Конспект урока математики в 3 классе по теме: Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд. Решение задач на нахождение суммы.
Открытый урок математики в 3 в классе
по развивающей системе обучения Л.В. ЗанковаТема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд. Решение задач на нахождение суммы».
Тип урока: урок рефлексииЦели: обучающие - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, формирование в сознании учащихся алгоритма рефлексивного мышления, осознание ими потребности к выявлению причин затруднений, выбор способа и средств их реализации, осмысление своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий, тренировать навыки использования способов действий, вызвавших затруднения, создание мотивации на успех для каждого ребёнка; развивающие - самооценка результатов деятельности, развивать умения рассуждать, сравнивать, делать выводы, принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения;
воспитывающие - воспитание активной личности, воспитание стремления вести здоровый образ жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат, на котором изображена яблоня, указка, магниты, яблоки с пословицами, сигнальные карточки, задания командам на формате А4, напечатанные на листках домашние задания, памятка здорового образа жизни.
Ход урока.
I Актуализация знаний.
- Мы завершаем первый этап большой и очень интересной темы.
Слайд 1 Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел
без перехода через разряд. Решение задач на нахождение суммы».
- Для того, чтобы у нас всё получилось, мы вспомним, что мы умеем, что мы можем, что мы знаем. Нам на уроке сегодня будет помогать проектор, который умеет показывать интересные слайды.
Слайд 2 Я умею…
Опрос детей (выборочно).
- Какие вы молодцы! Как много вы умеете. А что основное из наших умений подходит к теме урока?
Ответ детей.
- Проектор, услышав ваши ответы выбрал.
Слайд 3 без ошибок складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд
- Вы согласны с ним?
Слайд 4 Я могу…
Опрос детей (выборочно).
- Как вы много можете делать на уроке математики. И снова наш проектор.
Слайд 5 решать задачи на нахождение суммы
- Согласитесь ли с таким ответом нашего проектора?
Слайд 6 Мне надо быть…
Дети перечисляют разные качества.
- Услышав ваши ответы, наш проектор выбрал 4 условия.
Слайд 7 внимательным, старательным,
организованным и наблюдательным.
II Целеполагание.- А есть ещё одно основное условие, которое пригодится любому человеку при решении любых задач.
- Здоровье.
- А здоровым хочет быть каждый. Кого можно считать здоровым?
- Здоровым можно считать того человека, кто делает зарядку, занимается спортом, физкультурой и т. д.
- Тот, кто ведёт здоровый образ жизни. Давайте попробуем создать модель здорового образа жизни. Эту модель можно будет предложить своим друзьям и знакомым.
- Сегодня на уроке мы работаем под девизом:
Слайд 8 Я умею думать, я умею рассуждать
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.
III Реализация проекта.- Перед вами «Дерево решений» (наших с вами решений). Эта волшебная яблоня. На ней могут созреть вкусные плоды, а может не вырасти ничего. От нашей с вами работы зависит, вырастут ли на нашей яблоне вкусные и полезные плоды. Мы сегодня будем выполнять математические задания и пытаться делать выбор в пользу нашего здоровья. Два яблока на ней уже выросло, а насколько они полезны, мы с вами выясним в процессе игры.
Игра называется «Верно – неверно». У вас на партах сигнальные карточки, зелёный цвет означает «да», т. е. вы со согласны, а красный – «нет».
(после каждого утверждения ребёнок говорит правильный ответ)
А) В прямоугольнике все углы прямые;
Б) В любом прямоугольнике все стороны равны;
В) У квадрата все углы прямые;
Г) В любом прямоугольнике все стороны разные;
Д) Квадрат – это прямоугольник;
Е) В числе 348 – 3 десятка, 4 сотни и 8 единиц;
Ж) Число 530 больше, чем число 630;
З) Соблюдай чистоту;
И) Чистота – это не главное.
- Так какое же яблоко нам нужно оставить? Почему? (Соблюдай чистоту).
Ответы детей.
( одно яблоко снимаю)
- Опять нам помогает проектор.
Слайд 9 345 453 543
- Что общего в этих числах? (трёхзначные, в записи используют одинаковые цифры, количество единиц во 2и 3 числах одинаковые, количество десятков в 1 и 3 числах одинаковые).
- Что ещё интересного вы можете сказать про эти числа? (количество сотен увеличивается, т. е. стоят в порядке возрастания).
- Вы сравнивали три числа, а теперь, посмотрите у нас их много.
Слайд 10 360 660 460 760 560 860
360 37 0 380 390 400 410
- Что скажете о первом ряде чисел? (в разряде десятков и единиц одинаковые числа, разряд сотен изменяется, чередуются через число в порядке возрастания).
- Я думаю, про второй ряд вам тоже есть, что рассказать (каждое число увеличивается на 10, в разряде единиц одинаковые числа).
- Вы славно потрудились. А на яблоне опять выросли 2 яблока, и нам предстоит выбирать. Свой выбор, пожалуйста, объясните.
2 яблока (Труд кормит, а лень портит. и Под лежачий камень вода не течёт.)
Ответы детей.
- И нам снова помогает проектор.
Слайд 11 360 370 380 390 400 410
361 373 383 394 405 416
- Запишите новый ряд чисел, увеличивая первое число на 1, второе - на 2, третье – на 3, четвёртое – на 4, пятое – на 5, шестое – на 6.
- Проверяем. Проектор предлагает нам правильный ответ. (Открывается скрытая строка на слайде с ошибкой).
Ответ детей (должны заметить ошибку).
- Молодцы! Вот вас ещё одна пословица: «Доверяй, но проверяй!» Математика – царица всех наук, и точность одно из главнейших её условий.
- Ребята ведь мы с вами не зря повторяли сотни, десятки и единицы в трёхзначных числах.
Слайд 12 361 и 372 383 и 394 405 и 416
- Ребята, наш проектор скомпоновал числа в пары, как вы думаете для какой цели? Что можно с ними делать?
Ответы детей.
- Превратите эти пары чисел в разности и вычислите их значения.
Первую пару чисел ученик выполняет около доски с объяснением. Две другие пары чисел два ученика у доски самостоятельно.
- Молодцы! С вычитанием вы справились, а у меня в запасе есть ещё …
- Суммы!
Слайд 13 235 + 141
472 + 327
Первую пару чисел ученик решает с объяснением. Вторую учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях.
- Мы сейчас чем с вами занимались? Как складывали?
- Отдохнём немножко от трёхзначных чисел. Мы хорошо поработали, а кто хорошо работает, тот хорошо и ест. А на яблоне тем временем выросли ещё два яблока.
2 яблока (Я выбираю здоровое питание. и Я выбираю питание, богатое сладостями.)
- Какое решение выбираем? Почему?
Ответы детей.
- Отдохнули, пора за работу. Урок ещё не закончился. Предлагаю решить задачу. И снова нам помогает проектор.
Слайд 14 На озере плавало 36 уток, а гусей в раз меньше.
Сколько птиц плавало на озере?
Ученик решает задачу у доски. Вызывает затруднение.
- Опять русская пословица помогает: «Доверяй, но проверяй!» Ошибся наш проектор, придётся ему помогать.
- Любое ли число подойдёт? Почему? (Нет, только 4, 6 , 9, так как они делятся на 36). Ребёнок сам выбирает во сколько раз меньше число и с объяснением решает.
- Ребята, какую задачу мы с вами решали? (на уменьшение числа в несколько раз) Какое действие применили? Почему?
- Вы видели, как двигаются утки и гуси? А вы умеете двигаться? А любите?
Физическая пауза.
Весёлая музыкальная физическая минутка «Ножки».
- Пока вы двигались, танцевали, на яблоне выросли ещё 2 яблока ( Движение – это жизнь. и Без лекарств не жизнь.) Что выбираем? Почему?
Слайд 15 S и P
- Что за две буквы появились на доске?
- Что такое площадь? Как найти площадь прямоугольника? Что такое периметр? Как найти периметр прямоугольника?
- Как вы думаете, зачем мы с вами вспомнили площадь и периметр?
Ответы детей.
- С нахождением площади и периметра у вас сегодня будет связано домашнее задание и ещё со сложением и вычитанием трёхзначных чисел. Домашнее задание я вас приготовила на листочках, вы их получите в конце урока.
- Вы хорошо работаете. Справляетесь с трудными заданиями. У вас хорошее настроение?
- А на дереве выросли ещё 2 яблока (Хорошее настроение – жизни продление. и Огорчённый песен не слушает.) Какое решение выбираем? Почему?
Ответы детей.
- Молодцы! Вы сегодня активны, внимательны на уроке, с хорошим настроением. Такие люди могут создавать команды, которые будут побеждать. И я вам предлагаю сыграть в командную эстафету.
IV Самостоятельная работа.Слайд 16 Весёлая эстафета.
- Каждый ряд – это команда. Я раздаю каждой команде задания. Это цепочка выражений, которые надо будет вычислить. Вы собираетесь около вторых парт, где сидят капитаны. При выполнении решений участвуют все члены команды.
На эстафету отводится 2 минуты.
IрядIIрядIIIряд
60 – 6 =42 – 6 =100 – 19 =
: 6 = : 4 = : 9 =
x 4 = x 3 = x 2 =
: 6 = + 13 = + 18 =
+ 12 = : 5 = : 6 =
: 3 = + 16 = x 8 =
x 10 = : 3 = - 18 =
- 25 = x 10 = : 10 =
V Самоконтроль.-Проверяем.
Слайд 17 I ряд II ряд IIIряд
543681
999
362718
64036
1886
62448
60830
35803
- Капитаны, совпали ли ваши ответы с нашим проектором?
Ответы детей.
VI Рефлексия.
-Скажите, что мы сегодня повторяли на уроке. Где нам это может пригодиться?
Ответы детей.
-Посмотрите, сколько необыкновенных и необычных яблок на нашей яблоне. Вспомните, с чего мы начинали наш разговор.
- Верно. Мы хотели создать модель здорового образа жизни. Какова же эта модель?
Ответы детей.
-Наш проектор нам опять с вами помог, и всё, что он слышал, запомнил и обобщил. Приготовил для вас памятки.
Слайд 18 Движение – это жизнь.
Труд кормит, а лень портит.
Хорошее настроение – жизни продление.
Соблюдай чистоту.
Я выбираю здоровое питание.
-Вот такая модель здорового образа жизни у нас получилась. По просьбе проектора я вам её дарю. Вы можете поделиться ей со своими друзьями и знакомыми.
Памятки «Здоровый образ жизни» раздаются всем ученикам класса и гостям.
- Спасибо всем за внимание! Будьте здоровы! Урок окончен.