Урок математики на тему Умножение иделение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число


Урок математики
в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Тема урока: «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число»
Цель урока: формирование вычислительных навыков.
Задачи:
совершенствовать вычислительные навыки;
закреплять умения решать задачи изученных видов;
развивать мышление, речь учащихся; обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;
воспитывать интерес к изучению истории, любовь к Родине.
Оборудование:  учебник, индивидуальные карточки, таблицы, пазлы «Вечный огонь», плакат «9 Мая», видеоролик «Салют, Победа!»
I. Орг. момент (Общекоррекционная работа)
- Какое время года? Какие весенние месяцы знаете?
- Какой первый весенний месяц? Второй? Третий?
- Какой день недели сегодня?
- Какой был вчера? Какой будет завтра? Послезавтра?
(Показываю запись 8.05.15)
- Что означает эта запись?
- Правильно ли записана сегодняшняя дата?
- Что означает 8? 05? 15?
- Какое число было вчера? Будет завтра?
- Что это за дата – 9 Мая?
- Какие ещё весенние праздники знаете? (8 Марта, 1 Мая)
(Выставляю на доске числа 1, 9, 8)
II. Самоопределение к деятельности
- Придумайте многозначные числа, используя данные цифры.
- Какие числа называли?
- Какие действия можно выполнить с данными числами?
- Какую тему изучаем в данное время?
(«Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»)
- Сегодня наш урок будет посвящён 70-летию Победы нашей страны над Германией. Я предлагаю совершить путешествие в прошлое – в годы ВО войны. Это путешествие поможет вам увидеть, что такое война и чего стоила нам победа.
III. Устный счёт
22.06.1941г. в 4 часа утра фашисты бомбили пограничную крепость. А как называлась эта крепость, вы узнаете, решив примеры.
«Эстафета»
120 : 2 =
100 + 70 =
100 * 1 =
7 * 8 =
140 – 100 =
(Расположите ответы в порядке возрастания и узнаете название крепости – БРЕСТ)
Оборона Брестской крепости в июне-июле 1941 года – это подвиг наших воинов, ценой жизни задержавших наступление врага. На предложение сдаться защитники крепости вывесили на одной из стен кусок полотна, где кровью было выведено: «Все умрём за Родину, но не сдадимся!». Большинство защитников Брестской крепости погибло.
«Круговые примеры»
- Проверьте, правильно ли решены примеры?

Задача на смекалку
- Ещё одним важным событием ВО войны была битва на Курской дуге.
«Битва на Курской дуге продолжалась с 5 июля по 23 августа 1943 года. Сколько дней продолжалась битва?»
(Работа с календарём)
Ответ: 50 дней.
IV. Работа над темой урока
4.1.Самостоятельная работа
- Что такое блокада?
- Сколько дней длилась блокада?
Чтобы ответить на этот вопрос, назовите самое большое трёхзначное число и самое большое двухзначное число. (999 и 99)
(От самого большого трёхзначного числа нужно вычесть самое большое двухзначное число и вы узнаете продолжительность блокады) - 900дн.
- А вот какой город находился в блокаде, вы узнаете, решив пример на порядок действий
358 * 2 – 569 =
(Определяют город по ответу)
Москва – 137
Ленинград – 147
Киев – 146
Ленинград стал городом-героем. Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат – жалостью к угасающим матерям, жёнам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. Но Ленинград не сдался.
-Как сейчас называется Ленинград?
4.2. Дифференцированная работа по карточкам
– Что такое «Дорога жизни»?
- А хотите узнать, по какому озеру проходила «Дорога Жизни» во время блокады Ленинграда? Для этого вы должны закончить решение примеров на деление, сложить ответы и по сумме определить по какому озеру проходила «Дорога жизни»
(ответы пишу на доске столбиком, а потом дети хором находят сумму: 377, 163, 237)
Ладожское - 777
Онежское – 536
Физкультминутка
«Танец бабочки» (зарядка для глаз)
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
4.3. Решение задачи («Собери картинку – Вечный огонь»)
- Назовите число, в котором 8 сот. 3 дес. 7 ед. (Это № задачи с.174)
(Во время ВО войны большую помощь оказывали нашим солдатам люди, работающие в тылу. Представьте, что это военное время. На фабрике шьют куртки – зимние и летние)
Придумайте задачу по краткой записи.
Зимние к. – 368
Летние к. - ? в 4 раза меньше
На сколько больше?
(самостоятельное решение задачи)
Самопроверка:
1в. 2 в.
1). 368к.: 4 = 92к. 1). 368к.: 4 = 92к.
2). 368к. – 92к. = 276к. 2). 368к. + 92к. = 460к.
(Кто решил и проверил, подходят к столу и собирают картинку – «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ», который символизирует память о людях, невернувшихся с войны.)
4.4. Геометрическая пятиминутка
(На столах у каждого ученика лежит прямоугольник оранжевого цвета. Дети измеряют длину, ширину, находят Р. Затем проводят 3 чёрных полоски.)
- На что похожа? Где встречали такую ленту?
Гео́ргиевская ле́нта — двухцветная лента, которая означает «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Лента означает память о событиях второй мировой войны.
В наше время появилась интересная традиция - в преддверии праздника Дня Победы, люди повязывают "георгиевку" на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы.
Акцию придумала к 60-летию Победы Наталья Лосева — сотрудник информационного агентства «РИА Новости».
Девиз акции: « Я помню, я гожусь».
4.5. Решение примеров на карточках (дифференцированно)
ПРОВЕРКА: (Ответы размещены по классу)
- Найди свой ответ, на обратной стороне буква – «Собери слово»
САЛЮТ – Что означает? Когда бывает?
9.05.1945г. враг был разгромлен. Более 30 миллионов советских людей погибли в эти страшные годы. Каждый год 9 мая мы чтим всех погибших. Во всех городах, сёлах проходят митинги, парады, шествия. А заканчивается всё праздничным салютом.
(Видеоролик – «Салют, Победа!»)
IV. Итог урока:
- Чем занимались?
- Что нового узнали?
V. Рефлексия.
Определите своё настроение
Встаньте, пожалуйста, те:
- Кто устал на уроке;
- Кому было трудно;
- Кто был уверен в себе;
- У кого осталось отличное настроение
Выбор звёздочки-салюта и размещение её на плакате «9 МАЯ»
Зелёная – всё понравилось
Жёлтая - не очень понравилось
Красная – совсем не понравилось
Вручение георгиевских ленточек детям
Учитель математики I к.к : Зайченко В.В.