Урок обучения грамоте Тема урока: Согласный звук [щ], буква Щ, щ. Чтение слогов и слов с буквой Щ, щ.


Урок обучения грамоте
Тема урока: Согласный звук [щ],
буква Щ, щ.
Чтение слогов и слов с буквой Щ, щ.
Учитель начальных классов: Одекова А.Х.
Класс:1 в
Цели Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
формировать навык беглого чтения на основе непроизвольной зрительной памяти, используя слоговые карточки;
познакомить детей с буквами, которые обозначают звук [щ]
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление,
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.
Формы работы
Методы
Тип урока
Форма урока
Оборудование
Фронтальная.
Коллективная.
Индивидуальная.
Групповая.
Разноуровневая.
Наглядный.
Беседа.
Диалог.
Практический.
Упражнение.
Самостоятельная работа.  
Урок-мультимедиа знакомства с новыми звуками и буквами основного этапа обучения грамоте.
Классно-урочная.
*ИКТ 
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Презентация Microsoft Office PowerPoint. *для практической работы
Рабочие листы
Тесты
Поставленная цель каждого этапа Этапы урока
время Ход урока оборудФормы работы Методы работы
Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
I. Мобилизующий этап.
1. Орг. момент
2.Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рената Сайфуллаевна. Сегодня я проведу с вами урок чтения.
Снег порхает и сверкает
 В золотом сиянье дня.
 Словно пухом устилает
 Все дороги и дома.
 Сыплет, сыплет снег-снежок. (хором)
 Начинаем наш урок.
-Как тихо падает снег,  также тихо сядьте и вы.
  - Ребята, какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке. Мы должны поработать на уроке так, чтобы у нас получился большой хоровод разноцветных снежинок. (Звучит музыка.) У вас на столах 3 снежинки , в конце урока вы оцените свою работу . Тот кто работал отлично выйдет к доске с тремя снежинками, а если кому-то будет чуть- чуть не комфортно на уроке, возьмете одну или две снежинки. Коллективная.
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
2. Актуализация опорных знаний
-Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
-Какого цвета снежинки кружатся в хороводе?
Какие звуки мы обозначаем красным цветом? (гласные звуки.)
 - Какие буквы опустятся на домик с красной крышей? (Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки)
Какие звуки мы обозначаем синим цветом? ( твердые согласные).
- Какие буквы упадут на домик с синей крышей?  (ж, ш,  всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
Какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (мягкие согласные)
- Какие буквы упадут на домик с зелёной крышей? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).
- Какие гласные звуки особенные? Почему?  (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?  (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

слайд Фронтальная.
Беседа.
Диалог.
Наглядный.
Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).
На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность. II Целеполагание урока.
III. Знакомство с новым звукам Щ и буквой Щ щ.
Физминутка – игра
Творческая работа
Ребята, я хочу, чтобы у вас было хорошее настроение. Для этого я приготовила фрагмент из сказки, (просмотр фрагмента сказки «По щучьему велению»)
- Как называется сказка?
- Назовите героев этой сказки?
Отгадайте загадку:
Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна,Притом — такая злюка!Конечно, это… (Щука)
- Произнесите первый звук в этом слове.
- Ребята, как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня мы познакомимся с новым звуком [щ']  и буквами Щ,щ .Узнаем особенности звука [щ'], научимся читать слова с буквами Щ, щ.
- Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?
Какая она? Сообщение учащегося.
Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.
Работа над новым материалом.
1) Вычленение звука [щ']. Таблица.
-Ребята, откройте учебник на с.63
- Произнесите первый звук в слове: щука.
Все вместе произнесем звук [щ,].Какой он? (согласный)
А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).
И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий. Назовите слова, в которых есть этот звук (лещи, щука, щавель).
Какой он? (всегда мягкий).
Вывод: звук [щ,] – согласный, глухой, всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука. А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук.
-Я называю слова. Если услышите в слове звук Щ хлопайте руками. Если нет звука Щ- топайте ногами: шелк, щенок, шептать, щит, овощи, шапка, плащ, лещ, шоколад, клещ, щегол, шина
1. Звуко - буквенный анализ слова щука.
- Сколько в слове слогов? (Два.)
- Дайте характеристику каждому звуку.
[щ]- согласный, глухой, мягкий.
[у]- гласный, ударный. Слайд
[к]- согласный, глухой, твёрдый.[а]- гласный, безударный.
2. Звуко - буквенный анализ слова лещ.
[л]- согласный,мягкий,звонкий.
[э]-гласный, ударный.
[щ]- согласный,глухой,мягкий. (1 слог)
Знакомство с графическим образом буквы Щ. Звук [щ] обозначается буквой щ.
Из каких элементов состоит буква щ? -Из трех палочек.
- На что похожа буква Щ? 
 Игра «Моя Вообразилия»
-Что вообразили про букву Щ ученики: Баграт и Азалия?
Баграт:             На расческу щ похожа            Три зубца  всего?
            Ну что же!
           
Азалия: Мы с мамой решили, что буква щ похожа на зубную щетку
               Буква щ поможет нам
               Чистить зубы по утрам.
Слайд
Слайд
Слайд Проблемный
наглядный
Формирование мотивации учения и обучения.
Реализация принципа деятельности.
Знакомство детей с согласным звуком [Щ,щ,] буквами Щ щ .
Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.
Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.
Соотнесение работы на слайде, на доске и в заданном порядке по плану готовит учащихся к одновременной работе с книгой, тетрадью, не забывая основной цели работы ( метод «виртуальной памяти» Работа по учебнику.
- Теперь вы сможете прочитать слова с буквой Щ, вы знаете, что когда видим эту букву в словах, то надо её просто назвать.
2Чтение слогов хором.
- Что вы заметили? (все слоги начинаются с буквы щ.3.Чтение слов в столбиках самостоятельно и выборочно.
(1-семейка) Прочитайте слова, которые начинаются на букву Щ.
-Что обозначают слова: щегол ,щенок, щуки?
Щегол- певчая птичка из отряда воробьиных, живет в лиственных рощах, садах, на вырубках.
Щенок-детеныш собаки, а так же лисы, волчицы, соболя.
Щуки- хищная пресноводная рыба.
(2-семейка) Прочитайте слова с буквой Щ в середине: ищу, чищу,чаща,лещи,роща.
Чаща- густой, частый лес. (Дебри, глушь).
Ищу- стараться найти , обнаружить.
Чищу- удалять грязь с чего-нибудь, чистить ботинки.
Роща- лес из деревьев одного вида.
Лещи- речные рыбы.
Прочитайте самое короткое слово.
( Ищу)
Почему оно самое короткое? Состоит из 3 букв.
Чтение стихотворения (стр.63) учителем.
Щука проглотила щетку
Щетка ей щекочет глотку,
Удивительное дело!
Что же я за рыбу съела?
Самостоятельное чтение вполголоса.
Работа по картине.
С каким предложением можно соотнести эту картинку? Щука проглотила щетку.
-А теперь повеселимся! (Физминутка)
- (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.) - Прочитайте правило в учебнике.
- Запомните это правило.
Работа по картинке.
Ребята, а какой фрагмент из сказки изображен на этой картинке? Рыбка пообещала выполнять все его желания.
А вы бы хотели, чтоб кто- то другой делал за вас вашу работу?
Работа со скороговорками.
Давайте прочитаем скороговорки сначала медленно, затем быстрее.
Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу
Щуки и леща в роще не сыщешь.
- Звуки [ч'] и [щ'] очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
В ящике вещи- щипчики и клещи.
- Какой звук мешает произносить скороговорку? ([щ,])ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Творческая работа.
Ребята, я надеюсь вы хорошо запомнили написание буквы щ.  Соедините картинки, в названиях которых есть звук [щ] с буквой щ.
 
Слайд
Слайд
Слайд

СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД  Групповая.
Работа по группам Работа проходит в группах постоянного состава.
исследовательский
Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков,
Правильным названием букв,
Способами применения в грамматике
Развитие творческого мышления.
IV. Рефлексия – С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Назовите букву, которой обозначается этот звук.
- С какой буквой познакомились? (Щ).
- Какое правило узнали на уроке?
(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).
- Если вы чувствовали себя хорошо, вам было интересно на уроке, и вы справились со всеми заданиями, то выберите 3 снежинки.
- Если вы чувствовали себя не очень комфортно, выберите 1-2 снежинки.
Сейчас мы оживим наши разноцветные снежинки под волшебную музыку, и они закружатся и засверкают в воздухе.
Посмотрите, какой большой хоровод снежинок у нас получился!
Вы все поработали на славу. Молодцы!
Урок окончен. Спасибо за отличную работу.
Зрительная фокусировка Обучение варьированию голоса
На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению
1)Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали,
Формирование у них умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли новой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)
2)Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно3)Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух. (Первая группа (хорошо читающие ученики) осуществляет чтение связного текста.)  
Слоговые карточки коллективная
Разноуровневая. Индивидуальная.
практический
Самостоятельная работа.