Конспект урока по обучению грамоте на тему Заглавная буква А (1 класс)
ПРЕДМЕТ. Обучение грамоте.
Класс 1.
Тема урока. Заглавная буква А. Чтение и написание слов и предложений с заглавной буквой А.
ФИО предметника: Караваева Любовь Геннадиевна.
Учитель начальных классов.
Первая квалификационная категория.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
УМК: Школа -2100.
Основные цели:
– формирование умения понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формирование умения овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формирование умения писать предложения;
– формирование умения анализировать текст.
Материалы к занятию: буквы печатные и письменные, скороговорки, чистоговорки.
Раздаточный материал: алфавит с печатными и письменными буквами.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, кто из вас уже умеет писать своё имя? Свои имена уже умеют писать Полина, Руслан, Никита, Лиана, Рома, Саша, Марат. Сегодня свои имена научатся писать Алина и Артур. С какой буквы мы пишем имена? (с заглавной) Значит какую букву мы с вами сегодня изучаем? (заглавную букву А). А какие ещё слова мы пишем с заглавной буквы?
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
– Откройте с. 90 «Букваря». Посмотрите на столбики слов.
– Что объединяет все слова? (Все слова с заглавной буквы А.)
– Сколько раз потребовалась заглавная буква А?
– Прочитайте только имена людей.
– Как ласково можно назвать Анну?
– В каких именах удвоенные буквы? Какие?
– А какие ещё слова помните с удвоенными буквами согласных?
– Прочитайте имена девочек. Прочитайте имена мальчиков.
– Предложения или текст написаны под словами? Почему?
– Сколько всего предложений? Докажите графически.
– Прочитайте.
– Какие знакомые имена встретились в предложениях?
– Кто из вас любит комиксы? А кто такой Микки-Маус?
– Кто заболел ангиной?
– Что делала Алла?
– Кто учится в музыкальной школе?
– Какое полное имя у этой девочки?
– К какому предложению подходят картинки на кубиках?
– А как по-другому называют гиппопотама? (Бегемот.)
– Прочитайте все имена, которые встретились в предложениях.
– Что обозначают слова 2-го столбика?
– Прочитайте название реки. (Ангара)
– Прочитайте название города. (Ангарск)
– Как вы думаете, почему он получил такое название? (Находится на берегу реки Ангары.)
– Прочитайте название государства, которое находится в Африке. (Ангола)
III. Выявление места и причины затруднений.
– Какая буква нужна, чтобы записать слова 1-го и 2-го столбика в прописи?
– Можем ли мы сразу написать все эти слова? Почему? (не умеем писать заглавную букву А). А что нам может помочь написать заглавную букву А? (образец в прописи).
– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Составление плана урока.
План (примерный)
Чтение слов.
Звуко-буквенный анализ слов.
Чтение предложений и текстов.
Знакомство с написанием заглавной буквы А.
Письмо слов и предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
V. Реализация построения проекта.
Знакомство с заглавной буквой А (с. 8).
1) Анализ буквы А.
– Найдите на доске образец прописной буквы А. Из каких элементов состоит прописная буква А? (Состоит из трёх элементов: наклонная линия с закруглением внизу вправо, наклонная линия и петля).
2) Анализ рисунка.
– Посмотрите на рисунок.
– Что делает старушка?
– А что произошло с ниточкой?
– Какое имя можно дать старушке?
– А какое имя ей дали авторы, узнаем позже.
– Обведите ниточку у старушки. Что заметили?
– А какую кличку дадим котёнку?
3) Показ образца учителем и объяснение последовательности написания буквы А:
– Начинаю писать, как и букву Л, чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляю вправо и веду наклонную линию вверх (счёт: -и-), затем опускаю прямую наклонную линию до нижней строки (счёт: -раз-) и начинаю писать петлю: веду вверх по написанному, отвожу линию влево в сторону, загибаю вправо и пересекаю написанное (счёт: -и-).
4) Письмо в воздухе.
VI. Первичное закрепление с проговариванием.
5) – А теперь на табло обведите эту букву. Точка и стрелки помогают определить направление движения.
Написание заглавной буквы А на строке. Учитель анализирует ошибки, показывает пути их исправления.
6) Написание заглавных букв К, Н.
– Посмотрите на третью строку. Какие буквы там написаны? Почему?
– Напишите на доске одинаковый элемент этих букв.
– Назовите персонажей сказок, имена которых начинаются со звуков к-к'
(Красная Шапочка, Кот в Сапогах, Карлсон, Колобок).
7) Отработка звуков (чистоговорки):
Ла-ла-ла – осень к нам пришла.
Ул-ул-ул – ветерок подул.
Ила-ила-ила – листва в воздухе кружила.
Али-али-али – все мы осень ждали.
Написание соединения ол. Отработка нижнего соединения.
8) Отработка звуков (чистоговорки):
Ама-ама-ама – обиделась на меня мама.
Аме-аме-аме – как подойти мне к маме?
Ома-ома-ома – сидит мама дома.
Ме-ме-ме – не подходит ко мне.
Написание ом. Отработка нижнего соединения.
– Какие соединения написаны на следующей строке?
9) Написание соединений с заглавной буквой А.
10) Написание слов с этими соединениями: Аким, Анна, Алик.
Отработка звуков. Прочитайте скороговорку. Какое имя в ней встретилось?
- Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Чтение слов, работа над их лексическим значением.
– Откройте «Буквари» на с. 90.
– Прочитайте слова, которые написаны над схемами.
– Что такое пустыри? (Это пустынное место, где ничего не растёт, кроме сорняков, нет построек.)
– Что такое пустыни? (Природная зона с песчаной поверхностью, без леса, со скудной растительностью и жарким климатом.)
– Чем похожи пустырь и пустыня?
– Что общего в значении этих слов? (У них общий корень -пуст-, от слова пустой. Значит, это однокоренные слова.) – Кто такие туристы? (Люди, которые ходят в походы, путешественники.)
– В чём отличие: пустырь – пустыри; пустыня – пустыни?
Чтение слов в столбиках.
– Прочитайте все слова на этой странице.
– На какие группы их можно разделить?
– А астроном и гастроном – однокоренные слова?
– Найдите географические названия.
11) Выберите одну группу слов. Составьте предложение из слов этой группы. (Туристы любят отдыхать в Крыму, на Канарах и путешествовать по другим красивым местам. По берегам рек можно найти камни, камушки, голыши.)– Что мы сейчас делали? (Читали слова.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
– Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать теперь? (Читать предложения.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Давайте прочитаем предложения в прописи.
Работа с предложениями.
– Прочитайте первое предложение на с. 9.
У старушки Аннушки кот играл нитками.
– Так вот как, оказывается, зовут старушку!
– Какое красивое имя! А написать его нелегко. Вспомните, как заглавная буква соединяется со строчной буквой. (Образец на доске: Ан.) Анализ предложения, выделение известных правил, только потом списывание с печатного образца письменными буквами с перестановкой порядка слов.
Аналогично проводится работа с предложением:
У старика Акима лапти стары.
– Внимательно ли художник прочитал предложение про старика?
– Только ли лапти стары у нашего Акима?
Сначала отрабатывается соединение Ак, затем имя Аким. Далее следуют анализ предложения и его списывание.
Оба предложения проверяются орфографическим чтением.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в прописи с.9.
Подбор и запись подписей к рисункам.
Рассматривание и озвучивание рисунков. К каждому рисунку
составляется схема (деление слова на слоги, определение ударного, обозначение звуков цветными точками). Затем проговаривается и записывается с комментированием каждое слово.
Проверка по схемам и орфографическим чтением: камыши, улитка, груша, топор, иголка, машина, лампа.– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как оценили свою работу? Почему?
Работа в «Букваре». С.91
Чтение стихотворения А. Милна «Почему мне нравится слон».
1) Работа с текстом до чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Где мальчик мог встретить слона?
– Где живут слоны? (Слоны – жители тропических лесов, самые большие животные, их вес достигает 4–6 тонн. Слоны относятся к отряду хоботных. Хобот у слонов – орган обоняния, а также служит для хватания. Массивное тело позволяет слонам идти в кустарниках и в лесу напролом; они легко взбираются на крутые склоны, хорошо плавают. Питаются слоны листьями, ветвями деревьев, кустарников и травой. Индийские слоны хорошо приручаются, их используют для переноса тяжестей.) – Прочитайте название стихотворения, фамилию поэта.
– За что можно любить слона?
– А кто эту фразу говорит: сам автор, Алан Милн, или кто-то другой, за кем он наблюдает?
– Узнаем, когда прочитаем текст.
2) Работа с текстом во время чтения.
– Прочитаем стихотворение про себя.
а) Выявление первичного восприятия.
– Кто герой стихотворения?
– За что он любит слона?
б) Чтение вслух по предложениям.
– Куда вместе с автором мы попали? (В зоопарк.)
– Какие звери в зоопарке?
– Кто же больше всех нравится герою стихотворения? (Слон. Он даже с ним дружит.) – Почему же он отдаёт предпочтение слону? Сейчас узнаем.
– Как же герой объясняет, почему ему нравится слон?
в) Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
– Каким настроением проникнуто стихотворение? Вы почувствовали? – Почему? (А потому что вместе с героем стихотворения мы пришли в зоопарк, переходим от одной клетки к другой; рассматриваем животных, наблюдаем за ними.)
– А что вы можете сказать о самом герое стихотворения? Какой он? При чтении нужно постараться передать его характер, чувства.
– А что вам представляется, когда читаете стихотворение?
IX. Рефлексия деятельности.
– Какие буквы научились писать? Алина и Артур, можете ли вы сейчас написать свои имена?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?