Обучение грамоте. Урок по чтению на тему Звук и буква Цц. Чтение слогов и слов с буквой ц


Урок по чтению
Тема: Звук [ц], буква ц. Чтение слогов с буквой ц, слов с этими слогами.
Задачи: Учить выделять из потока речи звук [ц], обозначить его буквой ц. Учить читать слоги, слова с изучаемой буквой. Развивать навыки чтения; речь, фонетический слух, память, мышление, воображение. Воспитывать интерес к урокам чтения, способствовать творческому развитию личности.

Тип урока: Урок – путешествие.

Литература: А. Н. Рудяков, Т. Я. Фролова, Л. А. Миронов, Букварь.
Оборудование: рисунки, иллюстрации, наглядный материал для д/и.
Учитель: Луц О.Н., ОШ №1.

Ход урока
Структурные элементы
Содержание























Волшебный микрофон























Мини-итог






Д/и
«Найди звук»







Характеристика звука













Всегда твердые






Фонетико-дыхательная гимнастика

С.р. по карточкам (звуко-буквенный анализ)
Цветик-разноцветик




Стихотворение

Звуко-буквенный анализ
«На пальцах»



Беседа





Физминутка

Рассказ в картинках




Позиция звука










Сказочный ларец

Позиция звука





Загадка


Рождение буквы




Стихотворения







Анализ графики буквы





Оценивание


Правописание Ц в именах и фамилиях




Инсценизация





















Д/и
«Зажги радугу»

Мораль сценки




Мотивация



Д/и
«Построй мост»









Д/и
«Разбери мост»



Д/и
«Куст с ЦО и ЦА»




Д/и
«Цветок»









Физминутка





Д/и
«Солнышко»



Орфографическая минутка




Д/и
«Собери стихотворение














Разучивание с движеним




Беседа



“Словарик”





“Просматривание” слов

“Быстрая указачока”













Беседа









Пропаганда детской книги










I Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять – дети
Буду лучше всех читать! хором

II Мотивация учебной деятельности
Сейчас за наукой мы в сказку пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой в пути никуда не свернем!
Но чтобы нас сказка недолго ждала,
Настала, ребята, заданий пора!

Ребята! Сегодня жители страны Звукобуквии приготовили для вас необычное, чудесное путешествие в сказку, где вас ожидает новый звук и буква, а также самые необычайные приключения!

III Повторение раннее изученного
Чтобы попасть в сказку, нужно доказать, что вы знаете уже много о жителях страны Звукобуквии и не потеряетесь в дороге. А проверит ваши знания Волшебница. Свои ответы вы будете говорить в волшебный микрофон.
Чем пользуемся, когда говорим?
Какие виды речи знаем?
Из чего состоит речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Из чего состоят слоги?
Какие два вида звуков знаем?
В чем их различие?
Какие два вида гласных знаем?
Назовите «хитрые» буквы. Почему они хитрые?
Когда они обозначают два звука?
Что знаем о букве ё?
Какие согласные нам известны?
Всегда ли согласные бывают и твердыми, и мягкими?
Назовите всегда мягкие; твердые согласные.
О каких интересных буквах мы не говорили?
Для чего нужен ь, ъ?

IV Изучение н/м
Волшебница довольна вашими ответами; сейчас она прочитает заклинание, чтобы мы могли попасть в сказку. Закройте глазки.
Один, два, три –
Сказка, в гости
Нас скорее жди!
Откройте глазки. Перед вами – первое задание сказки:
Эй, ребята – молодцы!
Храбрецы и молодцы!
Не скучайте, не зевайте,
А звук новый угадайте!
На волшебном дереве висят предметы. Назовите их и укажите, какой одинаковый звук присутствует в словах?


Полотенце огурец цепь гусеница цветок

Правильно, это звук [ц].
Произнесите его еще раз.
Давайте охарактеризуем [ц].
Это гласный или согласный звук?
Почему согласный?
Закройте уши. Произнесите звук еще раз. Что слышим: звук колокольчика или шум камыша?
Какой это звук? (глухой)
Есть ли у [ц] пара? (нет)
О чем еще не сказали, характеризуя звук? (твердый он или мягкий)
Это, ребята, всегда твердый согласный звук (таблица).
Вы уже знаете, ребята, два всегда твердых согласных звука. Назовите их! ([ж], [ш]). К ним добавляется еще один – [ц].
А чтобы никогда их не забывать, знайте: в стране Звукобуквии живет свирепый, с твердым панцирем и шипами дракон Жишиц. Вот он (демонстрация).
Он преградил нам дорогу и не пропустит до тех пор, пока мы не дадим полную характеристику звуку [ц].
Зверь Жишиц пропускает нас дальше.
Мы идем дальше по волшебному лесу. Потерялись. Будем перекликаться, аукать. Ау! Ау! Ау!
- Услышали кукушку: Ку-ку!
- Увидели, как на поляну выскочил заяц; вы хотите, чтобы его никто не спугнул: ц-ц-ц!
Но тут застрекотал кузнечик: ц-ц-ц, ц-ц-ц; заяц испугался и бросился наутек, зацепил цветочек - разноцветик, и он растерял свои лепесточки. Но мы в волшебной стране. Хотите, чтобы листочки вернулись назад? Тогда внимательно посмотрите на карты. У кого лежат лепесточки? Выполните задание, записанное на них, и они вернутся назад, на цветочек.
Продолжаем наш путь.
Подошли к болоту. Кто это?
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля)
Есть ли в слове – отгадке [ц]?
Его позиция?
Давайте проведем звуко-буквенный анализ этого слова.
Кто сегодня будет ведущим?
(звуко-буквенный анализ «на пальцах») Анализ р. на карточках (-указательный и большой в кольцо – гласный звук; - указательный параллельно полу – твердый согласный; указательный и средний параллельно полу – мягкий согласный).
Видели ли вы цаплю?
Какая она? (Демонстрация рисунка)
Где она живет?
Чем питается?
За ваши хорошие ответы цапля проведет с вами физминутку.
Очень трудно так стоять –
Ножку на пол не спускать,
Не шататься, не качаться
За соседа не держаться!
Спасибо, цапля.
Мы вышли из лесу, и подошли к маленькой деревеньке.
Здесь в маленьком домике живет (курица) – (демонстрация рисунка).
Определите позицию [ц] жестами.
В середине в начале в конце
слова слова слова
Раз снесла курица (яйцо), а что было дальше вы узнаете, если назовете как можно больше слов из сказок, в которых встречается [ц]
А поможет нам ларец (в ларце предметы):
Зеркальце кольцо заяц
Цветочек аленький цепочка царевна
Было ли в этих сказках волшебство?
Будет оно и у нас.
Сейчас, из этого яйца «родится» буква, которая обозначает [ц] на письме.
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
(из-за декорации выходит ученица в маске и с большой буквой Ц на груди).
Это живая буква.
На что она похожа?
Послушайте, ребята, что еще напоминает Ц.
Буква Ц – Буква Ц -
Внизу крючок, смотрите сами -
Точно с краником как скамейка вверх
бачок. Ногами.

Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
Посмотрите внимательно на большую и маленькую Цц.
Есть ли различие в написании?
Сейчас у каждого из вас «родится» буква Ц. Вы выложите ее в парах из счетных палочек. Кто справится первым – получит приз (выполнение работы).
Самой дружной парой оказались Они получают приз.
Цыпленок хочет, чтобы мы ему дали имя.
Как пишется имя? Что еще пишем с большой буквы?
А есть ли в нашем классе дети, в фамилиях которых есть буква Ц?
Цыпленок Цып начал задаваться. И вот что с ним произошло (инсценизация)

Сцена 1.
Курица сидит на яйцах. К ней подходит Цып:
Ты неправильно сидишь, курица!
Видишь, никто больше не вылупливается!
Ты сиди, а я дальше пойду!
Сцена 2
Цыпленок подходит к цветку.
Цветок, ты неправильно цветешь!
Нужно цвести цветками вниз, тогда на тебя жуки и бабочки садиться не будут!
Сцена 3
Цыпленок подходит к гусенице.
Цыпленок:
Гусеница, ты неправильно ползешь!
Гусеница:
А как же надо?
Цыпленок:
Свернись кольцом, и катись, так быстрее будет!
Сцена 4
На болоте Цапля ловит рыбу и лягушек.
Цып:
Цапля! Ты неправильно ловишь!
Нужно вот так А! Помогите!
Тону!
Цапля спасает Цыпа.
Цапля:
Прежде, чем кого-то учить, нужно самому много знать.
Понял, Цып?
(во время инсценизации дети «зажигают радугу». Поднимают разноцветные кружки, услышав слово с [ц].
Какой мудрый совет дала цапля Цыпу?
Непослушный Цып попал в беду. Его отправила волшебница в дремучий лес. Если Цып выполнит все задания, то в конце пути будет награжден. Поможем ему!
Идет Цып по волшебному лесу, а навстречу ему – лисица. Поможем ему убежать от лисы, построим слоговой мостик (чтение прямых слогов)





Разберем «мост», чтобы лиса не догнала Цыпа.
(чтение обратных слогов).
За выполненное задание получает Цып монетку.
А вот полянка. На ней кусты, а на кустах – слоги.
У куста стоит овца, не пускает Цыпа.
Придумайте как можно больше слов с ЦО и ЦА, пусть скорее пропустит Цыпа овца!


ЦО ЦА

- Молодцы, Цып получил еще одну монетку.

Поляна.
На ней расцвел цветок.
Чудесен в том цветочке
Каждый лепесток!
Чтение слов, записанных на лепестках «цветка» с доски (с. 108 Букваря)
- Просмотрите глазками слова, приготовьтесь к
чтению (индивидуальное чтение учащихся)
За выполнение задания – монетка.
А теперь отдохнем.
(проведение физминутки «Наши алые цветки»).
Поднял Цыпа головку и увидел, что Солнышко такое грустное!
На своих лучиках писало оно слова, но в этих словах ветерок унес некоторые буквы.
Цыпе, детки, помогите,
Солнышко развеселите!

Чтение слов, записанных на «лучиках» солнца, в которых пропущена буква ц (с. 108 Букваря)
- Просмотрите слова.
Кто прочитает первое слово? Второе? (и т. д.)
Отыщите в словах правила.
Какое правило «спряталось» в слове «цена», «болотце», «золотце», «полотенце», «цветной» (безударная гласная). Проверим.
А кто заметил еще правила?
Значение каких слов вам не понятно?
По небу плывут тучки.
Они - фантазеры и выдумщицы и любят сочинять стихотворения.
Вот и сегодня утром сочинили они стихотворение, да только ветерок поссорил их.








Он маме-курице
принес Цыпленок вышел
из яйца

Цветут цветочки
у крыльца Цветок, который
рядом рос.

- Тучкам, дети, помогите,
Их скорее помирите!
Составим стихотворение.
Выучим его с движениями.
За выполненное задание получили еще одну монетку.
Вот и подошли мы с Цыпом к волшебному шатру.
Как вы думаете, где мы очутились?
Бывали ли вы в цирке?
Как можно попасть в цирк?
Купить билет в кассе.
Откроем наш словарик.
Цирк – здание с круглой сценой (ареной), посыпанный песком или опилками, в котором зрителям показывают представление.
Касса – место, в котором продают билеты.
У Цыпы есть деньги, чтобы купить билет.
Но нужно еще прочесть предложения, без которых в цирк не пропустят! (чтение предложений, с. 108 Букваря)
Просмотрите их глазками.
Приготовимся к чтению.
Помогает нам указочка.
А теперь догоняйте быструю указочку!
(чтение плавное в быстром темпе)
Некоторые слова написаны с большой буквы. Почему?
Цыпа прошел все испытания, посмотрел цирковое представление и вернулся с помощью волшебницы назад, к маме.
Пора возвращаться и нам.

V Итог.
С каким звуком мы познакомились? Охарактеризуйте его.
Какую букву на письме он обозначает?
Послушайте стихотворения:
Л. Дьяконов «Букв немало мы узнали»,
С. Маршак «У буквы Ц купив билет»
Что вам больше понравилось на уроке?
Нарисуйте к следующему уроку рисунок «Цирковое представление» или «Все любят цирк».
Если вы хотите узнать больше о приключениях Цыпа, то прочитайте рассказ К. Чуковского «Цыпленок».