Урок окружающего мира в 3 классе по УМК Перспективная начальная школа



Урок-исследование «Почва и ее состав»
по окружающему миру в 3 классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
Задачи урока.
 1.Выявить основные свойства почвы.
2.В процессе опытов установить состав почвы.
3.Узнать об образовании почвы.
4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Формирование  УУД.
Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.
Личностные УУД.  Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.    
Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.  Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.
Ход урока.
I.Организационный момент. Настрой на урок.
Доброе утро Солнцу и птицам!Доброе утро
Улыбчивым лицам!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!
 Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
IIАктуализация знаний, постановка цели.
1Отгадайте загадку:
Бьют меня ногами
Режут грудь ножами
Каждый хочет растоптать
А я с подарками опять (Слайд 1земля)
Проверка. Слайд 3
У слова «земля» есть несколько значений.
Поработай в парах, и найдите в толковом словаре значение слова земля:
. С каким же из этих значений мы будем работать?
Самый верхний слой земельный
В ней растут трава, деревья
Плодородьем обладает
Как ее все называют?
О какой же земле пойдет сегодня речь на уроке? Как вы считаете?
(Почва)
Правильно. Сегодня объектом нашего изучения будет почва.
А что мы хотим узнать о почве?
1.Внешний вид.
2..Состав почвы
3..Свойства почвы
4..Значение почвы
3.Подготовка к работе на основном этапе.
- Ребята, я предлагаю вам закончить фразу, как вы понимаете:
«Почва - это…»
- спросите у своего соседа, обменяйтесь информацией  с товарищем по парте. -Если вы считаете информацию правильной, допишите её в свою тетрадь. Обсудите в парах. Откройте тетрадь на странице12 и запишите. Кто желает поделиться тем, что у вас получилось?
- Как узнать правильность определения? (Обратиться к учебнику).
-Откройте учебник на с.35, найдите определение, что такое почва. У кого был верный вариант или был похож на вариант в учебнике?
Вывод. Почва – это непросто верхний слой земли, а верхний плодородный слой земли. Значит, в этом слое содержатся вещества необходимые для роста и развития растений, благодаря чему они растут и дают урожай. Какие же вещества получают растения из почвы. Приступим к исследованию. У каждого из вас исследовательская карта, куда вы будете заносить результаты опытов.
Сегодня вы будете учеными – исследователями. А наш класс-лаборатория.. Прежде чем приступить к опытам, вспомним технику безопасности при работе с приборами:
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 3. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта. 4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 5. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя. 6. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
4.Практическая работа.
-. - Предлагаю вернуться к учебнику на с. 36 .Посмотрите на картинки.
-Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?  
-Почему (в целях безопасности).
 
 - Предлагаю выполнить 1 опыт  в парах.  Прочитайте его описание.  
- Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.
- А теперь смотрим на экран, сравните свои результаты с эталоном. В почве есть остатки корешков, и листьев растений Оцените себя. (лист самооценки.)
- Прочитайте  2-ой опыт. Сделали, записали, сверили, оценили. -Предлагаю понаблюдать за следующим опытом, который сделаю сама. В почве есть воздух
3 опыт
- Ребята, следующий я проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте и выводы записывайте в таблицу.
Капельки воды, в которую мы заранее положили почву, нанесем на чистое стекло. Подержим над огнем горелки. Что вы наблюдаете? На стекле остался белый тонкий налет. Это минеральные соли. Опыт показал что они содержатся в почве и могут растворится в воде. В почве есть минеральные соли.
4 опыт Нагреваем над огнем баночку с почвой. Над почвой подержим холодное стекло. Почему оно стало влажным? Что доказывает этот опыт? В почве есть вода
Опыт 5.
Если мы будем продолжать нагревать почву, то вскоре увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорают остатки растений и мелких животных. Это основная часть почвы-перегной. После того как в почве сгорел перегной, она приобрела серый цвет. Следовательно, черный цвет почве придает перегной.
Опыт 6.
Возьмите почву в руки. Что можно сделать с почвой. Сформулируйте вывод. (сыпучая)
Опыт7. (возьмите стаканчик с воронкой, положите в воронку фильтр, насыпьте немного почвы и налейте воды. Что произошло. Вывод. (почва хорошо пропускает воду)
5.Физминутка. 
Устали. Давайте немножко отдохнем. (Путешествие на облаке)
6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.
- Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования? Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва и что входит в её состав)
-Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?
-Какой вывод мы сделаем? (Дети называют)
ВЫВОД:  В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы.                                 
  Слайд состав почвы.
Заполните лист самооценки.
Работа с хрестоматией. С.89-90 (активный метод)
7. Домашнее задание.
1.уровень
Найти загадки, пословицы и поговорки о почве, о земле-кормилице.
2.уровень
Приготовить сообщение «Как люди заботятся о почве».
8. Рефлексия: на доске поляна из цветов, над каждым цветочком этап урока(работа со словарем, проведение опытов, работа с учебником)Перед вами бабочка, посадите бабочку на тот цветок, какой этап урока вам больше всего понравился. Почему?.Вот, ребята, посмотрите какая красивая поляна у нас получилась. И если мы с вами будем заботится о почве, охранять ее, земля нас всегда будет радовать такой красотой.
Приложение 1
Исследовательская карта
№ опыта План проведения опыта Выводы
Опыт 1 Рассмотрите почву через лупу.
Определите состав почвы.
Опыт 2 Возьмите стакан с водой.
Бросьте в стакан комок сухой почвы.
Что вы заметили?
Сделайте вывод.
Опыт 3
(проводит учитель) 1.Наносим на чистое стекло капельки воды.
2.Подержим стекло над огнем горелки.
3.Что осталось на стекле? Опыт 4(проводит учитель) 1.Нагреваем на огне баночку с почвой.
2.Над почвой подержим холодное стекло
3.Что образовалось на стекле? Опыт 5
(проводит учитель) Будем продолжать нагревать почву
Чувствуем неприятный запах и дым
Что сгорает в почве? Опыт 6 Возьмите почву в руки.
Что можно сделать с почвой?
Сформулируйте вывод.
Опыт 7 Возьмите стаканчик с воронкой.
Положите в воронку фильтр.
Насыпьте немного почвы и налейте воды.
Что произошло?
Сделайте вывод.
Источник информации:
1.. http://crocodile.narod.ru/khibiny2004/tundra_stone.jpg
2. http://www.cooltravel.ru/Photo/Eski-Kermen/rock_sm.jpg
3. http://holina.ru/paint/1995/1995-3b.jpg4. http://www.tursinfo.ru/files/Data/1173194398_2780.jpg5. http://yahooeu.ru/uploads/posts/07/08/03/1188433112_2.jpg