Статья Развитие мышления и формирование дисциплины мышления на уроках математики


Развитие мышления и формирование дисциплины мышления у учащихся средних классов на уроках математики
Т. В. Селиванова преподаватель математики
Мышление – одна из важнейших психических характеристик личности. По природе своей оно хаотичное, недисциплинированное, неорганизованное. Дисциплина мышления - это здравомыслие, это идеи, планы, приоритетные задачи, расположенные упорядоченно и «в уме» и в реальной жизни. Если у человека «порядок в голове», он выражает свои мысли четко и ясно, логично и последовательно. Люди с высокой дисциплиной мышления способны осуществлять свои планы, достичь вершины в своей деятельности,
Дисциплина мышления не даётся человеку в готовом виде при рождении, а лишь начинает постепенно формироваться и развиваться в результате приобретения знаний и освоения окружающей действительности. Именно поэтому существует актуальная проблема развития дисциплины мышления у школьников. Данная задача имеет особый приоритет ввиду того, что развитие наглядно-образного и пространственного мышления, которое формируется в первую очередь при изучении математики, тесно связано с интеллектом человека. Изучение математики связано с накоплением разнообразной информации. Учащиеся пользуются учебниками, дидактическими материалами… Это позволяет им овладеть широким набором средств получения информации. Важным фактором для развития мышления является подготовка к решению задач домашнего задания, планированию ответа, составления опорных конспектов - подбор информации повышает подготовленность школьников к интеллектуальной деятельности. Уровень дисциплины мышления повышается также и путем освоения компьютерной грамотности, знакомство с интернет-ресурсами, использованием информационных технологий.
Исследования психологов и физиологов показали, что существует функциональная асимметрия полушарий головного мозга и связанная с этим особенность развития интеллекта. Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния и оперирует образами реальных предметов. Оно воспринимает предметы и явления одномоментно. Данная особенность правого полушария приводит к формированию многозначности контекста, который не поддается исчерпывающему объяснению. Левое полушарие специализируется на оперировании словами и другими условными знаками. Благодаря такой специфики левого полушария изучаемый материал может пониматься всеми одинаково. Несомненно, для формирования творческой личности необходимо развивать как наглядно-образный, так и словесно-логический компоненты мышления. Эти компоненты мышления тесно связаны между собой. Ввиду особенностей развития головного мозга учащихся различных возрастных групп, обучение должно быть адресовано не только, как правило, к словесно-логическому типу мышления, но и к наглядно-образному. Пренебрежение познавательными возможностями наглядно-образного мышления создает большие затруднения для учащихся. Отсутствие запаса зрительных образов, неумение оперировать образами при их наличии – одна из причин низкого качества мышления. Недостаток воображения у учащихся отрицательно сказывается на усвоении всех школьных предметов. Поэтому необходимо так организовать деятельность учащихся по изучению разделов математики, чтобы гармонично развивались оба полушария головного мозга.
У детей, учащихся в среднем звене школы основной способ мышления - наглядно-образный. Наглядно-образное мышление – это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. Этот способ мышления играет важную роль в формировании понимания процессов изменения и развития предметов и явлений. Многие исследователи считают, что именно движение от наглядного образа понятия к его формальному определению, опора на образное мышление – это «подлинно детский путь в математику».
Наглядно-образное мышление является фазой перехода от наглядно-действенного, когда объектом непосредственных мыслительных преобразований служит реальная ситуация - к словесно-логическому, когда мышление ребенка сможет «оторваться» от конкретной действительности, могут использоваться вероятностно-гипотетические суждения и, в итоге мышление приобретает индуктивно-дедуктивный характер. Именно поэтому развитие этой формы мыслительной деятельности имеет большое значение для дальнейшего формирования мышления ребенка.
Изучение математики способствует формализации знаний и рассуждений. Особенности математического мышления объясняются особенностями математических абстракций и многообразием их взаимосвязей. Они отражаются в частности в доказательстве математических теорем. Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, нужно учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы.
Математика - область человеческого знания, изучающая математические модели, отражающие объективные свойства и связи. Математика дает людям: удобные способы описания разнообразных явлений реального мира и тем самым выполняет роль языка науки; методы изучения и познания окружающего мира; методы исследования как теоретических, так и практических проблем. Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения.
Овладение таким предметом, как математика, хорошо показывает, до какого максимума поднимается развитие мышления школьников различных возрастов.  Величина, количество и эмпирическое число, мера и количественное отношение, абстрактное общее число, числовой закон, абстрактный закон количественных отношений - вот чем последовательно овладевает мышление школьника. Многие эвристические приемы стимулируют включение в процесс решения задач наглядно-образного мышления, что позволяет использовать его преимущество. Тем самым облегчается течение интуитивных процессов, характерных для продуктивного мышления.
Подбирать материал к урокам математики надо так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету. Полезно применять и нестандартные формы уроков, такие, как: уроки – путешествия, уроки-сказки, уроки-соревнования, уроки КВН, уроки «Брейн-ринг», которые будут способствовать развитию мышления и творчества, а также создание «проблемных» ситуаций, ориентирующих учащихся на поиск решения. Учащимся нравится работать самостоятельно, при этом они не бояться допустить ошибку в ответе, понимая, что учитель всегда готов им помочь. Ум ребенка становится острее, а сам он – находчивее и сообразительнее.
Основным средством развития математических способностей учащихся являются задачи. Функции задач очень разнообразны: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие. Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить конкретным целям обучения. Главная цель задач остаётся прежней - развить мышление учащихся, заинтересовать их математикой. В результате многократного изменений и усложнений упражнений, у учащихся также меняется подход к решению задач, он становится более гибким, развивается навык по решению задач, в частности имеющих несколько вариантов решения и задач на комбинированные действия. Повышается интерес к предмету,
Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной. формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.
Таким образом происходит начало формирования дисциплины мышления.