Статья по теме Развитие творческого мышления у учащихся на уроках математики
Развитие творческого мышления у учащихся на уроках математики
«Важнейшая задача
цивилизации – научить
человека мыслить»
Т.ЭдисонРазвитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Не случайно известный математик и методист Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой ? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».
Каждая предлагаемая для решения учащимися задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же главная цель задач - развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов.
Достичь этой цели с помощью одних стандартных задач невозможно. Необходимо на уроках систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности, т.е. решать нестандартные задачи.
Именно через задачи учащиеся могут узнать и глубоко усвоить новые математические факты, овладеть новыми математическими методами, накопить определенный опыт, сформировать умения самостоятельно и творчески применять полученные знания.
Развитие продуктивного мышления учащихся при изучении математики будет проходить эффективнее, если:
обучение носит проблемный характер (проблемные ситуации при решении нестандартных задач);
используются групповые формы работ;
познавательная деятельность носит активный, самостоятельный характер;
обучение осуществляется на высоком уровне трудности.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях действительности. Творческую основу уроков составляют такие педагогические и психологические концепции, как развитие творческого мышления, поэтапное формирование умственных действий, проблемное обучение.
На уроках математики учащиеся овладевают мыслительными умениями. Так как важнейшими условиями успешного, не механического запоминания являются понимание материала и активные формы мыслительных умений, то все приемы запоминания сводятся к тому, чтобы на основе активных интеллектуальных действий как можно глубже, полнее и отчетливее понять материал.
На первых уроках стереометрии учащиеся испытывают большие трудности в усвоении материала из-за того, что слабо развито пространственное воображение. Учащиеся плохо представляют пространственную фигуру по ее рисунку. Навык восприятия стереометрического чертежа формируется, развивается пространственное воображение, если задача иллюстрируется соответствующей моделью. Например, на доске и в тетрадях учеников изображена пирамида, перед доской располагается ее модель. Ученик, вызванный к доске показывает всему классу элементы условия задачи на чертеже и на модели, проводит аналогии. Подобные упражнения выполняются с интересом, легко и безошибочно, потому что ученики сами по модели контролируют свои действия. Таким образом, все действия с моделью выполняют роль стимулирующих звеньев, которые в дальнейшем постепенно свертываются и сами собой «выпадают» по мере развития пространственного воображения.
Каждая предлагаемая учащимися задача может служить многим конкретным педагогическим целям обучения.
Главная цель задач – развить творческое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов.
Достичь этой цели с помощью решения стандартных задач невозможно, т.к. в этом случае сильные ученики могут потерять интерес к математике. В системе задач школьного курса математики необходимы задачи, направленные на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, творческого отношения к учебной деятельности математического характера. Необходимы специальные упражнения для обучения школьников способам самостоятельной деятельности.
Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач.
Выбор задачи – проблемы зависит от наличия у школьников исходного минимума знаний или срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимым для самостоятельного решения сведениями.
Преподаватель сам ставит проблему и намечает основные вехи для ее решения. Поставив проблему, учитель должен дать школьникам самим попытаться ее решить на основе имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает, а затем принять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию. Проблемная ситуация отражает субъективное принятие задачи, реальное участие каждого в процессе ее решения. Важно, что ученик сам задумался над сформированной в классе проблемой, сам себе задал тот же вопрос и попытался дать на него ответ.
Наиболее эффективное средство для создания у школьника проблемных ситуаций – использование противоречий. Задачи – проблемы ставят ученика в условие неопределенности и возникновение здесь ошибок вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит ни них внимание школьников и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления.
Возникнет ли в условиях обучения у того или иного учащегося проблемная ситуация, обратиться ли он для ее решения к наиболее эффективному приему продуктивного мышления – «анализ через синтез» или же к механической манипуляции данными – зависит не только от объективных факторов, но и от факторов субъективных, и прежде всего – от умственного развития школьников. Поскольку школьники одного и того же возраста имеют весьма существенные различия в достигнутом или умственного развития, полная реализация принципа проблемности не может быть осуществлена без индивидуализации обучения.
2)Групповые формы работ. Уточним, в чем состоит преимущество групповой работы над индивидуальной. Во-первых, в том, что в группе начинают действовать дополнительные стимулы, заставляющие человека нужным образом изменять свое поведение. Группа облегчает человеку выражение эмоций и чувств, позволяет ему вести себя более раскованно, способствует разрядке, внутренней напряженности, возникающие при индивидуальной работе. Во-вторых, в группе человек чувствует себя психологически более защищенным, т.к. в нем обычно создается благоприятная атмосфера человеческих отношений. В-третьих, группа помогает человеку более глубоко раскрыться. В-четвёртых, группа стимулирует поведение ученика. В-пятых, группа помогает лучше понять самого себя.
3)Индивидуализация и дифференциация обучения, самостоятельность в обучении.
4)Обучение осуществляется на высоком уровне трудности.
Урок – основная форма обучения, но не единственная. Мышление ученика формируется под воздействием многообразных жизненных впечатлений.
Для преодоления трудностей при решении нестандартных задач, для успешного осуществление которого учащиеся должен уметь думать, догадываться, приведу методические рекомендации: в процессе решения целесообразно четко разделить четыре ступени:
1) изучение условия задачи;
2) поиск плана решения и его составление;
3) осуществление плана, т.е. оформление найденного решения;
4) изучение полученного решения.
Поэтому развитие продуктивного мышления может быть подлинным только в том случае, если в ходе овладения знаниями целенаправленно формируется учебная деятельность, которая осуществляется реальный процесс присвоения общественного опыта каждым учеником с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития.
Таким образом, можно утверждать что работа над формированием навыков продуктивного мышления у учащихся – дело важное и необходимое.
Литература.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Просвещение, 1991.
Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991.
Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Просвещение, 2000.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся.// Вопросы психологии № 6, 2000.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Просвещение,1999.
Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления.//Школьные технологии,№4,2004.
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Под ред.И.Б.Первина. – М.: Педагогика, 1985.
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Педагогика, 2001.