Урок русского языка в 1 классе Тема Заглавная буква в словах


МБОУ «Мендюкинская средняя школа»
Ерохина Светлана Владимировна, учитель начальных классов
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: Заглавная буква в словах
ЦЕЛЬ: познакомить с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, научить отличать имена собственные от нарицательных.
Формирование УУД:
личностных: этических чувств (доброжелательности сопереживания); понимания чувств одноклассников, учителя; развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка; развития навыков сотрудничества с учителем, одноклассниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
регулятивных: принимать и сохранять цель и учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
познавательных: формировать начальные умения находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как член предложения, предложение;
коммуникативных: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника; работать в парах, учитывать мнение одноклассников, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, нетбуки учащихся, карточки для работы в парах, смайлики «Улыбка весны», принтер.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Звуки весны. (Аудиозапись)
- Посмотрите в окошко. Улыбнемся яркому солнышку, друг другу. Удачного дня.
Рыхлый снег
На солнце тает.
Ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса.
Значит,
К нам пришла … (весна).
- А по каким приметам мы узнаем весну? Сегодня весна у нас на уроке.
- Да, скоро зазвенят ручьи. И мы сегодня с вами будем быстрыми, проворными, дружными, извилистыми ручейками, как та буква, которая поселилась у вас в тетради. Назовите ее. (Ша)
Какой звук она обозначает?
Из каких элементов состоит?
-Кто красиво напишет эту букву на доске? (Вызываю от каждого ряда – «ручейка» к интерактивной доске. Дети оценивают труд своих товарищей. Каждый ряд получает «Улыбку весны»)
Побежали ручейки дальше.
2.Включение в учебную деятельность.
Работа в парах на нетбуках. (Открываем электронное приложение «Обучение грамоте». Дети открывают букву Ш и находят игру.)
- И куда же ручейки вы попали? (Антарктида) Как вы догадались?
(-Мы увидели пингвинов. Они живут на Южном полюсе.)
-Давайте поможем спуститься пингвинам с айсберга, разместив слоги с твердой и мягкой согласной.
Весна посмотрит, кто дружно и правильно будет работать.
-Почему же все пингвины оказались на одной льдине? (буква Ш всегда обозначает твердый звук)
-Какую орфограмму увидели? (жи – ши)
- Весна дарит каждому ручейку свою улыбку. (смайлик)
3.Самоопределение к деятельности.
На интерактивной доске:
город, река
Осетр, Зарайск
село, озеро
- Где же уже прозвенели маленькие ручьи?
- Какие слова вам хорошо знакомы?
- Найдите лишнее слово в каждой строке.
Почему слова Осетр, Зарайск лишние? (Это имена собственные)
- Что у них общего? (Пишем с большой буквы)
- Назовите тему урока. (Заглавная буква в словах)
- Чему же мы должны научиться? (Писать большую букву в именах собственных)
- Весна дарит свою улыбку.
4. Физминутка
5. Работа по теме урока
- Соедините имя собственное с именем нарицательным на интерактивной доске. Запишите в тетрадь сочетания: река Осетр, город Зарайск)
- Сделайте вывод: когда пишется большая буква?
- Сравним наш вывод с объяснением компьютера и узнаем правы ли мы? (мультимедийный проектор + диск по русскому языку)
- Какие же слова еще пишутся с большой буквы?
6. Физминутка 7. Продолжение работы по теме урока.
1. - Ребята, а какие у нас в классе есть имена? (3 Егора, 2 Никиты, 2 Данилы, 2 Лизы)
- А как же нам их отличить? (по фамилии)
- А как пишутся имена и фамилии?
- Запишите свое имя и фамилию в тетрадь. Проверка.
(Вручение смайликов)
2. – Что это? (на принтере распечатываю заранее набранное письмо от бегемота: «Ребята, помогите, пожалуйста, подписать фотографии. Бегемот». Письмо читают дети)
3.Работа с компьютером. (диск-подписываем имена сказочных героев)
- Давайте сделаем вывод: имена сказочных героев, клички животных пишутся с большой буквы.
(вручаю смайлики)
8.Работа в парах.
(На каждой парте 2 цветочка. На них части предложения.)
1 ряд: Растопили ручейки сне. .
2 ряд: Сол.це пригрело землю.
3 ряд: На проталинах появились первые цв.ты.
Весна вам тоже подарила цветы: непростые, волшебные.
1.Игра «Собери предложение»
- Прочитайте, что написано на цветах? Докажите, что это предложение.
2.Вставьте пропущенные буквы и докажите правильность.
3.Выделите грамматическую основу предложения. Какое это предложение? (повествовательное, невосклицательное, распространенное)
4.Проверка. Оценивают дети.
Красный круг -Молодцы! Правильно выполнили задание.
Зеленый круг- Допустили небольшую неточность в порядке слов.
Синий круг- Нужно постараться исправить ошибку. (если возникает трудность с выполнением задания, помогают одноклассники)
(Вручаю смайлики)
9.Самостоятельная работа.
Запишите предложение в тетрадь, подчеркните грамматическую основу.
10. Итоги.
- Что нового узнали на уроке?
-Сколько улыбок вам подарила Весна?
11. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. Кто с хорошими знаниями и замечательным настроением закончил урок, поднимите смайлики «Улыбка весны», цветочки (звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»).
-Вот какой весенний букет у нас получился. Весна дарит вам эти цветы и свои улыбки. Спасибо за урок. Вы меня сегодня порадовали.
(На уроке использовано электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» УМК «Школа России». )