Урок по русскому языку для 1 класса «Заглавная буква в словах»
Технологическая карта урока русского языка
в 1 классе
«Заглавная буква в словах»
Выполнила: Бабенкова Наталья Федоровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.»
г. Меленки
Технологическая карта урока русского языка
Предметная область: русский язык.
УМК: «Школа России».
Канакина В.П, Горецкий В.Г.Русский язык: учебник 1 класс. М: Просвещение. 2011.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Заглавная буква в словах.
Цель: Познакомиться с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);
овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;
получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.
Оборудование урока:
Русский язык. Учебник: 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение. 2011;
Русский язык. Рабочая тетрадь: 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение. 2013;
компьютер, проектор, экран;
ноутбуки у детей;
электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной . (1 CD) М: ОАО «Издательство «Просвещение». 2011;
презентация по теме урока;
инструкционные карты, заготовки для эмоциональной оценки;
листы самооценки ;
книги: «Меленковский край: очерки истории» Мамаев С.А.; «Моя малая родина. Меленковский район» Марусланов Ф., Митрофанов А. и др.
№п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Организационный момент.
Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу.
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики!
Приветствуют учителя.
Выполняют задания.
Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.
2.
Проверка организации рабочего места.
Повторение «Правил красивого письма» по плакату.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Акцентирует внимание на правилах красивого письма по плакату.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Проверяют свою готовность к уроку. Повторяют «Правила красивого письма».
Личностные: правильно идентифицировать себя с позицией школьника.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.
3.
Самоопределение к деятельности.
Указывает объект наблюдения.
Создает проблемную ситуацию
Подводит детей к формулиро-
ванию темы урока.
Проводит беседу по вопросам.
На доске записаны слова на двух строчках:
кошка собака корова Мурка
человек Иван летчик строитель
-Найдите лишнее слово в каждой строке.
-Почему они лишние? Что у них общего?
-Назовите тему урока.
Отвечают на вопросы.
Обосновывают выбор.
Выходят на тему урока.
-Мурка, Иван.
-Написаны с заглавной буквы.
-Заглавная буква в словах.
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные: классифицировать объекты.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи.
4.
Минутка чистописания.
Нацеливает на правильное написание заглавных букв
М, И.
(Слайд 2)
Прописывают в тетради заглавные буквы М и И в соответствии с образцом правильного написания.
Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
5.
Актуализация знаний.
-Предлагаю разгадать кроссворд. Отгадайте загадки.
Загадывает загадки (Приложение 1), осуществляет контроль записи словарных слов, проводит беседу по вопросам.
(Слайды 3,4)
-Какие слова являются отгадками? Какое слово «лишнее»?
-Запишите словарные слова через запятую, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в словах.
-Проверьте правильность выполнения задания.
(Слайды 5,6)
-С помощью сигналов СВЕТОФОРИКА покажите, как выполнили задание:
без ошибок – зеленый сигнал;
с ошибками – красный.
-Какое слово получилось по вертикали?
(Слайд 7)
-Чем знаменит этот город?
Составьте предложение.
-Что мы знаем о предложении?
-Как мы обозначаем предложение на письме?
Отгадывают загадки.
-Отгадки-словарные слова.
Обозначают животных.
Лишнее-карандаш.
Записывают слова, расставляют ударение, выделяют орфограмму.
Самопроверка.
Исправляют ошибки.
Показывают сигнал в соответствии с выполнением задания.
-Москва.
-Москва – столица нашей Родины.
-Предложение выражает законченную мысль.
-Начинаем предложение с заглавной буквы, а в конце ставим точку.
Личностные: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
-Москва – это словарное слово,
запишем его с заглавной буквы, выделяя орфограмму.
(Слайд 8)
-Почему слово М о с к в а мы записали с заглавной буквы?
-Давайте же узнаем, какие слова в русском языке нужно писать с заглавной буквы.
Записывают.
Высказывают
предположения.
6.
7.
8.
Изучение нового материала.
Знакомство с дополнительным материалом.
Физкультминутка
«Будь внимателен!»
Организует интерактивную игру «Школа разведки». Формулирует задания.
Подводит учащихся к выводу о том, что с заглавной буквы пишутся: имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, персонажи сказок.
Организует работу с электронным приложением к учебнику.
Интерактивная игра
«Школа разведки»
на материале упр.№1 со стр.122.
Разведчикам-генералам раздаются «секретные карточки». Их нельзя никому показывать.
Их цель-пробраться в тыл противника и встретиться с другими разведчиками (собрать команду).
Задача - попробовать вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы.
Разведчик-генерал №1.(Слова-И.О.Ф.людей.)
Разведчик-генерал №2.(Слова-клички животных.)
Разведчик-генерал №3.(Слова-географические названия.)
У других детей карточки:
город Москва, поселок Дубки, село Лесное, деревня Головино;
река Волга, озеро Байкал, Черное море, Тихий океан;
улица Парковая, площадь Победы, проспект Мира;
Александр Сергеевич Пушкин, Корней Иванович Чуковский;
Собака Жучка, корова Буренка, кот Мурзик;
Дюймовочка, Буратино, Степашка, Чиполлино.
Организует работу с дополнительным материалом учебника о происхождении названий городов: «Страничка для любознательных», с.123.
-Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?
Предлагает послушать выступление ученика-историка.
(Слайд 9)
Проводит физкультминутку.
-Если названные слова надо писать с заглавной буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте:
Барсик, котенок, город, Меленки, первоклассник, река, Ока, Унжа, собака, коза, Дружок, Зорька, воробей, урок,
шарик (Шарик).
-Почему на последнее слово надо и присесть, и поднять руки?
Разведчики-генералы отправляются в путь, собирают команды.
Дети с карточками-названиями персонажей сказок остались «лишними».
Догадываются, что могут объединиться в группу: слова-персонажи сказок.
Ребята каждой группы встают в круг, взявшись за руки.
После объединения каждая группа доказывает правильность такого распределения в команды.
Пробуют вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы.
Озвучивают эти правила.
С помощью электронного приложения к учебнику прослушивают правила употребления заглавной буквы в словах (в разделе «Анимация»).
Соотносят со своими выводами.
По два человека от группы записывают слова на доске, «зажигая фонарики» под заглавными буквами. Другие дети записывают в тетрадь.
Работают на с.123 учебника.
Читают материал «Странички для любознательных».
Отвечают на вопрос.
Подготовленный ученик-историк рассказывает о месторасположении Меленковского района и происхождении (одна из версий) названия нашего города Меленки – от названия реки Меленка.
Участвуют в физкультминутке.
Отвечают на вопрос.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше;
знание моральных норм (работы в группе), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Познавательные:
общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы;
логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослым.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Познавательные:
общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа, из собственного опыта;
логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Познавательные:
Логические - осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.
9.
Осмысление и закрепление
нового материала.
Организует работу в тетради на печатной основе;
работу с электронным приложением к учебнику.
Оказывает помощь, если она потребуется.
-Выполнить задания в рабочей тетради на с.61:
№3
№4
-Поработаем в парах: кто быстрее поможет бегемоту-фотографу подписать фотографии. Вспомните имена и клички персонажей сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик». Соотнесите сказочных персонажей с их именами или кличками.
Выполняют задания в тетради на печатной основе.
Осуществляют взаимопроверку.
Показывают знак «Работа в паре закончена».
Проговаривают в соответствии с выполненными заданиями правило употребления заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей (и себя ), в кличках животных, у персонажей сказок.
Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.
Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Познавательные:
общеучебные – уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
логические - осуществлять анализ объектов; выбор оснований и критериев для классификации объектов.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
10.
Итог урока.
Проводит беседу по вопросам.
- Какие слова надо писать с заглавной буквы?
- Приведите примеры, относительно себя и своей малой родины.
Отвечают на вопрос.
Приводят свои примеры.
Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
11.
Заключительный этап и рефлексия.
КОД
Организует данный этап урока.
Обеспечивает позитивный настрой.
- На Листе самооценки напишите свои Ф.И.
На первой шкале отметьте, какие знания у вас были в начале урока, а на другой – ваши знания в конце урока.
(Приложение 2)
Окончен урок, и выполнен
план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Чтоб знания в жизни вам пригодились!
Работают с Листом самооценки.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке («Смайлик успеха»)
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль.
Познавательные:
общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
(1) Летом ходит без дороги (6) «Для меня резинка, братцы, лютый враг! Приложение 1
Возле сосен и берез, Не могу я столковаться с ней никак.
А зимой он спит в берлоге, Сделал я кота и кошку – красота!
От мороза прячет нос. А она прошлась немножко – нет кота!
(Медведь.) С ней хорошую картинку не создашь!» -
Так вовсю ругал резинку
Каждый вечер так легко (Карандаш.)
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова.
Как зовут ее? ...
(Корова.)
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
(Собака.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)
Знают все ее ребята:
Воровата, хрипловата,
Ходит важно, как матрона.
А зовут ее
(Ворона.)
Приложение 2
Лист самооценки.
Ф.И.__________________________________
Мои знания.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15