощи в одну корзинку, а фрукты в другую, соединяя овощи синим карандашом с корзинкой, а фрукты красным карандашом с корзинкой (Работа в парах)Проверка. Проверьте себя сами, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 5, 6) (учитель разрезает ножом выбранные фруктвы , а затем овощи)
- Что находится внутри плодов? (семена)
- Значит, эти фрукты и овощи – плоды.
- Рассмотрите разрезанные морковь, свеклу, лук. Имеются ли внутри них семена? ( Семян нет. Значит, это не плоды. Данные овощи называют корнеплодами)- Так чем плод отличается от корнеплода?
ФИЗМИНУТКА (музыкальная) Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; умение слушать и извлекать нужную информацию
осуществлять работу в парах.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
V. Закрепление изученного.Цель — научить из предложенных картинок отбирать овощи и фрукты.
Формировать правила безопасного обращения с огородным инвентарем. Участвуют в обсуждении каждого правила безопасного обращения с огородным инвентарем, аргументируют свою точку зрения.
Строят высказывание по плану. Включает учащихся в самостоятельную работу по определению овощей и фруктов.Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.V. Закрепление изученного.1. Самостоятельная работа (Работа в тетради на печатной основе.)- Откройте тетрадь на странице 19.( Задание прочитает хорошо читающий ученик). (Из приложения нужно вырезать картинки с изображением овощей, ягод, фруктов. Наклейте на страницу только те, которые помогали родителям собирать. В свободные клетки дорисуйте сами те фрукты, овощи, ягоды, которые вы помогали взрослым собирать осенью).(Рассказы детей о выполненной работе)2. Правила безопасного обращения с огородным инвентарем.- Когда вы помогали своим родителям собирать урожай, вы не поранились?- А вы знаете, как безопасно работать на огороде? (ответы детей)
1. Нельзя бросать как попало садовый инвентарь. Лопаты, грабли, вилы, садовые ножницы и другие инструменты должны храниться в специально отведенных местах.
2. Переносить инвентарь надо так, чтобы не получить травму самому и не нанести ее окружающим. С одного места на другое инвентарь переносится колющими и режущими частями вперед и вниз.
3. Приступая к работе в огороде или саду, надо позаботиться о специальной рабочей одежде, не забыть о рукавицах, которые избавят руки от безопасных, на первый взгляд, ссадин, царапин, уколов, вызывающих тяжелые гнойничковые раны.
4. Дети не должны переносить тяжелые предметы, работать на высоте, например снимать урожай с деревьев, пользуясь лестницей.Учитель обобщает и уточняет ответы детей. Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
VI. Итог урока. Рефлексия
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности - Какая была тема нашего урока?- Узнали мы, какую работу выполняют люди осенью в саду, огороде, поле?- Как нужно работать в поле, саду, огороде? (осторожно, добросовестно)- Нравится ли вам работать, помогать своим родителям?-Знаете ли вы, что художники написали много картин с изображением работающих людей. Человек, который трудится – красив по своему. Посмотрите на иллюстрации и назовите, чем занимаются люди? (Слайд 7,8,9) Известные художники в своих картинах показывали красоту человека в труде. (Краткие комментарии учителя к картинам)- Закончим наш урок пословицей «Труд красит человека, а лень портит».(Слайд№ 10)- А теперь улыбнитесь друг другу. Кажите, какое у вас настроение?
-У меня тоже прекрасное настроение, как у нашего Солнышка, потому что вы сегодня очень орошо поработали на уроке и порадовали и меня и гостей.
- Спасибо Вам! Урок окончен! Личностные УУД
Формирование способности к самооценке
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию