Урок математики в 4 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме Сложение и вычитание с переходом через разряд
Урок математики в 4 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида
Тема: «Сложение и вычитание с переходом
через разряд»
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Вид урока: Урок – игра.
Цели: 1. Образовательная.
Закрепить знание обучающимися числового ряда в пределах 100.
Формировать вычислительные навыки сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд через тренировочные задания.
Тренировать умение выполнять вычисления в «столбик».
Повторить компоненты сложения и вычитания.
2. Развивающая.
Развивать математическую речь через использование на уроке терминов.
Формировать зрительное и слуховое восприятие, умение ориентироваться в задании.
Коррегировать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения на основе дидактической игры.
Воспитательная.
Воспитывать умение контролировать себя во время фронтальной работы на уроке.
Оборудование: Снеговик, состоящий из карточек с заданиями, заголовки видов работ, карточки со знаками действий на партах, картинка к задаче, счёты, индивидуальные карточки с геометрическим материалом, снежинки с оценками, конверт от Деда Мороза.
Структура урока:
Организационный момент.
Устный счет.
Сообщение темы и задач урока.
Воспроизведение необходимых знаний.
а) Минутка чистописания;
б) Физминутка;
в) Решение примеров с переходом через разряд;
в) Разбор и решение задачи;
5. Практическая работа по закреплению знаний и умений.
6. Проверка качества выполненных заданий.
7. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
Орг.момент. Снег летает и сверкает в золотом сияньи дня.
Словно пухом, устилает все дороги и дома.
Сыплет, сыплет наш снежок.
Начинаем наш урок.
Как тихо падает снег, также тихо сядем и мы.
(Опускаю снежинку на стол.)
Устный счёт.
«Я узнала случайно, что к нам очень торопился почтальон из леса –тот, что из снега сделан. Догадываетесь, кто он? (Снеговик). Он нёс нам письмо от Деда Мороза, но запнулся о крыльцо школы и рассыпался! Вот всё, что могла, я собрала. (На доске нижний ком от Снеговика, состоящий из сегментов, в разрозненном виде.)
14:2 8:2 12:2
18:2
10:2
20:2
Сможете ли вы помочь мне его собрать и узнать, что было в письме? Давайте вернем ему первоначальный вид.
а). Решение примеров на деление.
Чтобы скатать первый ком, нужно выполнить первое задание.
На осколках написаны примеры на деление: 18 : 2, 14 : 2, 10 : 2, 8 : 2, 20 : 2, 12 : 2. Шесть учеников по очереди выбегают, решают и составляют нижний ком.
- Что общего в этих примерах? (Деление на 2).
б). Восстановление порядка чисел.
- Чтобы скатать второй ком, нужно прочитать числа, не снимая с доски его части: 31, 19, 80, 74, 50, 93. Как они называются? Назовите круглые десятки. Доведите числа 19 и 31 до круглого десятка разными способами.
Задание для ученика, относящегося к 3 группе (низкий уровень) - Покажи на счётах числа 19, 80. Сколько в них десятков и единиц?
- А теперь расставьте осколки в порядке возрастания. Первый, верхний – с пуговицей.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 80 74
в). Угадай, что это за чертеж?
А вот и голова Снеговика. Нужно прикрепить ее над туловищем.
- Что это? (Круг). А как называется линия, которая проводится по кругу? (Окружность). – Назовите, что вы видите в окружности? (Центр и радиус).
-Что такое радиус, давайте скажем хором: это расстояние от центра окружности до её стороны.
г) Итог по устному счету.
- Посмотрите, получился ли у нас Снеговик? Что мы повторили, чтобы выполнить такую сложную работу? (учащиеся говорят о выполненных заданиях кратко).
Оцениваются ответы детей.
3. Сообщение темы и задач урока.
- Ребята, чтобы привести в порядок Снеговика и прочитать загадочное письмо, которое он нам нёс, нам нужно сделать сложную, но интересную математическую работу. Мы должны выполнить задания, в которых будут встречаться примеры, решаемые в столбик. Вы должны правильно записывать их и внимательно складывать и вычитать двузначные числа.
4. Воспроизведение необходимых знаний.
- Дальше мы поможем Снеговику, работая в тетради. (Запись числа.)
а) Минутка чистописания.
-Повяжем Снеговику шарфик, на котором записан ряд чисел.
1д. 7 ед., 3д. 1ед., 5ед., 8д.8ед. , 6д.4ед., 9д.7ед., 10ед.
(17, 31, 5, 88, 64, 97,100)
- Что здесь записано? Превратите эту запись в числа . (Ученик выходит к доске и пишет ниже числа.
- Какие числа лишние? Почему? Запишите в тетрадях этот ряд красиво.
Итог: Мы учились правильно и красиво писать числа.
б) Физминутка.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, дети, не шуметь!
в) Решение примеров с переходом через разряд.
- Чего не хватает Снеговику? (Головного убора и морковки).
А я их нашла и на них тоже задания.
(На морковке написана загадка) - Белые морковки, зимой растут. (Выходит ученик, читает и отгадывает).
Сосульки, правильно! (Показываю сосульки)
- Сосульки нам тоже приготовили задание. На них записаны примеры, которые надо решать в столбик. Один человек будет решать у доски с объяснением, а остальные - в тетрадях. (По одному человеку на пример)
43-27 100-24
54-19 27+49
37+28 36+56 ученик из 3 группы: 32+55
(Запись примеров осуществляется в столбик).
Итог. Оценивание ответов детей.
г) Разбор и решение задачи.
-Головной убор. На обратной стороне записан номер задачи, которую надо решить.
№41, с.57.
(Чтение задачи учителем.)
Прочитайте задачу самостоятельно и подумайте, какие в ней главные слова.
- О чем задача? (О деревьях – о ели, сосне, дубе).
(Читаем условие задачи.)
Краткая запись:
Ель – 22 м.
Сосна - ? м, на 6 м меньше
Дуб - ? м, на 9 м ниже
- Расскажите еще раз задачу, пользуясь краткой записью.
(Сильный ученик)
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос? (Нет.)
- Почему? (Мы не знаем высоту сосны.)
- Что о ней сказано? Как найти? (Ответы детей).
- Что сказано о дубе? Что значит ниже? (Меньше).
- Что мешает нам найти его высоту? (Фигурная скобка)
- Что нам надо найти сначала? Как узнать? (Ответы детей)
- А теперь мы можем ответить на главный вопрос? (Да)
- Запишем решение. (Выходят дети, решившие правильно. Три человека – по одному на каждое действие)
Запись: 1) 22 м – 6 м = 16 м – сосна.
2) 22 м + 16 м = 38 м – ель и сосна.
3) 38 м – 19 м = 19 м – дуб.
- Мы решили задачу? Запишем ответ.
Ответ: высота дуба – 19 метров.
- Каким действием мы находили высоту дуба? (Вычитанием).
- Почему? (Он был ниже, меньше, чем ель и сосна.)
Итог: - Мы решили задачу, наденем шапку Снеговику. (Оценивание ответов).
Практическая работа по закреплению знаний и умений.
- А теперь порадуйте Снеговика своей хорошей работой, выполнив самостоятельно задание.
- Примеры № 39, стр. 56 - первая строка (решаем самостоятельно).
Ученики 3 группы решают два примера на карточках - снежинках пользуясь счётами.
(23-13, 74+24)
6. Проверка качества выполненных заданий.
( Взаимопроверка с соседом по парте. Озвучивание результатов.)
7. Итог урока. Рефлексия.
- Мы сегодня тренировались в умении решать примеры в столбик, разбирать и решать сложную задачу.
- Что больше всего понравилось? Довольны ли собой?
(Открываем письмо Деда Мороза со снежинками – оценками и пожелание в открытке.)